{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Оцифровываем город: пошаговая инструкция

Станислав Парфёнов, директор по сервисной поддержке и аутсорсинговым решениям Konica Minolta Business Solutions Russia, рассказал, какие шаги нужно предпринять, чтобы стать ближе к «умным городам» будущего.

Земля все больше урбанизируется: по оценкам ООН, к 2050 году в городах будет жить 67% населения планеты. Некоторые мегаполисы – их даже можно назвать мега-агломерациями – испытывают проблемы перенаселения. Государству становится нелегко предоставлять качественные услуги: возникают проблемы с жильём, логистикой, работой служб. Уже сейчас более 90% коммунальной инфраструктуры загружено более, чем на 93%.

Повышение качества жизни в поселениях с высокой плотностью — сложная задача. Поэтому администрации всё чаще обращают внимание на концепции, объединенные в рамках термина «умный город».

В мире появляется всё больше «умных городов»: Сеул, Сингапур, Токио, Нью-Йорк. Но единого подхода к понятию пока нет. Под термином понимают целый пул технологий, влияющих на транспорт и мобильность, уровень жизни населения, образование, экологию и даже распространение технологии LTE. Основу экосистемы «умного города» составляют инфраструктурные решения: видеонаблюдение, интернет вещей, интеллектуальные транспортные системы. Именно они делают город удобнее и безопаснее: способствуют развитию общественного транспорта, позволяют горожанам перемещаться по городу быстро и с комфортом, а силовикам эффективнее бороться с нарушителями общественного порядка.

Шаг 1. Видеонаблюдение и видеоаналитика

Безопасности отведена одна из ключевых ролей в «умном городе»: он неполноценен, если граждане не чувствуют себя комфортно, не свободны в действиях и передвижениях.

Раньше системы видеонаблюдения применялись только для записи и последующего просмотра записанных материалов; помогали, когда преступление уже было совершено.

Сейчас «большой брат» умеет намного больше. Камеры подключаются к единой системе сбора и обработки информации, а также оснащаются различными датчиками: например, детекторами радиации, выстрелов, биологических агентов и взрывчатых веществ. Видеоаналитика позволяет выявлять злоумышленников сразу на месте преступления благодаря распознаванию лиц и голоса – поиск производится по уже собранной базе. А в транспорте или общественных местах «умные камеры» способны отслеживать предметы, которые долго лежат без движения.

Шаг 2. Интеллектуальные транспортные системы

На дорогах видеонаблюдение используется не только для безопасности: специальные детекторы упрощают мониторинг дорожного движения, так как позволяют оценивать интенсивность и отслеживать аварии или «узкие места» в организации транспортных потоков. В результате управление уличным трафиком становится полностью автоматическим, а решения принимаются на основе данных в режиме реального времени.

В систему «умных дорог» специалисты включают также устройства по сбору и обработке данных о транспортных средствах и дорожной инфраструктуре. К ним относят детекторы транспортного потока, «умные светофоры», средства автоматической фиксации нарушений ПДД, паркоматы. Согласно данным McKinsey Global Institute, такие технологии могут снизить количество чрезвычайных ситуаций на 20-35%, количество преступлений на 30-40% и число аварий на 15-20%. Данные актуальны и для России: когда в Москве создали интеллектуальную транспортную систему, количество ДТП сократилось практически на 30% .

Шаг 3. Интернет вещей

Технологии IoT позволяют более экономично и эффективно управлять системами ЖКХ: водоснабжением, отоплением, электроснабжением, лифтами, телекоммуникациями. Для этого можно использовать интеллектуальное измерение расхода энергоресурсов, которое подразумевает не только установку систем учёта, но и создание информационных сетей для передачи данных со счетчиков в единый центр.

Сфера применения IoT крайне обширна. Например, интернет вещей можно использовать для «умного освещения» – системы объединённых фонарей, способных менять степень освещённости в зависимости от числа людей или автомобилей. Также IoT может применяться в цифровых киосках, позволяющих найти необходимую информацию о городе.

В последнее время внедрение технологии ускорилось, так как стоимость датчиков IoT, вычислительной техники и облачного хранения постоянно снижается. Согласно одной из оценок, число подключенных IoT-устройств превысило население мира в 2017 году, а общее количество, согласно прогнозам, увеличится с 8,4 млрд в 2017 году до 20,4 млрд к 2020 году.

Шаг 4. Вовлечённые горожане

Четвертая составляющая цифровизации городов – вовлечение жителей в управление городом через социальные онлайн-платформы. В социальном «умном» городе каждый житель сможет вносить свои предложения по развитию – и быть если не автором решений, то, как минимум, генератором идей. Это может быть реализовано при помощи специальных рейтинговых голосований. В Москве уже действует система «Активный гражданин», а в Санкт-Петербурге успешно работает прообраз такой платформы – портал «Наш Петербург», где горожане могут оставлять заявки и жалобы на нарушения в работе ЖКХ.

Драйвером развития технологий «умного города» становятся сами жители, которые хотят быть на связи, быстро и удобно перемещаться, первыми узнавать о происшествиях. Gartner прогнозирует, что уже в этом году 50% жителей мировых городов-миллионников начнут добровольно предоставлять персональные данные для своих городских информационных систем.

В целом перспективы развития «умных городов» радуют: по результатам исследования Trend Micro, глобальные инвестиции в цифровизацию городов возрастут с $36,8 млрд в 2016 г. до $88,7 млрд к 2025 г, а суммарная рыночная стоимость технологий, по данным компании Frost & Sullivan , к 2025 г. превысит отметку в $2 трлн. В России уже сегодня в рамках «Цифровой экономики» существует план: к 2024 году государство собирается «оцифровать» 50 городов с общей численностью населения 50 млн человек.

0
2 комментария
Konstantin Ivanov

А много городов оцифровал станислав парфенов занимаясь сервисной поддержкой?

Ответить
Развернуть ветку
Asya Agadzhanova

Впринципе идея вполне осуществима будет лет так через двадцать. Система конечно же сама по себе удобная для всех горожан.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда