Как открыть кафе-пекарню в Москве

Статья будет полезна тем, кто думает, стоит ли открывать пекарню, или уже запланировал это. Расскажу об опыте открытия четырёх пекарен в Москве — поэтапно от поиска помещения до обучения персонала. Какие есть подводные камни и трудности и как с ними справляться.

Кто я и почему пишу об этом

Вадим Курганов, генеральный директор проекта «Любовь Пирогова». Проект включает доставку пирогов домой и в офис, а также свои кафе-пекарни и продаёт 400 пирогов в день.

С 2014 года мы открыли две небольшие производственные точки площадью 55 и 80 м², полноценное производство площадью 450 м² и два кафе на Даниловском рынке и рядом с бизнес-центром «Арма». Сейчас строим третье кафе на фудкорте «Дегустатор» в «Cити».

Вадим Курганов

Основные шаги

Открытие пекарни — многоступенчатый процесс. Я делю его на такие процессы:

  1. Поиск помещения.
  2. Разработка концепции.
  3. Заключение договора аренды.
  4. Технологический проект.
  5. Дизайн.
  6. Проектирование инженерных коммуникаций.
  7. Подбор подрядчиков.
  8. Строительство.
  9. Подготовка к операционной деятельности.

Часть процессов реализуются поэтапно, но большинство — параллельно. Подробно поделюсь опытом по каждому, расскажу о возможных проблемах и вариантах их решения. Затем дам ориентиры по стоимости.

Поиск помещения

Я — сторонник искать всеми возможными способами. Самостоятельно хорошо искать на «Авито», «Из рук в руки», ЦИАН и Profiarenda.

Чтобы проверить окрестности, удобен ресурс «2ГИС», на нём видны все ближайшие организации с номерами телефонов. Что касается риелторов, чаще всего они требуют подписать договор, гарантирующий им комиссию, но ленятся даже поехать с вами на объект или перезвонить.

Хотя бывают исключения — профессиональные риелторы, которые знают ваш бизнес и понимают целевую аудиторию. Знают, какие параметры важны в поиске помещения, и имеют хорошие контакты с собственниками. С такими нужно поддерживать хорошие отношения.

В понравившемся помещении нужно проверять:

  • Адекватность собственника. Обсуждайте условия, торгуйтесь, поднимайте все волнующие вас вопросы и смотрите на реакцию, готов ли собственник идти навстречу. Это важно — от отношений с ним и его личностных качеств зависит ваш бизнес.
  • Инженерные коммуникации. Проверяйте, есть ли хороший напор воды, не забита ли канализация, есть ли запас по электрической мощности (лучше — с профессиональным электриком).
  • Строительные работы. Оценивайте масштаб, сложность и стоимость (лучше — со специалистом).
  • Возможность сделать вывеску и разместить наружную рекламу.
  • Утилизация отходов. Есть ли контейнеры для мусора или возможность его поставить.

Помещения с оборудованием обычно предлагаются ощутимо дороже, но не стоит этого пугаться. Часто это оборудование, которое досталось собственнику от прошлых арендаторов или банкротства бизнеса. Попросите разделить стоимость аренды и оборудования.

Выберите оборудование, которое вас интересует, и хорошенько поторгуйтесь. Однажды я таким образом получил оборудование за 10 тысяч рублей, причём оплатил его пирогами, а новое обошлось бы мне в 150 тысяч рублей.

Разработка концепции

Концепция — это понимание, какой продукт, кому, за какие деньги и как вы будете продавать. Общая идея должна быть и до поиска помещения, но когда помещение предварительно подобрано, идея должна стать конкретной. Нужно определить, что есть вокруг, какая вам будет доступна аудитория. Какой ассортимент будет для нее актуален, в какой подаче и по какой цене.

На этом этапе, пока вы ещё не подписали договор аренды, важно понять, подходит ли помещение и его расположение для ваших целей.

Хороший пример — наше кафе на «Арме». Нас привлёк большой бизнес-кластер и высокие цифры трафика, проходящего мимо. Площадь у помещения была небольшая, и получилось, что в зале только несколько барных стульев. Мы рассчитывали продавать перекусы и еду на вынос. Но оказалось, что большая часть трафика идущего мимо — студенты, для которых у нас слишком дорого.

Аудитория из бизнес-квартала до нас не доходит, потому что мы за его пределами. К тому же деловая аудитория предпочитает заведения с полноценной посадкой. В итоге кафе оказалось неуспешным, и мы планируем его закрывать.

