Как “черные лебеди” могут увеличить клиентскую базу. Кейс продакт менеджера Gett

Как “черные лебеди” могут увеличить клиентскую базу. Кейс продакт менеджера Gett

В последние несколько лет мир столкнулся с неожиданными переменами и потрясениями, на которые он не был готов — "черными лебедями". Термин "черный лебедь" описывает событие, выходящее за пределы обычных ожиданий и имеющее потенциально серьезные последствия. Хотя такие события кажутся редкими и труднопрогнозируемыми, они, как правило, становятся логичными, осматриваясь в прошлом.

Этот термин был введен профессором финансов, писателем и бывшим трейдером Уолл-стрит Нассимом Николасом Талебом. Талеб утверждал, что хотя события с черным лебедем трудно предвидеть из-за их редкости, они могут иметь катастрофические последствия. Поэтому важно всегда учитывать возможность черного лебедя и готовиться к нему соответственно.

В данной статье я поделюсь опытом компании Gett, который может помочь вашему бизнесу адаптироваться к черным лебедям в будущем. Фокус будет на том, как бизнес адаптировался к событиям и использовал уникальные характеристики платформы Gett, позволяющей менять стратегию и подстраиваться под текущие события в стране и мире.

Gett — технологический маркетплейс, предоставляющий услуги по заказу такси в Израиле и Великобритании. Основное различие Gett от других "агрегаторов такси" заключается в том, что компания объединяет два маркетплейса: агрегатор водителей такси и агрегатор агрегаторов такси и таксопарков. Компания также предоставляет собственный сервис доставки по городу.

Ценностными предложениями компании являются: быстрые и надежные услуги заказа такси и доставки, лидирующая корпоративная платформа по заказу поездок и единая платформа для корпоративных клиентов по заказу такси в любой точке мира. Важно отметить, что компания не выполняет роль таксопарка, не владеет и не обслуживает автомобили.

Компания сотрудничает с водителями, большинство из которых являются самозанятыми и также могут выполнять "street hail" — принимать заказы на улице вне системы агрегатора.

COVID-19 – сохранение прибыли

Пандемия коронавируса несомненно стала чрезвычайным и быстро развивающимся "Черным лебедем", на который никто из нас не был готов. Для мирового рынка такси эта неожиданная волна стала настоящим испытанием: люди вынуждены оставаться дома, а за его пределами — соблюдать социальную дистанцию. Уменьшение объема поездок привело к снижению доходов водителей, а многие таксисты столкнулись с трудностями в оплате обязательных расходов, таких как техническое обслуживание автомобилей, расходы на топливо и страховые взносы. Не говоря уже о растущих страховых взносах и налоговых обязательствах, налагаемых властями. По оценкам экспертов, рынок такси в 2020 году показал ужасающий спад в 44%.

Каким образом компания Gett, ориентированная на услуги заказа такси, справилась с вызовами этого «Черного лебедя»? Давайте рассмотрим пример проблем и найденных решений в Великобритании.

Основной задачей стало диверсифицировать портфель клиентов и создать продукт, способный обслуживать все их разнообразные потребности. Диверсификация может происходить как по сегментам клиентов – сотрудничество с корпоративными и частными клиентами, в том числе из различных секторов. Так и по географическим сегментам: работа в разных городах или странах.

«Черный лебедь» может оказывать сильное воздействие на разные сегменты клиентов, поэтому чем шире ваш портфель услуг, тем выше вероятность сохранить бизнес. Компания Gett пришла к выводу, что фокус на секторы государственных учреждений и бизнеса, где необходимость в поездках сохраняется даже в критические моменты, оказался наилучшим вариантом. Это включает в себя медицинские учреждения, телерадиокомпании, и сотрудников транспортной инфраструктуры.

На графике представлены объемы заказов от клиентов в секторах телерадио и медицины за год пандемии. Как видно, уровень заказов от телерадио оставался стабильно высоким даже после завершения пандемии.

Как “черные лебеди” могут увеличить клиентскую базу. Кейс продакт менеджера Gett

Клиенты из разных секторов проявляют различное поведение. Их требования и профили поездок существенно отличаются от стандартных клиентов. Поэтому мы принялись к разработке продукта, способного решать следующие задачи:

  • Динамически привлекать водителей в тех локациях и в те временные промежутки, где обычно нет заказов.
  • Оперативно интегрировать новых поставщиков для запросов клиентов, не совпадающих с профилем наших водителей, таких как автобусы и поставщики, готовые выполнять межгородние заказы.
  • Возможность выполнять развоз клиентов по многочисленным адресам в рамках одного заказа, вплоть до 20 адресов.

В период начала пандемии многие компании столкнулись с вызовами, к которым они не были полностью готовы. Такая ситуация оказалась и для нашей компании, где продукт был лишь частично подготовлен к запросам клиентов на момент начала кризиса.

