Прожарка так называемых "Наставников и их Наставничества"

Прожарка так называемых "Наставников и их Наставничества"

Рассмотрим почему хайп вокруг "наставничества" — это опасная вредная лжеконцепция.

Мой прошлый пост по прожарке лжеконцепций —

Сразу сделаем оговорку

Издревле существовали мастера и подмастерья, и до сих пор навыки, хард скилы часто передаются от мастера к ученику — будь то медицина, умение реставрировать обувь или любой другой навык. Плюс, институт "наставничества" бывает развит в корпорациях, где опытные сотрудники берут на себя шефство или просто помощь с интеграцией молодых специалистов. Плюс, зарубежом такой концепт как "менторство", что по-сути и есть наставничество, развито уже десятилетиями. Однако, мы видим, что за последние года в русско-язычном интернете расплодилось столько новоиспеченных "наставников", что бОльший процент из них представляет из себя не передачу навыков, а модный способ 1. Отъема денег у населения, 2. Способ поднять ЧСВ (чувство собственной важности) для одних (наставников) и способ найти "волшебную пилюлю" и опору вовне для других (жертв наставников).

А теперь к делу

Опасность этого модного тренда в том, что у нас нет института "наставничества", разные люди вкладывают в него разные понятия, и тем более, нет фундаментальных лицензируемых обучений (отбросим инфобиз, где они друг друга обучают быть наставниками). Итак, что нужно, чтобы стать наставником на просторах рунета? Иметь психологическое образование? Иметь педагогическое образование? Нет, нет и еще раз нет. Далее опишу детальную стратегию как назваться наставником, слушайте —

ШАГ №1 — назваться наставником. Собственно, всё, приехали, поздравляю, отныне ты официально наставник, вот тебе крест.

Зачем одни идут к наставникам, а другие ими становятся?

На самом деле, рынок около-бизнес обучения и личностного роста у нас уже переживал ни один виток модных трендов. Лет 10-15 назад многие делали франшизы, обещая большие легкие деньги своим франчайзи. В те года до 80% и более франшиз заканчивались печально, так как главной задачей большинства создателей франшиз было срубить бабла по-быстрому, заработать на роялти и уйти в туман с деньгами. Еще часть может и хотела как лучше — вырастить с помощью франчайзи брейнд и дать всем заработать, но на практике держатели франшизы сами не имели компетенции построения крупного успешного бизнеса. Почему я привел аналогию с рынком франшиз десятилетней давности — так как во многом это был такой же развод и хайп, как нынешние "наставничества", только тогда продавцам франшиз надо было передавать новичкам хоть какой-то бренд, интеллектуальную и материальную собственность и нести обоюдную ответственность, а в случае "наставничеств" наставникам не нужно нести никакую ответственность, при этом мотивация у сторон остается примерно такой же —

  • Наставник получает — быстрые легкие деньги и удовлетворение своего ЧСВ.
  • Ученик наставника покупает надежду на лучшее будущее, которое ему кто-то, якобы, покажет. (кроме тех случаев, когда передаются конкретные хард навыки)

Еще есть такой не маленький сегмент людей, которые идут в наставничество, чтобы самим потом быть наставниками и на этом зарабатывать, получается некая пирамида. Причем, уже появились даже наставники наставников, которые обучают как на этом зарабатывать... Сделаю небольшое отступление на этот счет —

Прожарка так называемых "Наставников и их Наставничества"

Если упростить и говорить о бытовых примерах, то симулировать какую либо деятельность — это повторять за тем, что постулируется. Например, успешный человек вещает о важности правильного питания или лёгкости заработка на маркептейсах, или необходимости соблюдать жизненный баланс работы-семьи-здоровья и т.д. При этом он/она может показывать для окружающих одно, а на самом деле (осознанно или неосознанно) делать противоположное. И вот повторение того, что этот человек делает на самом деле и будет эмуляцией. По типу того, как самые успешные инфо-бизнесмены после курсов идут делать такие же обучения, а не реальный бизнес, предлагаемый коучами)) Эмуляция в среднем продуктивнее симуляции.

Разберем один пример

Не будем далеко ходить, по запросу "наставник" или "наставник наставников" на одном из первых мест в поисковиках — некий Максим Удод. Не знаю этого парня, наверняка достойный человек, даже не исключено, что с психологическим и/или педагогическим высшим образованием. Тем не менее, некоторые вещи напрягают —

Прожарка так называемых "Наставников и их Наставничества"

Броские вкусные обещания по выходу на 1+млн без уточнения экспертности — это, мягко говоря, выдавание желаемого за действительное. Идем дальше

Прожарка так называемых "Наставников и их Наставничества"

В первом окне своего сайта он пишет, что довел до миллиона более 500 своих учеников, во втором слайде их уже становится 40+. Даже 40 миллионеров сделанных под его чутким надзором — это уже невероятный результат, достойный топовых американских менторов. Есть одно небольшое "НО" — возможны ли большие деньги в легкости? — да, но для этого придется сначала долго и много вкладываться, а тут речь про 14 дней.

Вместо послесловия

Наставничество — это покупка надежды на лучшее будущее, которое вам кто-то, якобы, даст/покажет, в то время как всё, что вам нужно — это набор скилов и множества шагов в сторону своего профессионализма. Слово "наставничество" придает особую ауру чего-то таинственного, когда, по факту, вы в лучшем случае покупаете набор скиллов, и, возможно, нового общения.

Не благодарите🙏

Ваш истинный гуру, ментор и наставник

Просто Влад

P.S. Чтобы не быть однобоким в своих рассуждениях — предлагаю вам поделиться своим опытом в комментариях, конечно, положительные кейсы также существуют (без иронии).

44
7 комментариев

Как можно эффективно отличить настоящего наставника от тех, кто лишь пытается воспользоваться этим трендом?

1

Первое что приходит в голову — что раньше слово наставник было чем-то высоким, это не было на столько популярным, но молодые люди могли долго упрашивать старшего стать их наставником. Сейчас же "наставники" сами пиарят свое наставничество именно как коммерческий продукт, то есть ситуация с ног на голову перевернулась — не ученики бегают за наставником, а псевдо-наставники готовы взять любого, кто деньги платит, ну или практически любого. На мой взгляд где-то здесь лежит кардинальная разница между первыми и вторыми. У одних на первом место стоит цель передать свои навыки самым достойным, у вторых — тупо заработать как можно больше как можно быстрее =)

Сейчас каждый второй называет себя "наставником", да-да, именно в кавычках, потому что они проснулись утром и решили подзаработать легких денег, мне жаль людей, которые на это ведутся!

1

Уважаемые наставники наставников не серчайте🙏

Оказывается есть специальные платформы по поиску наставников) Ловите 1. https://sovmestno.co/ 2. https://getmentor.dev/ 3. https://solvery.io/

Если есть спрос - будет и предложение. Люди хотят мотивации, поддержки и снять с себя хоть часть ответственности, снять боль принятия решения, многие хотят получить алгоритм достижения желаемого. Не вижу ничего плохого - чтобы наставники помогали в этом. Если вас от этого так бомбит - от инфобиза, от наставников. Это ваша проблема. Приведу пример - вы хотите кушать, хотите сделать бутер с колбасой. Идете в ближайший супермаркет - и там на выбор - миллион видов колбасы - дорогие, дешевые, какие-то - не колбаса, а продукт содержащий элементы колбасы. Вы же про колбасу - не пишете - ах это инфоколбаса не утолила мой голод, а в рекламе такая классная была)))