Есть ли жизнь без «Роскосмоса»: частная космонавтика в РФ

Кризис российской космонавтики бесспорен: Россия вот-вот перестанет быть монополистом по доставке космонавтов к МКС (передаём привет Илону), западные заказчики всё реже закупают легендарные отечественные двигатели РД-180, а пуск новой ракеты «Ангара», ещё недавно вызывавшей гордость высших чинов, откладывается каждый год.

В мире ситуация несколько иная — государство постепенно отходит от космоса, доверяя его в частные руки. Вопреки расхожему мнению, и в России тоже есть частные компании в космической отрасли. Пусть их и совсем немного, но об их достижениях и проектах стоит рассказывать.

Мировой коммерческий космос  Morgan Stanley Research

Многоразовый туристический корабль и первый частный космодром

Компания «КосмоКурс», основанная российским инженером Павлом Пушкиным и миллиардером, не раскрывающим своё имя (по слухам — член совета директоров УГМК), разрабатывает многоразовый суборбитальный корабль, рассчитанный на космический туризм. Корабль примет на борт шесть туристов, которые проведут 15 минут в космосе, поднявшись на высоту примерно 180 километров — именно на такой орбите Юрий Гагарин впервые облетел Землю. Первый экспериментальный полёт запланирован на 2023 год, а полёт с пассажирами — на 2025-й.

В отличие от именитых американских частных компаний, «КосмоКурс» не собирается разрабатывать и производить детали ракеты самостоятельно, а работает как конструкторское бюро, объединяя около 30 российских аэрокосмических предприятий, способных произвести все необходимые элементы будущего корабля.

В 2016 году фирма впервые в отечественной истории прошла согласование тактико-технического задания с «Роскосмосом» и получила летом 2017 года лицензию на космическую деятельность.

Изначально в качестве стартовой площадки «КосмоКурс» рассматривал Байконур, но в начале 2018 года компания решила строить собственный космодром. В итоге «КосмоКурс» и власти Нижегородской области договорились построить частный космодром.

Несмотря на возможные трудности, а именно — компании всё ещё нужно получить одобрение проекта от «Роскосмоса» и найти около 2,5 млрд рублей на строительство у инвесторов, сам факт такого государственно-частного партнёрства и строительства первого частного космодрома в России — уже эпохальный. Работы планируется начать уже в 2020 году.

S7 Space: ракеты-носители

Из-за программы финансового оздоровления Центра имени Хруничева «Роскосмос» собирается закрыть производство ракеты «Протон» — самого доходного и конкурентоспособного на внешнем рынке гражданского продукта. Отказ от «Протона» объясняется экономией.

Центр имени Хруничева погряз в долгах, которые частично пытается погасить за счёт продажи московской территории предприятия. Также «Протон» закрывается, чтобы освободить дорогу ракете «Ангара» — экологически чистой ракете, более 20 лет находящейся на стадии разработки, на которую было потрачено более 120 млрд рублей.

Мировой коммерческий рынок запуска спутников оставался дешёвым во многом благодаря российским ракетам, но сейчас активно вытесняется разработкой SpaceX — Falcon 9, позволяющей проводить запуски ещё дешевле. Отказ от «Протона» для «Роскосмоса» — это белый флаг, означающий, что фактически Россия потеряет доступ к геостационарной орбите на три-четыре года, до момента полноценного введения в строй «Ангары».

Однако отказ от «Протона» открывает новые возможности для российских частных компаний. Так, недавно созданная S7 Space, уже имеющая в своём распоряжении плавучий космодром, намерена покорять рынок с возрождённым «Зенитом».

Также гендиректор компании Сергей Сопов указывает на то, что политическая ситуация сильно вредит фирме: уже около года не удаётся договориться о поставках двигателей и других российских компонентов (которые составляют около 80% от цены всей ракеты), а её окончательную сборку и вовсе пришлось перенести в США.

Хотя сейчас S7 сильно ограничена «Роскосмосом» из-за его нежелания продавать компоненты для российско-украинского «Зенита», надежда на проведение успешных переговоров частников с госкорпорацией (особенно на фоне плачевного состояния последней) ещё остается. Кроме того, компания рассматривает возможности создания новой конкурентоспособной ракеты «Союз-5SL» и готова инвестировать в неё свои средства.

В 2017 году S7 Space провела успешный запуск ракеты с «Байконура», но спутник, выведенный на орбиту, был признан неисправным. По текущим планам пуски должны возобновиться в декабре 2019 года, на 2020 год намечено уже три пуска, а на 2021 и 2022 годы — ещё по четыре запуска.

Разработка сверхлёгких ракет

Разработкой семейства сверхлёгких ракет-носителей занимается российская компания «Лин индастриал». Ракету «Таймыр» проектируют для доставки на низкую орбиту грузов с полезной нагрузкой от 10 до 180 кг, главным образом микро- и наноспутников (до 10 кг), которые чрезвычайно популярны в мире.

Общие затраты на проект оценивались в $8,5 млн. Фирме так и не удалось договориться с МАИ и другими организациями об использовании их стендов для испытания двигателей. Поэтому испытание первого в России ракетного двигателя, созданного частной фирмой, проводилось 14 декабря 2016 года в промышленной зоне Москвы на необорудованной для этих целей площадке. Испытание закончилось на четвёртой секунде разрушением двигателя.

Доработанный «Таймыр»

Первый пуск «Таймыра» должен был состояться в 2021 году, но из-за отсутствия стратегических инвесторов, а также неудачного испытания двигателя в 2016 году компания была вынуждена пересмотреть сроки. Также стало известно, что бывший директор фирмы собирается иммигрировать в США и создавать свой ракетный стартап уже там.

Спутники

Вплоть до 2017 года наиболее успешной частной космической компанией в России была Dauria Aerospace, производящая спутники для международных заказчиков на сумму более $300 млн. Однако из-за внешнеполитической и экономической ситуации ей пришлось закрыть заграничные представительства в 2015 году, а из-за ряда судебных разбирательств с «Роскосмосом» компании пришлось практически свернуть свою деятельность.

В России уже есть пример успешной коммерческой деятельности в космосе, с опорой на отечественный промышленный потенциал — «Газпром космические системы». Предприятие в 1992 году основали выходцы с РКК «Энергия».

Несмотря на то, что «Газпром космические системы» — скорее не частная, а коммерческая компания, она представляет собой хороший пример того, как производство спутников может быть не только не убыточным, но и прибыльным для компании. Подобные примеры частно-государственного партнёрства — это тот путь, который нужен для современного развития космоса.

Постоянно ухудшающееся положение «Роскосмоса» на мировом космическом рынке, а также бесконечные коррупционные скандалы, связанные с корпорацией, как нельзя лучше демонстрируют, что государство — крайне неэффективный собственник.

Космос давно превратился из государственной научной затеи в новый коммерческий рынок, на что указывают показатели — доля государственных инвестиций в мировых программах составляет всего 25% и неумолимо сокращается.

На сегодня мировой размер отрасли оценивается в $330 млрд, что больше, чем траты NASA на лунную программу «Аполлон» за десять лет. Главное, что осталось понять «Роскосмосу», — что космос перестал быть песочницей, а превратился в полноценный сектор экономики, а ждать того момента, когда частный сектор компенсирует все капитальные научные расходы, произведённые с 1950-х годов, осталось совсем немного.

0
29 комментариев
Написать комментарий...
Alexandre Svergoun

Выдержки из статьи "Частная космонавтика в РФ"
Не удалось договориться с Роскосмосом. Не удалось договориться с МАИ. Не удаётся договориться о поставках двигателей и других российских компонентов. Сейчас S7 сильно ограничена Роскосмосом из-за его нежелания продавать компоненты для российско-украинского «Зенита».

Короче говоря поддержка частников государством характеризуется фразой : Сами не можем и другим не дадим.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Краско

Да откаты просят внаглую напрямую. Вот из-за таких уродов и стоит вся эта отрасль на месте.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шатаев

Поддержка Шредингера

Ответить
Развернуть ветку
Антон Антонов

Наиболее успешные поссийские космические стартапы привлекали по несколько миллионов. Другие - сотни тысяч долларов. Это совершенное смешные деньги по меркам отрасли и по меркам американских стартапов. Сделать на такие суммы ничего нельзя, разумеется.

Особняком стоит S7, но у них свои тараканы.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

А силовики жиром заплыли и деградировали.

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

Ну так с таким отношением государства к конкуренции в космической отрасли понятно, почему инвестиций здесь немного. Тот же S7 словил на этом массу проблем. Пока свободный доступ на косморынок не откроют - мало что поменяется.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Антонов

Было время, когда Роскосмос поддерживал частные фирмы. А денег все равно вкладывали мало.

Ответить
Развернуть ветку
Инна Гусева

Илларион Масков врывается в небо на дровяной ракете, смешно

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

Компания «КосмоКурс»:
"У нас 50 рабочих мест, но пока в штате только 30 человек."

И они собираются спроектировать и запустить многоразовый космический корабль? Что-то слабо верится, что получится, простите за пессимизм.

