Как составить план продаж и обеспечить его выполнение? ТОП 5 ошибок планирования в отделе продаж

Представьте, что вам нужно попасть на площадь Сан-Марко в Венеции при условии, что вы никогда там не были. Составьте план путешествия. Как думаете, насколько точным и правильным он будет? После первых же шагов вы поймете, что в него нужно будет вносить все больше и больше изменений, потому что первоначальный план всегда некорректен. В этом и заключается суть планирования. Как говорил Эйзенхауэр: «План – ничто, планирование – все».

Как составить план продаж и обеспечить его выполнение? ТОП 5 ошибок планирования в отделе продаж

Меня зовут Сергей Кошечкин. Более 390 предпринимателей доверяют мне подбор персонала, потому что получили по моей технологии свыше 990 менеджеров и руководителей отдела продаж. Если хотите узнать больше полезной информации, заглядывайте на YouTube. Ознакомиться с практическими кейсами по ведению бизнеса можно в Telegram-канале.

Содержание статьи:

  • Что такое план продаж
  • ТОП 5 ошибок при составлении плана продаж

  • Планирование в отделе продаж

Кстати, по этой теме у меня еще есть ролик:

Что такое план продаж

Если спросить несколько человек, были ли они на Фиджи или в Венеции, кто-то скажет «да», другие – «нет». Если хотите понять, что такое план продаж и насколько он важен, подумайте, что отличает тех, кто сказал «да» от тех, кто сказал «нет». Есть много вариантов ответа, но правильный такой: те люди, которые были в Венеции или на Фиджи, имели план, как туда попасть. И они следовали этому плану – копили деньги на путешествие, заказывали билеты, бронировали гостиницу и т.д. По наличию плана определяется степень готовности человека или отдела продаж оказаться в точке «B».

План – это подробный конкретный проект, реализация которого неизбежно приводит к достижению поставленной цели. Также нужны план «B» и план «C», чтобы в случае неудачи с первым без задержек можно было двигаться дальше.

Самая предсказуемая вещь, которая может случиться, особенно у нас в России – это кризис. Действия при кризисе нужно планировать очень тщательно. Кризис – это всего лишь непредвиденная ситуация, и к нему надо быть готовым. Очень полезно почитать книги путешественников, которые покоряли Северный или Южный полюс: как они предусмотрели и продумали каждый вариант развития событий.

Еще план очень важно записывать и проговаривать. Когда вы это делаете, происходит магия – изменение реальности с помощью слов. Если план много раз проговаривать, начинаешь верить в него и постепенно реализовывать. В этом сила планирования. Как говорил Джек Уэлч: "План в виде схемы, картинки – ничто, планирование – все!"

Как составить план продаж и обеспечить его выполнение? ТОП 5 ошибок планирования в отделе продаж

ТОП 5 ошибок при составлении плана продаж

Рассмотрим ошибки планирования в отделе продаж. Первая, наиболее типичная, исходит от собственника бизнеса: план превращается в «хотелку». Чтобы этой ошибки избежать, нужно помнить, что план увязан на имеющихся ресурсах. Каждый человек теоретически может полететь в космос, но перед этим нужно провести анализ ресурсов, так как может чего-то не хватать. В этом и состоит культура планирования. Планирование – это ревизия и понимание, как имеющиеся ресурсы будут использоваться для реализации поставленной цели и где взять недостающие ресурсы.

Как составить план продаж и обеспечить его выполнение? ТОП 5 ошибок планирования в отделе продаж

Вторая ошибка создания плана для менеджеров по продажам, она тоже чаще встречается именно у собственников бизнеса,– это планирование по старым данным. Как правило, происходит занижение плана. Это похоже на то, как при езде на машине вы планируете свой маршрут по дороге, которую видите в зеркале заднего вида. Дорога может повториться, а может и не повториться. Реализуя план, особенно стратегический, нужно смотреть, что происходит на рынке в данный момент. Если вы можете взять с рынка 10 миллионов, то ставьте именно такую цель.

Как составить план продаж и обеспечить его выполнение? ТОП 5 ошибок планирования в отделе продаж

Третья ошибка – планы отдела продаж никак не привязаны к личным планам менеджеров по продажам. Есть простая проверка, будет ли план продаж выполнен: в начале месяца собрать все планы продаж менеджеров и сравнить их сумму с общим планом отдела. Например, у одного менеджера план – 5000 продаж, у другого – 3000, у третьего – 6000 и т.д. Будет ли достигнута цель в 50000 продаж по плану отдела, если цели менеджеров разнятся? Конечно же, нет. Уже на старте можно подсчитать, что план не будет выполнен. Нужно сразу вносить корректировки, в зависимости от поставленной цели.

Как составить план продаж и обеспечить его выполнение? ТОП 5 ошибок планирования в отделе продаж

Четвертая ошибка – отсутствие мотивации. Есть анекдот на эту тему. Человека судили за серьезное преступление и приговорили к казни на электрическом стуле. Подводят его к стулу, а он такой толстый, что не помещается на нем. Тогда решили посадить его на диету, месяц давать только хлеб и воду. Проходит месяц, опять подводят его к электрическому стулу, он опять не помещается. Ставят на весы, а он ни на килограмм не похудел. Его спрашивают, мол, как так, почему не похудел. И он отвечает: «Так у меня мотивации нет!». Мотив – это один из ключевых моментов, причем личный мотив! Почему менеджеры по продажам сделают нужную цифру? Потому что у них ипотека, машина в кредит, соревнования между собой и т.д., но никак не потому что РОП положил к ним на стол план продаж и сказал “Выполняйте”.

Как составить план продаж и обеспечить его выполнение? ТОП 5 ошибок планирования в отделе продаж

Пятая ошибка – отсутствие привязки к ресурсам или некорректный расчет. Для чего нужно измерять показатели и знать свою воронку? Воронка продаж – это элементарный инструмент планирования, по ней можно понять, сколько нужно звонков, чтобы было определенное количество встреч, сколько потребуется времени на сделку и, следовательно, когда появится первый счет и деньги. Эти показатели необходимы для проектирования и планирования.

Как составить план продаж и обеспечить его выполнение? ТОП 5 ошибок планирования в отделе продаж

Планирование в отделе продаж

Схема проста. Начинаем с плана-прогноза. Он нужен в первую очередь для опытных менеджеров по продажам. Я прошу каждого менеджера составить таблицу в Excel (можно и вручную). В первом столбце написать всех клиентов, которые у него есть на данный момент (тех, с кем можно работать в этом сезоне) – это около 10-30 позиций.

Как составить план продаж и обеспечить его выполнение? ТОП 5 ошибок планирования в отделе продаж

Напротив каждого клиента нужно написать его потенциал, то есть сколько приблизительно мы ему можем отгрузить. Затем указать, на какой стадии находится сделка по каждому клиенту. Стадии могут быть, например, такими: установлен контакт, определено техническое задание, выставлено КП, выставлен счет, получены деньги. Каждой стадии присваивается коэффициент: 0,1; 0,3; 0,5; 0,7; 0,9.

Таким образом, умножая сумму на вероятность, мы рассчитываем примерный объем плана продаж. В дальнейшем эта сумма корректируется по коэффициенту «оптимизма» или «пессимизма». Коэффициент получаем, разделив ожидания по работе менеджера (например, 10 продаж) на показатели фактической работы (например, 5 продаж). Следовательно, первоначальный объем плана делим на этот коэффициент.

Все клиенты делятся на три категории: 1)те, с кем вы работаете постоянно (их коэффициент начинается с 0,5; 2)клиенты в работе (0,3-0,5); 3) новые клиенты (0,1-0,2).

В результате получается таблица, по которой очень просто отслеживать результаты продаж за неделю. Нужно просто смотреть на значение «Итого» и определять, насколько оно изменилось и за счет каких показателей. Как правило, у таких планов коэффициент достоверности равен 0,8-0,9.

Внедряйте данную систему планирования. Ничего магического в этом планировании нет – базовый алгоритм срабатывает практически всегда!

Еще почитать:

3
Начать дискуссию