Важно заранее просчитывать финансы. Оценить примерный поток трафика, конверсию (сколько из проходящих мимо зайдут к вам), средний чек, себестоимость продукта, расходы на персонал и аренду, а также просчитать несколько финансовых сценариев.

Конверсию сложно правильно оценить, пока фактически не встанешь на точку, но хотя бы примерные расчёты должны давать положительный финансовый результат.

Заключение договора аренды

Идеально — заключать договор аренды как можно позже, когда вы окончательно убедились, что помещение вам подходит. Для этого нужно разработать концепцию. Однако некоторые нюансы становятся понятны только на этапе технологического проекта и дизайна.

Мы стараемся примерно прикинуть дизайн и технологический проект перед подписанием договора. Это даёт уверенность, что мы поместимся в помещении, и экономит время арендных каникул. Но не все собственники готовы ждать, хорошие помещения уходят быстро. Поэтому удачное помещение стремишься как можно скорее закрепить за собой.

Договор лучше читать самому и прорабатывать с юристом, которому вы доверяете. Внимательно анализировать весь текст, условия и ответственность. На моей практике все арендодатели использовали стандартный договор без учёта нашей специфики. В таких договорах, как правило, учтены интересы арендатора, наша же задача учесть и прописать свои:

  • Прописывайте пределы возможных повышений цены, например, цена может быть изменена только один раз в год и не более чем на 7%.
  • На время ремонта требуйте арендные каникулы — помните, что вы приводите в порядок не свое помещение.
  • Арендодатели любят включать в договор штрафные санкции и возможность оставить у себя страховой депозит. С этим тоже нужно бороться и отстаивать свои интересы.
  • Ваши вложения в инженерные коммуникации (дополнительная электрическая мощность, подведение воды или отведение канализации) существенно повышают привлекательность помещения для будущих арендаторов. Это повод обсуждать с арендодателем преференции, например, удлинение арендных каникул, включение в договор неустойки при досрочном расторжении со стороны арендодателя, снижение арендной платы, включение машиномест и так далее.

Технологический проект

Технологический проект — это расчёт того, какое оборудование и в каком количестве понадобится, как оно разместится в помещении, впишется в доступную мощность, инженерные коммуникации и правила Роспотребнадзора.

Чтобы рассчитать технологический проект, мы подробно прописываем всю технологическую цепочку — все фазы, через которые проходит продукт, пока не попадёт в руки покупателю.

Например, мы делаем кафе-пекарню с доставкой и продажей пирогов с собой. Тогда нужно обеспечить большой объём продукта, например, 150 пирогов в день. При этом есть часы пик — завтрак и обед, то есть отгрузить 150 пирогов нужно за пять часов.

Так мы понимаем, какие нам нужны печи, сколько складских мощностей для хранения ингредиентов, сколько рабочих станций для подготовки, нарезки и упаковки пирогов, какая витрина. Какой размер посадки и какая кратность оборачиваемости столов.

Благодаря технологическому проекту мы уточняем, помещается ли изначальная идея в выбранное помещение. Встраиваются ли технологические процессы в имеющуюся площадь. Если нет – думаем, можно ли сократить ассортимент, или придётся менять идею.

Основу технологических проектов мы обычно делаем сами. А вот расстановку и детальную проработку проекта заказываем у технологов-проектировщиков.

С технологическими проектами могут помочь поставщики оборудования, которые готовы сделать проект за небольшие деньги, а если мы потом покупаем оборудование у них — бесплатно. Это экономит время.

При этом окончательно выбирать поставщика оборудования на этом этапе необязательно. Вы всегда можете оплатить технологический проект и купить оборудование в другом месте, если это окажется выгоднее.

Дизайн

Дизайн — это отражение нашей концепции в интерьере. Дизайн должен соответствовать ожиданиям будущих гостей заведения или немного их превосходить. Благодаря дизайну люди понимают, куда пришли. Например, если мы строим бургерную и ориентируемся на молодежь, дизайн будет брутальным, недорогим и современным.

Мы всегда привлекаем профессиональных дизайнеров по двум причинам:

  • Для дизайна мало просто придумать красоту, нужно понимать как её физически реализовать. Профессиональный дизайнер понимает в материалах и технологических приёмах и может сразу соотнести замысел с реализацией.
  • Дизайнер в состоянии собрать все детали, цвета и материалы воедино и создать целостную картину, которая воспринимается гармонично.

При этом в дизайн-бюро, которые делают проекты «под ключ», пока не обращались, наверное, ещё не доросли.

Архитектурный проект

Архитектурный проект — это планировочное решение с привязкой к границам помещения. На этом этапе решаем, где будут стены и как будут разграничены наши пространства.

Здесь главное чёткость в расчётах: от толщины стен до чёткого расположения всех конструкций. Когда проект плохо проработан, могут быть ошибки в размерах, тогда что-то не встаёт на своё место. Это случается у всех, включая хороших специалистов. Здесь только одна защита. Перепроверять все замеры.

Когда готов технологический проект, архитектуру и дизайн можно делать параллельно, чтобы сэкономить время. Дизайн можно сделать без привязки к размерам, а затем «натянуть» на готовый архитектурный проект.

Проект инженерных коммуникаций

Инженерные коммуникации — это система вентиляции и кондиционирования, сантехника, подача горячей и холодной воды, канализация, электрическая часть (включая свет). Всё это проектируется на основе технологического проекта — вплоть до точного расположения розеток и их мощности.

На эту задачу необходимо привлекать специалистов, которые подготовят и оформят точный расчёт в соответствии с технологическим проектом. Свет — это тоже важная часть уюта, производственного процесса и технологии, лучше обратиться к помощи специалиста. Сетевые и звуковые кабели также лучше учесть при проектировании.

План строительства и подбор подрядчиков

Чтобы не задерживать строительство, нужно заранее подбирать подрядчиков на каждый этап. Технологии строительства определяют сроки и очерёдность выполнения работ. Например, нельзя заказать столешницу — пока нет подстолья. Значит, чтобы столешница была готова вовремя, подстолье нужно заказать заранее.

Здесь много мелких деталей, знание которых приходит с опытом. Так же разобраться помогают хорошие дизайнеры и опытные строители.

Выбор материалов и технологических решений диктует свои правила и очередность. Если мы выводим стены штукатуркой, то нужно заложить время на высыхание. Если наливаем цементно-бетонный пол, он будет сохнуть гораздо дольше, чем наливные полы. За наличием материалов тоже нужно следить.

На счёт сроков строительства — в сроки никто никогда не укладывается. Мы никогда не укладывались, несмотря на то, что и опыт уже есть. Не бывает одинаковых задач, на каждой площадке — свои вводные, её нужно реализовывать по-своему.

Сетевым проектам с этим проще. Я всегда допускаю отклонение к срокам, которые определяю строителям. К стоимости это тоже относится. Когда заходили в последнее техническое помещение, подумал, что уложимся в 500 тысяч рублей, но мы и в миллион не уложились.

В стройке главное крепкие нервы, иначе труба. У нас маленькая компания, мы не можем позволить себе технических специалистов в штате, поэтому приходится вникать и погружаться самим. С опытом это становится легче технически и эмоционально.

Строительство

Идеально начинать стройку, когда готовы все предыдущие этапы, и можно в смете учесть все предстоящие работы и материалы. Но на практике так получается не всегда. Чтобы сэкономить арендные каникулы, приходится начинать раньше.

Главное, чтобы к моменту начала был готов хотя бы технологический проект и наброски дизайна. В итоге в начале стройки невозможно прогнозировать сроки и цену, поэтому часто смета и сроки ремонта не соответствуют первоначальным ожиданиям.

Чтобы подобрать строителей, обязательно сравниваем разные предложения. Причём не только по цене, но и по адекватности в обосновании этой сметы. Беседуем, задаём вопросы о методике расчётов, озвучиваем проблемы и беспокойства — смотрим, какие решения нам могут предложить, пытаемся оценить профессионализм.

Когда строительство начинается, неизбежны сюрпризы. Неровные стены, непрямые углы, проблемы с канализацией. С опытом начинаешь замечать подводные камни заранее, на этапе выбора помещения, и сразу закладывать в план по расходам. Инвестиции в пол, потолок, стены и коммуникации — это долго и дорого.

Обязательно проверять все сметы. Цены материалов соотносить с ценами в сети или с «Леруа Мерлен». Проверять объёмы работ — примерно прикидывать площадь стен и пола, которая была обработана, и соответственно, количество материалов.

Ошибки могут быть и не злонамеренными, но в любом случае лучше их найти. Кроме того, контроль дисциплинирует и подрядчиков.