На примере инструментов для привлечения водителей в определенные зоны видно, что они уже существовали в компании и использовали принцип машинного обучения, что позволяло оперативно реагировать на изменения. Также была доступна платформа для интеграций поставщиков, позволяющая любому поставщику с возможностью API интеграции подключиться к платформе и получать заказы клиентов Gett.

Однако в продукте существовали функциональные ограничения, например, невозможность увеличения количества промежуточных точек и указания клиентами пассажиров на каждой из них. Эти проблемы оказались сложными для решения из-за дизайна инфраструктуры продукта, который изначально не предусматривал такой функциональности. В итоге, добавление новых функций становилось дорогим и требовало глубокой переработки инфраструктуры. Поэтому я хочу дать топ рекомендаций по итогам пандемийного и постпандемийного периода:

  • диапазон изучения: исследуйте смежные и близкие бизнесы
  • предиктивность как часть CustDev: предвидеть возможность вхождения новых сегментов и заложить в требования для разработки возможные дополнительные сценарии использования.
  • унификация сценариев продукта, включая их название, что может также облегчить адаптацию к новым условиям.

💡 Компания смогла успешно адаптироваться к изменениям, сохранить прибыль в период пандемии и даже преобразовать приобретенных клиентов и продукты в источники прибыли по ее окончанию. Например, корпоративная платформа по перемещению сотрудников, запущенная Gett в Израиле, уже использует опции, разработанные в Великобритании во время пандемии.

Израильский конфликт – помощь обществу

7 октября 2023 года, в день празднования Симхат Тора, в ходе внезапного нападения террористической организации ХАМАС из сектора Газа, боевики вторглись на территорию Израиля. Это событие стало началом затяжного военного конфликта, который принес траты мирному населению с обеих сторон.

Конечно, подобные события не могли не повлиять на общество. Одним из аспектов, на который обратило внимание множество волонтерских движений, стали потребности пострадавших граждан. В этот момент многие люди и организации начали активно собирать помощь и искали способы эффективной доставки пострадавшим.

Однако волонтерские компании столкнулись с проблемой – отсутствием инструментов для оперативного поиска людей, готовых немедленно забрать и доставить гуманитарную помощь. Тем более, необходимость отслеживать их передвижение стала еще более критичной в условиях чрезвычайной ситуации.

В этот момент стал ценен предыдущий опыт компании Gett, предоставляющей услуги заказа такси в И Великобритании. Благодаря предыдущему опыту в сфере такси, Gett смогла развернуть новые типы сервисов для волонтеров. Вместо поиска свободных такси, компания создала механизм, позволяющий водителям такси и обычным гражданам с автомобилями выражать готовность доставить гуманитарную помощь. Эти заказы не пересекались с обычными заказами такси, и водители были изолированы от всех необходимых инструментов, используемых в системе Gett.

Еще раз о главном

Урок, извлеченный из этого опыта, заключается в том, что важно заложить все возможные сценарии использования заранее. А также не забывайте:

  • изучать смежные и близкие бизнесы и предполагать, что компания может в них выйти – заранее знать о сегментах, которые могут стать основными в кризисных ситуациях на рынке
  • максимально унифицировать сценарии продукта для возможности создания новых без больших затрат. Вплоть до того, что стоит называть фичи не «такси” (например, “тарификация такси”), а тарификация »транспортировки” – ведь в один день это могут быть не только такси.
  • инвестировать в настройки продукта и backoffice вместо конфигурации в коде для оперативного развертывания новых сервисов. да, это увеличит трудозатраты, однако поможет более быстро отвечать на запросы бизнеса в будущем

Эти рекомендации могут быть полезны как устоявшимся бизнесам, так и быстрорастущим стартапам. Диверсификация бизнеса и заложение будущих сценариев использования в продукт могут оказаться весьма полезными в неожиданных обстоятельствах.

99
7 комментариев

Спасибо за статью! Но все предугадать невозможно:)

1
Ответить

Однозначно. Однако большая часть работы PM – исследования (research).
Цель статьи в том числе подсветить, почему это крайне важно на примере того, что ну никак не ожидалось, но произошло.

Имея знания, необходимость предугадывания менее важна. Они помогают более проактивно реагировать на произошедшие/происходящие события.

Ответить

И где вы храните все сценарии заранее? Как выстроен процесс?

Ответить

Я использую различные инструменты в зависимости от типа информации.
Есть "Общая база знаний" о рынке, о возможных клиентах, о том, что наши клиенты говорят – сервис FullStory.

В рамках каждой функциональности готовится в первую очередь PRD. В котором я отражаю не только текущие требования, но и возможные связанные требования в будущем со ссылками на опыт выше. G Docs / Confluence
Далее это транслируется также в технический дизайн, подготоваливаемый технической командой. Confluence
Все взаимосвязано между собой.

Конечно, потом сами выполняемые задачи с ссылками на документацию хранятся в Jira

Ответить

Спасибо за статью! А сколько времени ушло на разработку новых функции для сегментов?

Ответить

Отличная статья, спасибо!
Скажите, как вы оповещали новых и существующих пользователей о новых фичах?

Ответить