Концепция как Искусство: Как создать уникальное место, которое оставит след

Концепция. Как много вопросов и определений к этому слову и у большинства экспертов всегда найдется свое понимание, что это за слово и какую суть оно несет.

Для кого-то концепция - это интерьер. Условно, сделаем помещение в стиле лофт. Для другого оно будет обозначать на базе какой кухни мира будет построено меню.

Для меня же концепция - это идея, то что ответит на вопрос "это место где...?". Как некий центр, от которого мы отталкиваемся при построении всех составляющих.

Для примера возьму Clara*

Концепция как Искусство: Как создать уникальное место, которое оставит след

Clara* - это место волшебных моментов. Место, способное сделать каждый момент важным, будь то встреча с друзьями, свидание или просто чашечка кофе с утра в жизнерадостной и дружелюбной атмосфере.

Как я к этому пришла или откуда родилась эта концепция?

Скажу честно, это был мой первый самостоятельный проект, где за все детали отвечала только я. Ну и конечно как начинающий специалист, который еще не разбирался в каждой тонкости, мое погружение началось так, как будто меня кинули в море, без инструкций о том как плавать. Да, было не легко, особенно когда мозг способен только генерить гениальные идеи, а в операционной работе мне обычно не везет и по сей день) Помню несколько лет назад, сестра позвала помочь ей с мероприятием и что вы думаете, чего бы я не касалась из мелких задач, выходило всегда не так как планировали. То сомелье опоздает, то гости приедут раньше, то привезли не те стулья. И знаете, именно благодаря множественному стрессу (а я гипер ответственная), я научилась:

  • очень быстро решать, сохраняя холодный и расчетливый ум;
  • очень точно планировать, учитывая невероятное количество факторов;
  • готовить несколько планов Б;
  • и в целом относится к косякам намного спокойнее.

Но вернемся к Clara*. Первое мое касание с этим заведением было очень волнующим. Мне представили его как место, где есть все что я люблю: "кофе/чай и вино". Но посетив его, все положительные ассоциации улетучились, как и не бывало. Бетонные стены, холодное освещение, неудобные кресла и столы, безразличные бариста... и список можно продолжать еще очень долго. Было ощущения некого опустошения, когда ты представляешь уютную солнечную осень с золотыми листьями, а по факту получаешь слякоть и одни проливные дожди с промозглым ветром.

Столы рассчитанные на одного, жесткие стулья и серое настроение, которые не скрасит ни один кофе... Думаю вы уже догадываетесь, чего именно тут не хватает, исходя из цикла прошлых статье про три ключа успеха.
Столы рассчитанные на одного, жесткие стулья и серое настроение, которые не скрасит ни один кофе... Думаю вы уже догадываетесь, чего именно тут не хватает, исходя из цикла прошлых статье про три ключа успеха.

Когда я познакомилась с владельцем, передо мной поставили понятную бизнесовую цель - нарастить выручку в 2,5 раза. С одной стороны, в целом ничего сложного, а с другой нужно было полностью изменить подход, так как делать очередное 100525 кафе не имело смысла. Куда проще было бы все закрыть и воткнуть в это помещение какую-то известную франшизу. Авантюризм, не дал поступить таким образом и потому пришлось искать другие подходы.

Для начала я попыталась вытащить из владельца всю подноготную того, что ему самому нравится, ведь важно сделать такое заведение, которые собственник будет любить как собственное детище.

Далее необходимо было понять, "а кто наша аудитория?". Для кого мы собственно делаем здесь что-то? Что нравится им и зачем вообще они куда-то ходят? Какие потребности нам необходимо закрыть и за что зацепиться? Это местные офисные работники? Студенты? Или же те люди, которые ездят в классные заведения из любого края Москвы? А сколько вообще таких людей?А что вообще находится поблизости? ...

После проведения подобного анализа, уже начинает вырисовываться какая-то картина того, что это могло бы быть. Далее поход к конкурентам, то есть в те места куда ходит наша предполагаем аудитория поблизости. Точно не скажу, что это моя нелюбимая часть, но чисто физически перепробовать блюда более 10 заведений за один день, на самом деле невероятно сложно. А главное еще не спалиться, подсматривая всевозможные мелочи, бренды, задавая неудобные вопросы сотрудникам и тд.

Ну вот уже и собрался список сильных и слабых сторон противников) Появилось более детальное описание аудитории. Составлены цепляющие крючки и главные боли, которые необходимо внедрить в наше предприятие. Прикинута возможная CJM. Собрана модель Шеррингтона. И вот теперь можно приступать к единению всей информации в одно предложение.

Почему всего одно предложение? Потому что заведения обычно запоминают по двум словам - "это место где":

  • лучшие морепродукты
  • вкусное пиво
  • красивая веранда
  • душевный и понимающий персонал
  • лучший сервис
  • уютно как на даче
  • танцуют на барной стойке и тд.

Если не дать четкого понятия, что именно это за место, то люди просто его не запомнят, на фоне океана других. Формируя концепцию, мы создаем четкие и простые ассоциации, потому что именно благодаря им нас и запомнят.

И далее мы уже переходим к нашим трем ключам успеха, о которых я писала ранее. Каждый ключ проходит через призму концепции, того что должен ощутить и запомнить гость. И только после этого формирования описаний, можно переходить к части экономической реализации:

  • подсчета того, сколько будет зарабатывать такое заведение
  • сколько денег необходимо про инвестировать
  • через сколько оно окупиться
  • какой будет ФОТ, P&L и тд.

Далее защита перед инвестором и полное его погружение в еще пока не существующее заведение. Важно, чтобы владелец смог прочувствовать на себе основной вайб и полюбить проект также как создатель. Почему? Потому что тогда, когда я и моя команда покидаем проект, в качестве лидера, остается именно собственник. И чтобы не потерять все то, над чем мы работали, а также иметь возможность воплотить в жизнь написанный нами талмуд, он должен стать амбассадором, душой этого места. Как капитан на корабле.

И уже после создания этой тесной связи и внесения небольших корректировок, можно приступать к реализации проекта❤

Итак, формируя концепцию своего места, важно ответить на три этих вопроса:

  • Для кого я это делаю?
  • Что это будет за место?
  • Что оно должно передать?

И только тогда уже приступать к более материальной части.

P.S.

Ну что ж, считаю цикл Clara* завершенным. Несмотря на то, что это одна из моих самых любимых сетей и я могу говорить о ней бесконечно, рассказывая даже самые факапные факапы, важно двигаться дальше и помогать другим воплощать их гостеприимные мечты. Так что если у вас есть такая идея и вы не знаете как к ней подступиться, welcome!

11
Начать дискуссию