"Да, инвестор один, и проект профинансирован. Много инвесторов — это плохо, потому что каждый будет тянуть одеяло на себя. Наш инвестор не компания, а частное лицо, бизнесмен, крупный машиностроитель."

Павел Пушкин(гендир КосмоКурса), похоже не знает истории. Сколько раз уже было, что проект перестает финансироваться, когда у основного инвестора начинаются проблемы с основным бизнесом. Поэтому портфель инвесторов - это основная модель устойчивого стартапа.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Кузьмин

Устойчивый стартап?))

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов
государство — крайне неэффективный собственник.
Главное, что осталось понять «Роскосмосу», — что космос перестал быть песочницей, а превратился в полноценный сектор экономики, а ждать того момента, когда частный сектор компенсирует все капитальные научные расходы, произведённые с 1950-х годов, осталось совсем немного.

Это не только проблема космоса, это проблема элит, которая с упорством самоубийцы мечтает возродить поздний СССР, где в руках государство было сосредоточено максимум экономики.
Сейчас уже даже магнит стал по факту государственным. Уверенно движемся к перезагрузке...

Ответить
Развернуть ветку
Алексис Второй

В РФ денег как правило нет, а там где деньги есть, там цели/компетенции менеджмента не соответствуют целям проекта.

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

деньги в Москве есть, просто в долгую вкладываться дураков нет

Ответить
Развернуть ветку
Максим Ростокин

Дураки вкладываются в дороги)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Большая их часть уже в Лондоне...

Ответить
Развернуть ветку
Rodion Mamin

Из более-менее серьезно настроенных еще есть NSTR: https://nstr.space/

Ответить
Развернуть ветку
Мяу Цзэдун

Обиделся парень за то, что не согласен с его мнением) Детский сад)

Ответить
Развернуть ветку
Andron Andronov

Лидером динамики, как самый объемный,является сегмент услуг (связи и передачи данных, гео- и метеоинформации), предоставляемых фирмами-операторами, который вырос более чем в 4,4 раза и достиг к началу 2017 г. почти 130 млрд долл.

за 2016 г. российские компании на коммерческом космическом рынке выручили порядка 1,9 млрд долл., т.е. 0,9% коммерческого МКР.
в 2015 на пусковой сегмент пришлось 2.15 миллиардов из 324 миллиардов потраченных в мире на космическую индустрию (т.е. менее одного процента).

Ответить
Развернуть ветку
Антон Антонов
Лидером динамики, как самый объемный,является сегмент услуг (связи и передачи данных, гео- и метеоинформации), предоставляемых фирмами-операторами

Лидером какой динамики, отрицательной? Пять лет непрерывного падения. Только за прошлый год минус 18%.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Антонов

Ты понимаешь, что пишешь бред?

Ответить
Развернуть ветку
Andron Andronov

теби из дурки выпустили?

Ответить
Развернуть ветку
Andron Andronov

предложение на запуски ПН намного превышает спрос: избыточность услуг запусков на геостационарные услуги – почти двух-трехкратная по отношению к тому, что требует рынок, запусков на низкие орбиты – трех-четырехкратная.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Zarubin
Также гендиректор компании Сергей Сопов указывает на то, что политическая ситуация сильно вредит фирме

Уже пару недель Сергей Сопов не является ген.директором S7.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Соснин
Автор

Указывал*

Ответить
Развернуть ветку
Бомбер Бомберович

“уже около года не удаётся договориться о поставках двигателей и других российских компонентов, а её окончательную сборку и вовсе пришлось перенести в США”

Лол

Ответить
Развернуть ветку
Andron Andronov

RAD750 — радиационно устойчивый одноплатный компьютер BAE Systems Electronic Solutions
(США) Стоимость RAD750 начинается от 200 тыс. долларов США (в ценах 2002 года).

Microchip (AT697 и AT7913).
GR712RC двухъядерный радиационно-жесткий SOC
UT699 / UT699E / UT700 радиационно-жесткие процессоры
LEON3FT-RTAX радиационно-стойкий процессор
Радиационно-стойкий процессор LEON3FT-RT3PE

Ответить
Развернуть ветку
Andron Andronov

сегмент производства спутников, их эксплуатация и обработка и продажа данных на 100% захвачен бизнесом-частниками
рынок запуска ПН это 2% коммерческого космоса - мизер - слезы, на роскосмос приходилось менее 1% запусков ПН, а теперь его выгонят ссаными тряпками подавно
роскосмосу можно вешаться

Ответить
Развернуть ветку
26 комментариев
Раскрывать всегда