Вдохновляясь Циолковским, или Есть ли будущее у российского рынка электрокаров

В шестом эпизоде подкаста «Третья космическая» поговорили с генеральным директором бренда «Атом» Игорем Поваразднюком. Предприниматель рассказал, как текущая геополитическая обстановка стала для компании шансом, а вера в собственную мечту превратилась в инновационный проект.

Вдохновляясь Циолковским, или Есть ли будущее у российского рынка электрокаров

«Третья космическая» — наш совместный подкаст с «Технократией». В каждом выпуске мы общаемся с основателями стартапов, чьи компании смогли преодолеть гравитацию старта и стали успешными бизнесами, узнаём об их продукте и пытаемся понять, существует ли в действительности особое предпринимательское мышление. Гость нового эпизода — генеральный директор бренда «Атом» Игорь Поваразднюк.

Прослушать весь выпуск можно на любой удобной стриминговой платформе, а ниже мы собрали главные мысли и выводы эпизода.

В чём заключается философия «Атома»

«Атом» — это компания, которая, с одной стороны, разрабатывает российский электромобиль, а с другой — ставит перед собой задачу в широком смысле изменить понятие мобильности в современном мегаполисе.

Сейчас некий момент, когда в одной точке сошлось большое количество очень разных трендов, и никто не понимает, как они друг с другом коррелируют. Есть технологические тренды — люди собираются вокруг новых технологий, вокруг метавселенных, вокруг блокчейна и NFT. Есть технологии производственные и конструкторские, которые применяются в автомобилях. Есть ментальные и поведенческие тренды. Никто не отрицает, что сегодня образ жизни сильно отличается от того, что было 10-20 лет назад. Но, кажется, всё это не находит должного отражения в том, как компании относятся к проектированию автомобилей и к самой концепции автомобилей.

Игорь Поваразднюк, генеральный директор бренда «Атом»

Главный вопрос на сегодня, который формулирует Игорь, сводится к ценностной корреляции автомобилей с тем, что хочет видеть поколение современных людей.

Мы пытаемся сделать автомобиль достаточно цифровым, чтобы он смог физически встроиться в жизнь человека, но в то же время стараемся сделать его современным с точки зрения ценностей. Пора уходить от концепций «больше, лучше, дороже, моднее» и переходить к идее функционального запроса.

Игорь Поваразднюк, генеральный директор бренда «Атом»

Сама идея «Атома» сводится к тому, что автомобиль может стать признаком того, что человек ведёт новый образ жизни. Главные фокусы компании — удобство, цифровизация и современное ценностное наполнение.

Мы делаем акцент одновременно на абсолютно утилитарном вопросе, как создать идеальный инструмент для бизнесов, для такси, каршеринга и доставки, но в то же время мы хотели бы, чтобы он как-то по духу или ментально составлял частицу современного образа жизни людей.

Игорь Поваразднюк, генеральный директор бренда «Атом»

Связаны ли «Кама-1», «Кама-2» и «Атом»

Достаточно часто в СМИ фигурирует история о том, что сначала была «Кама-1», потом — «Кама-2» и уже после появился «Атом». Мы решили окончательно прояснить ситуацию вокруг этого вопроса и напрямую спросили у предпринимателя, как связаны автомобили.

Проекты не связаны каким-то прямым образом. Мы — и я персонально, — посмотрев на то, как «КамАЗ» с коллегами из Санкт-Петербурга выпустили «Кама-1», почувствовали отклик людей на отношение к такому компактному и манёвренному электромобилю. Наверное, идея того, что это должно быть удобное авто для города, прошла трансфером в наш проект, но с самого начала концепция, технологические решения и платформа были с нуля созданы в «Атоме». Проекты не являются правопреемниками, продолжателями или близнецами.

Игорь Поваразднюк, генеральный директор бренда «Атом»

Как удалось привлечь инвесторов

На фоне значительного роста популярности и интереса к Tesla в последние годы в мире массово начали появляться идеи аналогичных проектов. Чаще всего они так и остаются идеями, потому что разработка подобного продукта тесно соприкасается со сложной инфраструктурой, а инвесторы не видят потенциальной возможности в реализации проекта.

Ещё на старте у нас получилось привлечь в качестве инвестора «КамАЗ», удалось даже персонально убедить больших игроков в автомобильной и финансовой сферах — Сергея Когогина и Рубена Варданяна. Когда нас было человек десять, эти инвесторы уже по идее, которая была задумана, и по плану реализации смогли разглядеть, что это сможет взлететь. Прорывная идея проекта смогла пересилить какие-то обстоятельства, и конкретно в нашем случае российские условия оказались очень даже плодородными по сравнению с тем, как если бы мы реализовывали этот проект в Европе. Мы осознали, что российская мобильность более цифровая и консолидированная.

Игорь Поваразднюк, генеральный директор бренда «Атом»

«Атом» – это больше про продукт. По крайней мере, через такую призму с нами разговаривал Игорь. И в таком контексте родился следующий вопрос — нам стало интересно, есть ли у компании какое-то ноу-хау, которое бы технологически отстраивало её от ближайших конкурентов.

Мы можем сказать, что мы точно ранние последователи некоторых технологий. Мы, конечно, их не создали, но раньше всех остальных их применим — это система Steer-by-Wire, проекция дополненной реальности на лобовом стекле и ещё ряд вещей. Их точно можно сегодня назвать технологическими ноу-хау, но нельзя сказать, что только мы идём в этом направлении. Скорее ноу-хау в нашем случае сидит в истории, связанной с созданием функциональности, аналогичной маркетплейсам, когда мы можем расширить возможности и функции автомобиля за счёт большого комьюнити внешних разработчиков и вокруг этого создать огромную среду, огромный стор, где можно, даже не меняя сам автомобиль, радикально поменять то, на каких логических принципах и скриптах базируются его взаимоотношения с человеком, — его human-machine interface.

Игорь Поваразднюк, генеральный директор бренда «Атом»

Как обстоят дела с конкуренцией: китайские автомобили и поставки «Москвича»

В 2022 году продажи китайских автомобилей в России выросли на 70% — это примерно 30% от общей доли рынка. В связи с этим нам стало интересно, как в «Атоме» относятся к конкуренции и есть ли ей вообще место.

Мы думаем, что способны идти параллельными треками со всеми этими производителями. В их повестке скорее стоит вопрос, как перевести автомобили с ДВС на электротягу и как занять определённый процент рынка автомобилей. На самом деле вопрос должен стоять другой — как создать автомобили, ментально зрелые с точки зрения сегодняшнего поколения людей и их образа жизни.

Игорь Поваразднюк, генеральный директор бренда «Атом»

Игорь также добавляет, что не так важен вопрос электромобильности — речь идёт о доле людей, которые относятся к их ЦА, и бизнесе, который сможет понять, что появился новый «умный» девайс.

Проект «Атом» появился параллельно с остальными существующими автомобилями, и он не конкурирующий для них. Но он позволяет нам по-другому взаимодействовать со средой и управлять своей жизнью через призму автомобиля. Это бинарная ситуация: если кому-то будет нужна новая функция или возможности в бизнесе, тогда, наверное, мы выигрываем. Это не вопрос выбора между «Атомом» и каким-то китайским автомобилем. Если кому-то — а я допускаю такие ситуации — будут нужны именно традиционные решения и классический автомобиль с теми функциями, которые всегда были, тогда наша функциональность будет избыточной для потребителей. Мы, наверное, больше сосуществуем, нежели конкурируем.

Игорь Поваразднюк, генеральный директор бренда «Атом»

Ещё один актуальный вопрос в разрезе конкуренции — соглашение с Дептрансом Москвы на комлпектацию столичных таксопарков и сервисов каршеринга. Предполагалось, что именно «Атом» предоставит городу свои автомобили, но сложно не отметить, что ещё одним фокусом внимания становится «Москвич». Он находится на балансе Москвы и до 2024 года также должен произвести свои электрокары.

Здесь точно ни для кого не секрет, что Москва для всех производителей будет ключевым рынком. Наверное, прозвучит парадоксально, но мы очень позитивно смотрим на возрождение «Москвича» и на планы Москвы: во-первых, нет сомнений, что это даст какой-то буст зарядной инфраструктуре, что для нас тоже хорошо. Пока мы готовим свой серийный автомобиль к началу 2025 года, мы тоже занимаемся развитием этой инфраструктуры, но будет ещё один большой игрок, который тоже этим занимается. Во-вторых, явно в какой-то момент возможны синергии на уровне компонентной базы. Российский рынок — не самый большой в мире. Нам с точки зрения производителей важно искать синергию в том, чтобы применять компоненты совместно.

Игорь Поваразднюк, генеральный директор бренда «Атом»

Какие ощущения от создания не просто продукта, а решения для миллионов людей

Ещё в самом начале разговора Игорь упомянул, что создание электромобиля в качестве «умного» девайса — его мечта.

С самого начала у меня есть достаточно приятное эмоциональное состояние, но я всё равно ощущаю огромный груз ответственности. Это связано с тем, что я воспринимаю это как шанс всей моей жизни, чтобы и самому стать на долгие годы вперед счастливым, и всех причастных людей тоже сделать счастливыми. Я засыпаю и просыпаюсь с мыслью, что можно было вчера в каком-то кейсе сделать ещё лучше, и как бы это ни привело к тому, что именно эта недоработка не позволит нам добиться успеха. Иногда даже провожу совещания во сне, выхожу с какими-то решениями.

Игорь Поваразднюк, генеральный директор бренда «Атом»

Блиц

— Предпринимателем рождаются или становятся?

— Если это созидательное предпринимательство, где рождается какой-то полезный продукт, то точно становятся. Для меня это набор из построения большого количества логических цепочек, структурирования, управления неопределённостями, эмоционального интеллекта и щепотки романтической веры в мечту.

— Если бы можно было нанять любых людей в команду, кто бы это был?

— Харальд Грюбель, Дмитрий Агеев и Илон Маск на полставки, чтобы помочь нам взлететь.

— Три компании, которые ты хотел бы приобрести

— Apple, Tesla и Google — здесь всё суперутилитарно с точки зрения того, чтобы применить к «Атому» часть технологий.

— Что бы ты себе посоветовал в 15 лет?

— Если ты не знаешь, как что-то сделать, то этот минус можно превратить в плюс и сделать всё по-другому — не так, как все, и возможно, лучше, чем все.

Полный выпуск эпизода с Игорем уже доступен на главных стриминговых платформах — Apple Podcasts, Google Podcasts, «Яндекс.Музыка».

Предыдущие выпуски подкаста «Третья космическая»:

Нетворк-эффект, инвестиции во время «криптозимы» и фетиш на парсинг — сооснователь криптостартапа рассказал о том, что привело к решению совершить пивот, порассуждал о будущем индустрии и ответил на вопрос, как научиться распознавать скам-проекты.

Что такое цифровая экология, как на самом деле обстоят дела с сортировкой мусора в России и почему становление ESG-принципов изменило правила игры.

Как не бояться отказов, развить стратегическое мышление и не утонуть в рефлексии — вместе с предпринимателем сравнили российский и западный сегменты фермерства, узнали об образовательном интертейменте и провели параллели между игрой в теннис и достижением результатов в бизнесе

В нашем телеграм-канале Redmadnews можно поделиться мнением о выпусках и задать вопросы следующим гостям. Услышимся через две недели!

1313
4 комментария

о каком Атоме речь?

Есть:
АТОМ Рейсинг
Атом байкез
...и дофига других

1
Ответить

был бы еще российский рынок электрокаров, а не китайский, тогда можно было бы что-то сказать

1
Ответить

Метавселенная, блокчейн, NFT, цифровизация, ментальность, ценностное наполнение, дополненная реальность, маркетплейсы и сторы.

И ни слова про реальный автомобиль... Хотя о чём это я, как будто кто-то и правда собирался его делать, лол

1
Ответить