{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Тренды-2020, esports: признаки взросления

Управляющий партнёр фонда FunCubator Виктор Захарченко — о том как киберспорт вырос из коротких штанишек, в которых уже не помещаются карманные деньги. В рамках цикла публикаций о трендах рынка цифровых развлечений FunTech.

Мы, конечно, заинтересованное лицо. Топим за esports уже третий год, рассказывая о перспективных направлениях на примере портфельной компании. Для нас ничего не изменилось.

FunCubator, как и наши друзья из PwC, уверен не только в сегодняшней состоятельности этой ниши, но и в ее перспективах в горизонте, например, пяти лет. Тот самый классический пример венчурного сегмента, который может стать большой частью большого рынка. Под большим здесь понимаю рынок коммерческого спорта.

Ремарка на тему священной войны. Как его правильно называть? Киберспорт — на отечественный манер, или esports (еспортс) — на западный. Наша логика проста. Я за любые формы написания «еспортс» как продукта глобального рынка — здесь и далее по тексту. Но вы вольны сделать свой выбор.

Рассказать о причинах, которые придают нам уверенности в позитивных прогнозах, помог коллега по FunCubator, а с недавних пор директор по развитию WinStrike Михаил Калашников.

Погнали!

Все нормально, деньги есть. На рынке еспортс появляется ликвидность

Примерно год назад в западной прессе случилась волна публикаций, где красной нитью шла простая мысль: еспортс — очередной пузырь. В принципе все признаки были налицо. Обилие скам-стартапов, попытки притащить за уши блокчейн, инвестиции без шансов их возврата.

Мы сами видели десятки питч-деков от сервисов, которые не понимают конкурентный ландшафт или, хуже того, опираются на разовые успехи команд. Это еще полбеды, в это же время в Штатах топовые организации накачивались десятками миллионами инвестиций без малейшего понимания, как это все возвращать. Инвесторы напряглись.

​Ключевые инвестиции в еспортс в 2019 году

Возможно, по этим причинам суммарно в еспортс в 2019 году вложили меньше, чем в 2018-м — «всего» $1 млрд. Суммарно, по оценкам Quantum Tech Partners. Хайп улёгся, инвесторы затаились и стали ждать ликвидность. Она пришла.

После успешного IPO Astralis в Дании и менее успешного IPO Super League Gaming на Nasdaq рынок ожидает IPO Modern Times Group (ESL, Dreamhack, игровые проекты) в США.

По абсолютным цифрам доходов рынок все еще крохотный. К 2022 году его объем будет сопоставим с общим доходом от медиаправ одной из пяти главных футбольных лиг.

Точка роста — увеличение смотрящей аудитории​

Первая ликвидность должна успокоить инвесторов. Теперь они более терпеливо смотрят на маленькую, но растущую выручку. Тем более что у еспортс все еще колоссальный потенциал роста. С одного зрителя можно заработать в 18 раз больше (оценки NewZoo и Goldman Sachs).

Для индустрии важно зарабатывать больше с одного зрителя​

Тренды:

  • Инвесторы оттаяли, новые сделки.
  • M&A. Большие спортивные клубы, медиахолдинги, рекламные агентства.
  • Новые большие истории с ликвидностью для инвесторов, IPO еспортс организации.
  • Ключевой драйвер — рост аудитории.
  • Рост зрительского сегмента «сам не играю, но смотрю».

Дрожжи для медиаправ. Растут быстрее рынка

Я, как заговоренный, повторяю уже второй год, что еспортс — это медиабизнес. Именно в успехе медиаправ сейчас кроется ключевая точка роста выручки. Тенденция положительная. Смотрят все больше, зарабатывают на этом все больше.

Просмотр видео на Twitch​

Сделки Maincast и ESL (пятикратный рост), OWL и Twitch ($90 млн на два года), появление компаний типа Vindex ($60 млн инвестировано в создание и дистрибуцию контента) — все это стратегические ходы, никак не отбивающиеся в моменте. Более того, расклад вокруг трансляции Overwatch (ниже) показывает: порой эти инвестиции похожи на списанные.

Платформ дистрибуции при этом все больше (семь участников только в тендере ESL), их существование может быть оправдано только наличием контента. При этом топового контента не может быть слишком много просто из-за небольшого количества профессиональных команд.

Медиаправа напрямую завязаны с рекламными доходами. Еспортс остается для платформ одним из немногих способов получать аудиторию 18–30.

Тренды:

  • Новые платформы дистрибуции контента.
  • Возня вокруг попыток впихнуть еспортс в привычный телевизор.
  • Рост рекламных доходов.
  • Рост призовых.
  • Влияние денег букмекеров.

Десктоп все еще в топе. Другие платформы тоже в деле — и в облаках

Ожидаемой многими волатильности платформ не случилось. Еспортс на консолях не получился. Возможно, в 2020 году мы увидим еще один заход в эту тему в рамках очередного витка «войны консолей», но кажется, что условному PSVR они уделят больше внимания, чем еспортс.

А десктоп не просто топ сам по себе. Он настолько хорош, что драйвит системные изменения. Это косвенно подтверждается ростом продаж периферии, в некоторых случаях — драматическим (восьмикратный рост продажи игр, двукратный рост продаж игровых мониторов).

Call of Duty Mobile — возможно, еще один шанс для мобильного еспортс​

Мобильный еспортс, сколько ни делай попытки ребята из Supercell, остается экзотикой. Возможно, пока. Mobile уже является ключевым элементом игровой экосистемы.

Издатели AAA-игр все больше смотрят на мобильные телефоны как способ привлечь новую аудиторию, о чем свидетельствуют релиз Call of Duty Mobile и объявление Riot о том, что мобильная и консольная версия League of Legends в работе. Уже неплохо, а с 5G станет совсем хорошо! Играть, но не продавать картинку. Не забывайте про медиаправа, где позиции mobile драматически проигрышные.

Приход 5G — не единственный бустер для передела рынка платформ. Есть еще cloud gaming, куда пришел уже даже Facebook после покупки испанцев из PlayGiga. Про облачный гейминг мы еще поговорим в отдельном материале про игры. Здесь следует сделать акцент на возможном появлении новых тайтлов, так называемых cloud native.

Тренды:

  • Несколько заходов в мобильный еспортс.
  • Доминирование десктопа.
  • Десктопный еспортс как ключевой драйвер роста продаж оборудования.
  • Компьютерные клубы нового поколения.
  • Еспортс в разрезе войны консолей.
  • Cloud native games.

Дисциплина еще никому не помешала. Киты остались на плаву

Раз уж добрались до дисциплин, новых ждите. Это весьма привлекательный способ продлить жизнь своему продукту — сформировав вокруг него экосистему. Но пока на арене все те же.

CS:GO прямо сейчас становится главной дисциплиной для спонсоров, игровые охваты тоже растут. Тому сразу несколько причин: впервые появился надежный календарь, удобство для рекламных форматов (много перерывов), самые медийные игроки и самая платежеспособная аудитория.

Но есть и фундаментальный тренд: это командная игра, которую могут смотреть даже никогда не игравшие люди. Большинство еспортс-игр имеют очень высокий порог входа (LoL, Dota 2) или тяжелы для смотрения (все battle royale).

В связи с этим самый большой потенциал выйти в топ из сравнительно новых дисциплин — у шутеров Rainbow Six и Call of Duty, с лучшей графикой и мощным, даже по сравнению с CS:GO, маркетингом.

​Популярные новые дисциплины

Забавно, что в рамках Олимпиады-2020 на выставочном турнире в Токио будут представлены вообще другие игры: Rocket League и Street Fighter — в первую очередь из-за их большей схожести с традиционными видами спорта и меньшей агрессивностью. Будет интересно узнать, сможет ли эта разовая акция сказаться на рейтингах «казуального еспортс».

Тренды:

  • Укрепление позиций CS:GO.
  • Шутеры — самый зрелищный еспортс.
  • Одна новая топ-дисциплина + штук пять попыток ее создать.
  • Олимпиада в Токио как катализатор.

Битва платформ. Стримеры как новые рок-звезды

Twitch — это такой Netflix из мира ОТТ. Всего пару лет назад дочерняя Amazon структура не без ухмылки наблюдала за потугами конкурентов. Facebook не могла определиться со стримингом игр, YouTube торжественно закрывала раздел Gaming, объясняя это глобальностью проекта. Но теперь Twitch не до улыбок. Звезды потихоньку разбрелись к конкурентам, которые точечно выбивают их большими деньгами.

Конечно, на слуху переход Ninja. Но не только Тайлер погнался за длинным рублем. YouTube подписал эксклюзивные сделки с тремя популярными персонажами с Twitch: Lannan «LazarBeam» Eacott, Elliott «Muselk» Watkins и Rachell «Valkyrae» Hofstetter.

Неблагодарные дети. Но что дела до них, когда дальше больше. Google получила исключительное право транслировать лиги по играм Activision Blizzard во всём мире, за исключением Китая.

Сотрудничество Activision Blizzard и Google — очень большая сделка для рынка​

Начали уже 24 января с трансляции начала сезона в лиге Call of Duty. В феврале настал черед Overwatch League. Дальше Hearthstone Esports. Шах, Twitch.

Тренды:

  • Новые стратегические ходы Twitch, расширение не-еспортс-контента.
  • Борьба за большие тайтлы важнее борьбы за топовых стримеров.
  • Ужесточение контрактов с топовыми стримерами, усложнение переходов.
  • Новые нишевые платформы.
  • Контента становится слишком много, сервисы хайлайтов.

2020 Mode

Я перечислил основные положительные тренды. Да, даже ожесточение борьбы платформ — положительный момент. Не претендую на всеобъемлющий обзор рынка, акцентную внимание на триггерах, которые важны для меня как инвестора в сегмент.

На еспортс можно заработать, пришла первая ликвидность. Как следствие, стоит ждать нового всплеска вложений. С оглядкой на растущие доходы от медиаправ, подогреваемые войной платформ и оформлением еспортс в продукт, который можно продавать брендам и зрителям Олимпиады.

Что это, если не первые признаки взросления? Вы скажете, что это еще не усы, а только усики. Но мы то знаем, что усики — это пропуск… в мир большого спорта.

P. S. Это четвертый материал про тренды в FunTech. Ранее в серии вышли:

0
2 комментария
Эффект Доплера

Олимпиада в Токио под угрозой отмены кстати 

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Клюев

да ладно, из-за этого коронавируса что только не поотменяют, а потом окажется, что все зря - все равно разойдется, как грип

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда