Как описать бизнес-процессы ⚙️
Меня часто спрашивают на мастер-классах и обучающих мероприятиях: «Должен ли владелец лично разрабатывать бизнес-процессы в своей компании?» Мой ответ следующий:
Когда сотрудники сами описывают бизнес-процессы, это показывает, как они работают на данный момент - как есть сейчас. Когда же владелец сам разрабатывает эти процессы, это отражает его видение идеальных процессов - то, как надо.
Какой вариант выбрать?
Подумайте, кто действительно управляет вашим бизнесом: вы или ваша команда? Вы также можете использовать оба подхода, чтобы увидеть, что и где нужно улучшить. Для этого сопоставьте то, что написали вы, и то, что написали ваши сотрудники.
Так что такое бизнес-процесс?
Бизнес-процесс — это пошаговая инструкция, которая описывает, какие действия и в каком порядке нужно выполнить, чтобы идея вашего бизнеса была реализована.
Если у вас уже есть описанные процессы, это станет основой для автоматизации работы компании. Но если у вас ещё нет описанных бизнес-процессов, начните с момента получения заявки до полного выполнения обязательств перед клиентом. Это даст вам понимание того, как и с помощью каких ресурсов создаётся ваш продукт.
Детализировать процесс нужно в зависимости от потребностей компании, главное — чётко распределить ответственность между участниками.
Этапы бизнес-процесса должны быть связаны с конкретными должностями. Это помогает понять, как каждый сотрудник способствует созданию и улучшению продукта, вместо того, чтобы сухо видеть только структуру отдела. Чем яснее роль сотрудника в процессе, тем проще определить требования к его должности.
Создание описания бизнес-процесса – затратная по времени, но необходимая задача для собственника, который стремится к системному масштабированию компании. Но когда один сотрудник должен справляться с множеством задач из разных областей, на него наваливаются тонны задач и камазами завозят еще, то у него начинается или паника, или бесилово 🤬
Бывают ситуации, когда собственник на самом деле не знает, кто нам нужен, и тогда он нанимает ещё одного человека, который просто может работать без перерыва и выполнять множество задач одновременно. В требованиях к вакансии для таких кандидатов обычно указывают “Стрессоустойчивость”
(да я и сам работал в такой компании в начале своей карьеры😅
Но для профессионала, который действительно продуктивен в своей области, такой подход может закончиться двумя способами: он либо откажется от такой работы, либо быстро уйдёт из компании. А если сотрудник неопытный, то он не сможет справиться и навредит всему процессу. Или, конечно, произойдет чудо одно на миллиард. Но полагаться на такие чудеса - это точно не про системный рост.
Пример из жизни
В одной компании, занимающейся мясной продукцией, ключевую роль играл территориальный управляющий. Он организовывал работу магазинов и продавцов, общался с поставщиками, регистрировал документы, выплачивал зарплаты и многое другое. Несмотря на молодость, он был сильно перегружен. Держался он только на энергетиках и без них не начинал свой рабочий день.
После того, как мы с собственниками отрисовали бизнес-процессы и я увидел, как много задач выполняет этот бедный территориальный управляющий, я их предупредил: "Ребята, он скоро уйдёт. Невозможно в таком темпе делать всё в компании". Через две недели жена собственника позвонила мне и сказала: "Знаешь, он ушёл". Тогда я подумал, что он стойкий, потому что рассчитывал на более быстрый уход.
Все произошло из-за колоссальной нагрузки: согласования процессов, управление точками, общение с поставщиками, регистрации и общения с гос.органами, выплаты зарплат, участия в различных рабочих группах, и еще много всего. Таким образом, помимо основных обязанностей, он также выполнял вспомогательные задачи, что серьезно перегружало его.
Когда я спросил, почему ему было поручено столько разнообразных задач, собственники ответили мне: “Он умный”. Именно потому, что умный и в тот момент подумал, он и решил уйти.
Выстраивание структуры компании и разделение обязанностей этого сотрудника помогли не только освободить эту должность, но и сделать найм более простым (потому что требования стали более четкими, и кандидатов стало больше). Это помогло найти еще товароведа и ассистента💪
Все это - одна большая схема для всех уровней компании: владельцев, руководителей и обычных сотрудников. Бизнес-процесс – это основа для того, чтобы понять, что нужно для каждой должности. Описание бизнес-процессов поможет определить, какие отделы нужны в компании.
Например, владелец может решить, что ему не нужен собственный бухгалтер, так как эту работу можно передать на аутсорсинг. В то же время, отдел продаж остаётся необходимым. Когда вы нарисуете структуру компании и определите основные уровни принятия решений, тогда сможете увидеть, где есть "лишний вес" (должность с зарплатой, но без результата) и где находятся препятствия, мешающие росту.
Как заниматься только развитием бизнеса без постоянного контроля за сотрудниками? Будет полезно, если тебе знакома ситуация:
- Встреча друзей, а ты в телефоне - решаешь вопросики.
- На четвертом зуме подряд уже нет сил понять, что тебе говорят.
- Даешь задачу сотруднику, говоришь что она супер важна, а он через день может прийти и сказать: не получило…
Как воплотить амбициозные идеи в успешные проекты? Чтобы превратить задуманное в реальность, важно научиться грамотно планировать, контролировать и адаптировать бизнес-процессы. В этой статье мы расскажем, как правильно управлять процессами и какие шаги предпринять для успешного старта и развития бизнеса.
Пока кто-то думает, не пора ли создать базу знаний, прошаренные пользователи отлаживают процессы для своих команд. Новички быстрее адаптируются, коммуникация не буксует, а FAQ для клиентов готовит AI.
Говорят, что на vc рулят кейсы, демонстрирующие твою компетентность.
Всегда интересно знать, на какую глубину копать, демонстрируя свою компетенцию, чтобы аудитория прониклась, но не заснула. Что подсвечивать?
Симптомы, которые указывают, что пора задуматься о стадии бизнеса
В современном цифровом мире DDoS-атаки представляют серьёзную угрозу не только для крупных корпораций, но и для малого бизнеса. Многие владельцы небольших компаний ошибочно полагают, что их масштабы неинтересны киберпреступникам. Однако статистика и реальные кейсы свидетельствуют об обратном.
Приветствую, дорогие читатели! Сегодня я хочу поделиться своим опытом внедрения новых бизнес-процессов в CRM-системе в рамках крупной организации, где работает более 500 офисных сотрудников, а общее кол-во сотрудников несколько тысяч.
А зачем описывать бизнес-процессы, если для обсуждения, так как раз при обсуждении и выработается верное видение. Из собственного опыта я за то, чтобы писал руководитель, но обсуждал с сотрудниками, а потом на основе этого можно создать базу знаний для новых сотрудников
я, как раз, в статье и написал о том, что можно писать, используя 2 подхода. А Зачем именно их описывать, я даже свои реальные привел)