Повторить успех Coffee Like: как бизнесу масштабироваться от одной точки до целой сети заведений

Сеть Coffee Like к концу 2024 года планирует открыть еще 600 новых точек (сейчас их около 900). Редакция Quick Resto узнала у предпринимателей, как вести сетевой бизнес и вырасти от одной точки до целой сети.

Повторить успех Coffee Like: как бизнесу масштабироваться от одной точки до целой сети заведений

🖐🏻 Это блог Quick Resto — компании-разработчика ПО для ресторанов и кафе.

💌 Вступайте в наше сообщество рестораторов в Telegram и будьте в курсе последних трендов индустрии HoReCa.

Владимир Михеев
владелец сети DO.BRO COFFEE

Рост: от магазина до сети кофеен

Изначально наша компания была региональным дистрибьютором по продаже кофе и чая. У нас была задача построить 2–3 проекта в Благовещенске с населением 220 тыс. человек. И вот мы запустили такой маленький локальный бизнес. По мере получения прибыли и погружения в продукт поняли, что нужно масштабироваться и открывать несколько заведений. Но уже не точки по продаже кофе и чая, а полноценные кофейни.

На следующем этапе появилось производство. Мы начали обжаривать кофе. Появился профицит продукта, и мы поняли, что нам нужно его как-то продавать. А для того, чтобы продавать качественно, нужно строить качественную сеть. Одним из вариантов роста стал франчайзинг, который позволил развивать качественную сеть с хорошим продуктом, чёткими стандартами и возможностью формирования клиентской базы.

Про реальность пассивного заработка

Если вы хотите масштабировать франчайзинговый проект, то 24/7 должны работать над своими стандартами и инструментами, чтобы ваши партнёры могли делать на их основе хороший продукт и давать хороший сервис.

Каждый день нужно учиться, брать новые инструменты на вооружение, тестировать гипотезы, экспериментировать. А успешные эксперименты внедрять в виде стандартов работы компании.

Например, мы тестировали обучающий материал для наших сотрудников.

Написали большую тетрадь для бариста, где изложили теорию по работе с продуктами. Отдали бариста, начали смотреть, как они её принимают, и поняли, что сотрудники не готовы читать такой большой объём материала, хоть он и изложен красиво, с инфографикой и текстами. Поэтому часть обучения мы переупаковали в видеоконтент, закодировали его в QR-коды и положили в рабочую тетрадь.

Поняли, что это тоже не сработало. Тогда мы переложили эту рабочую тетрадь в телеграм-бота. Разбили по блокам, после каждого модуля сделали тестирование и начали в онлайн-формате отслеживать прогресс обучения сотрудников.

После того, как сотрудники проходили тесты, они попадали на практическое обучение. Таким образом мы урезали тех сотрудников, которые не готовы учить теоретическую часть, которые приходят к нам временно и думают, что профессия бариста — это что-то простое. Так мы стали тратить меньше времени и ресурсов на вовлечение немотивированных сотрудников.

У меня было внутреннее убеждение, что партнёры — это ответственные люди, которые понимают, что инвестируют деньги в личный бизнес. Но, как показывает практика, не все партнёры относятся к этому как к покупке инструментария. Большая часть партнёров находится в заблуждении. Они считают, что покупают будущий денежный поток.

Сейчас в России распространено понятие пассивного заработка. Я считаю, что это два противоречащих понятия — пассив и заработок. Такого не бывает: любой заработок — это активная или проактивная позиция, когда ты берёшь и внедряешь в жизнь те инструменты, которые приобрёл.

Купить франшизу и ждать пассивного дохода — это всё равно, что купить Mercedes-Benz, сесть на заднее сиденье и ждать, что он поедет.

Какие инструменты помогли бизнесу масштабироваться

Для начала мы просто прописали стандарты в документе, опираясь на которые начали составлять базу знаний. Потом выстроили внутреннюю экосистему для общения с коллегами и партнёрами.

Затем выбрали сильную систему учёта, которая дала возможность правильно вести учёт приходов и расходов.

Мы выбрали для себя автоматизацию от Quick Resto. Считаю это оптимальным вариантом для кофеен. Советую предпринимателям в ресторанной сфере как минимум зарегистрироваться на пробный период и протестировать систему.

Франчайзинговый бизнес — больше про цифры, чем про идею.

Многие компании увлекаются неймингом и визуалом, а цифрам уделяют мало внимания. Поэтому попадают в зону риска и не получают ожидаемой прибыли.

Как вырасти из одной точки до целой сети

Мой личный топ советов:

  1. Поставить масштабную цель с чёткими сроками и следовать ей.

    Например, перед тем, как запустить франчайзинг, мы написали стратегию компании. Посчитали примерный объём потребления одной точки и поняли, сколько новых партнёров нужно запустить, чтобы загрузить производство.

    Рассчитали примерный объём выручки, который мы должны генерировать по итогу 100% заполнения производств. А также на каком этапе нужно увеличивать производство с ростом нашей розницы. Эти цели написали на пять лет, потом декомпозировали на три года, на год. Разделили на месяца, недели и начали к этой цели идти.

  2. Просчитать финансовую модель и понять, что у тебя хватает ресурсов.

  3. Разбить это всё на понятный план с задачами.

  4. Определиться с людьми в команде, с которыми ты будешь работать.

Команда — это основная ценность компании, которая отвечает за успех проекта.

5. Постоянно учиться и перенимать опыт других компаний, в том числе транснациональных. Когда только начинал масштабировать бизнес, прошёл курс Сбера «БизнесКласс». Частенько читаю материалы в Академии бизнеса банка «Открытие». Из последнего я проходил программу SYNERGY EXECUTIVE MBA от школы бизнеса «Синергия». Там я защитил дипломную работу по теме: «Улучшения системы образования внутри компании».

6. Верить в себя и свой проект.

Что по цифрам

На старте у нас было два магазина. Сейчас компания владеет тремя производствами по обжарке кофе (обжариваем три тонны кофе в месяц), у нас есть 15 собственных проектов, порядка 45 франчайзинговых проектов, около 15 проектов — на стадии открытия. В среднем мы продаём около 4 франшиз в месяц. Динамика позитивная.

Анастасия Сергеева
основатель сети ресторанов «Гриль №1»

Построение бизнеса с нуля — это всегда большие риски. В 2012 году мы решили воплотить мечту и запустили первую точку в Барнауле. Так появился «Гриль №1».

Первую точку мы запустили с бюджетом 70 тыс. рублей. Ежемесячно прирост по выручке составлял 20–30%.

«Сарафанное радио» сработало и привлекло новых клиентов. Через один год работы оборот точки площадью 12 кв.м приблизился к 1 млн рублей. А ровно через год мы зафиксировали свой первый миллион на банковском счёте.

Через 1,5 года работы мы решили открыть второе заведение с большими вложениями. Спрос на продукт увеличивался, и мы начали вкладывать весь заработок в развитие.

Конечно, сначала были сложности и в выборе локации, и в подборе персонала. Например, в выборе локации не учитывали проходимость гостей, неправильно просчитали экономику предполагаемого помещения. При подборе персонала не проводили анализ рынка труда, не выстраивали систему адаптации сотрудников, не было HR-маркетинга.

Сейчас все процессы максимально автоматизированы. Для работы с гостевой базой мы используем дополнительные модули нашего основного ПО — систему лояльности для гостей, смс-рассылку, историю заказов, сегментацию гостевой базы. Работу с потенциальными и действующими партнерами, а также подбор и найм сотрудников мы наладили в CRM-системе «Битрикс24».

Примечание от редакции

Для масштабирования бизнеса расширяйте возможности своей цифровой платформы. Например, в Quick Resto к основному кассовому ПО вы можете подключить мобильное приложение для гостей, электронные карты лояльности или интеграции с агрегаторами доставки Яндекс Еда и Delivery Club. Так вы расширите каналы продаж.

Мы не зря проделали такой огромный и сложный путь. Сегодня сеть «Гриль №1» присутствует в 14 городах Сибири и Урала. 32 ресторана открыты по франчайзингу и 8 собственных заведений. Ежемесячный оборот «Гриль №1» — более 120 млн. рублей с чистой прибылью от 18%.

Александр Муратов
директор по развитию компании-владельца бренда «Якитория»

Первый ресторан «Якитория» был открыт в 1999 году в Москве возле станции метро Белорусская. Сразу же после запуска мы зафиксировали стабильно большой приток гостей, поэтому уже через три месяца приняли решение масштабировать бизнес, а в 2001 году продали первую франшизу. Сейчас «Якитория» — это 95 франчайзинговых ресторанов в России и странах СНГ.