Подготовка к операционной деятельности

К моменту открытия нужно сделать несколько шагов:

  1. Зарегистрировать юридическое лицо и открыть счета. Если юридическое лицо уже есть, зарегистрировать обособленное подразделение по новому адресу.
  2. Зарегистрировать онлайн-кассу. Отправить уведомления в налоговую инспекцию и Роспотребнадзор.
  3. Подготовить необходимые документы:
    • уставные, разрешительные, документы для уголка потребителя;
    • санитарно-производственные и технологические документы, сертификаты соответствия;
    • документы по кассовой и финансовой дисциплине;
    • документы по пожарной и электрической безопасности;
    • документы по охране труда, кадровой работе;
    • документы по страхованию имущества, гражданской ответственности, ответственности от несчастных случаев на предприятии.
  4. Подобрать и обучить персонал. Мы начинаем заранее, обучаем выпекать и подавать на других точках, также отправляем на обучение по приготовлению кофе в специализированные учебные центры.

Стоимость

Дам примерную стоимость строительства нашего производственного помещения (площадь производственного цеха — 400 м², офис — 50 м²). Однако помните, что стоимость может очень сильно варьироваться в зависимости от технологического проекта, конкретного помещения, технических условий, концепта и ваших желаний.

Проектные работы:

  • Технологический проект — 60 тысяч рублей.
  • Сантехнический проект (вода, канализация) — 40 тысяч рублей.
  • Электрический проект — 60 тысяч рублей.
  • Вентиляционный проект — 25 тысяч рублей.

Итого: 185 тысяч рублей

Работы:

  • Демонтаж и подготовительные работы — 230 тысяч рублей.
  • Потолок — 80 тысяч рублей.
  • Стены — 650 тысяч рублей.
  • Пол — 225 тысяч рублей.
  • Электрика — 420 тысяч рублей.
  • Вода, канализация, сантехника — 247 тысяч рублей.
  • Дверные и оконные проемы — 55 тысяч рублей.
  • Вентиляция — 435 тысяч рублей.
  • Видеонаблюдение и система доступа — 75 тысяч рублей.

Итого: 2 410 000 рублей.

Материалы:

  • Демонтаж и подготовительные работы — 62 тысячи рублей.
  • Потолок — 113 тысяч рублей.
  • Стены — 341 тысяча рублей.
  • Пол — 335 тысяч рублей.
  • Электрика — 1 244 000 рублей.
  • Вода, канализация, сантехника – 257 тысяч рублей.
  • Дверные и оконные проемы – 167 тысяч рублей.
  • Вентиляция – 1021 000 рублей.
  • Видео наблюдение и система доступа — 178 тысяч рублей.

Итого: 3 718 000 рублей.

Оборудование — 5 340 000 рублей.

Общий бюджет открытия: 11 715 000 рублей.

Построить и открыть пекарню можно и за 300 тысяч рублей, и за 50 млн рублей, каждая из этих пекарен будет работать, но вот как — это уже другой вопрос.

Что важно понять, прежде чем открывать пекарню

Открытие пекарни — задача непростая и финансово рискованная. Кроме того, сам бизнес общепита включает много трудоёмких операционных процессов: производство, сервис, логистику, менеджмент, маркетинг и так далее.

Это, пожалуй, самый трудный бизнес с которым мне пришлось столкнуться. Поэтому, принимая решение об открытии, важно быть уверенным в собственных силах и мотивации. Искренне любить своё дело. И не открываться на последние деньги. Но заканчивать на такой ноте совсем не хочется, поэтому скажу следующее.

Дело это хотя и непростое, но очень благодарное. Великая радость кормить людей результатами своего труда. Видеть удовольствие на их лицах и слышать слова благодарности. Такие эмоции дают силу и вдохновляют! А ещё налагают ответственность, но это уже отдельная тема для разговора.

0
52 комментария
Написать комментарий...
Sergey Novitsky

Автору спасибо за статью! Больших продаж Вам и успехов! Молодцы! Но у меня есть вопрос. Как известно, любой бизнес связан в той или иной мере с конкуренцией. Я не встречал бизнесменов которые радовались или приветствовали бы конкурентов. Для чего облегчать жизнь (старт) потенциальным конкурентам, которые возможно рассматривают возможность открытия такого же направления? Это вопрос для меня загадка..))

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Kurganov

Сергей, большое спасибо! Хороший вопрос вы задали, могу ответить. В любом бизнесе важны не только идеи и знания, но и реализация. Кроме этого, чем выше уровень конкуренции - тем здоровее рынок. Мы со многими коллегами обмениваемся опытом. Кроме этого мне очень понравился ответ Богдана Ломако, я тоже верю в биоэнергетику :)

Ответить
Развернуть ветку
49 комментариев
Раскрывать всегда