У сетевого бизнеса есть свои особенности. Например, локальный ресторан может легко поэкспериментировать с меню — ввести новое блюдо или акцию, сменить концепцию.

Когда речь идёт о нескольких ресторанах или крупной сети, формат работы менее гибкий.

И меню, и специальные предложения, и концепция должны быть одинаково эффективны в разных регионах, подходить для разной аудитории. Важно разработать единые стандарты качества блюд, сервиса, и строго им соответствовать, следить за тем, чтобы они соблюдались партнёрами. Ведь неудачный опыт гостя, полученный в одном ресторане, как правило ассоциируется со всеми ресторанами бренда.

Важно не просто дать партнёрам возможность открыть ресторан под своим брендом. «Якитория», например, предоставляет франчайзи базы поставщиков продукции, помощь с обучением персонала на старте работ. Кроме того, преимуществом является автоматизация доставки — это позволяет значительно расширить аудиторию ресторана. В Москве доля собственной доставки в «Якитории» составляет 80%, и только 20% — это агрегаторы.

Если говорить про франчайзинг, то у этой модели бизнеса есть свои особенности. Главное преимущество — диалог между партнёрами и брендодержателем.

Франчайзи могут выносить на обсуждение свои идеи по развитию бизнеса с учётом особенностей локации.

Это касается как ценовой политики ресторанов (например, партнёры в регионах могут снизить стоимость части блюд), так и акционных предложений, изменений в меню, которые не противоречат общей концепции бренда.

Также «Якитория» активно использует технологии Big Data для анализа предпочтений клиентов. Это позволяет нам быть в тренде и быстро реагировать на изменения потребительского поведения, даже работая в нескольких регионах России и СНГ.

Топ советов, как вырасти из одного ресторана в масштабную сеть:

  1. Создать востребованную и актуальную концепцию — ресторанный рынок в нашей стране хорошо развит, поэтому важно найти свою нишу, предложить потребителю уникальный продукт, определить лояльную целевую аудиторию.

  2. Оценить конкуренцию и быть лучше других игроков рынка.

  3. Постоянно развиваться, инвестировать в развитие бизнеса. Например, в создание собственной доставки или её оптимизацию. Многие предприниматели избегают долгосрочных инвестиций, однако это тормозит рост бизнеса. Так, создание собственной доставки требует серьезных вложений, однако в дальнейшем может стать ключевым каналом продаж.

  4. Постоянно оценивать тренды и потребительское поведение.

  5. Быть в активном диалоге со своей аудиторией.

  6. Не экономить на маркетинге и продвижении — важно, чтобы о преимуществах ресторана знала его целевая аудитория. Стоит помнить, что эффект от маркетинговых активностей может быть заметен не сразу, однако в долгосрочной перспективе репутация бренда играет важную роль в масштабировании бизнеса.

Сейчас при открытии ресторана по франшизе «Якитории» средний срок окупаемости составляет 2,5–3 года, рентабельность зависит от региона и оборота, но в среднем — это 10%.

Если понравилась статья, поддержите её лайком, для нас это важно.

И делитесь в комментариях: что вы считаете главным инструментом для масштабирования бизнеса?

66
14 комментариев

Ребята, ну нужно же работать с текстом. Структура, подача оставляют желать лучшего. Очень тяжело воспринимается материал.
Нас конечно тоже упрекают что мы тут рекламу делаем. Но мы то по сравнению с этим текстом вообще ангелочки :)))
Продолжайте писать, умения придут. Не забывайте тестировать и анализировать, как вы это сами рекомендуйте в тексте.
PS. Если есть копирайтер - увольте, если нет - примите на работу.

1
Ответить

Да, статья специфическая. Мы постоянно тут пишем много хорошего текста. Но считать, что каждый маркетолог, копирайтер и прочий менеджер – это суперспециалист? Нет, конечно.

1
Ответить

Любая франшиза это ДНО!

1
Ответить

Почему?

Ответить

почему дно так расползается и процветает?

Ответить

Будете круче чем старбакс)

1
Ответить

или круче, чем Stars Coffee?

Ответить