— Зачем эйчару брендированные ручки, мерч и бизнес-сувениры?

— Писать в брендированных блокнотах и на листочках, носить одежду и аксессуары с логотипом на мероприятиях и в офисах продаж, радоваться удачным подарочным решениям и обсуждать не самые удачные. Словом, для того же, что и другим сотрудникам. С поправкой, что эти бизнес-сувениры также выполняют часть его — эйчара — работы. Рассказываю, почему и зачем, а заодно развенчаю парочку мифов про бизнес-сувениры и их роль в брендинге компании на разных уровнях.

Noname-канцелярия, кружки, мышки и даже каски — не только скучно, но и неэффективно и для бизнеса, и для вовлечённости сотрудников
Noname-канцелярия, кружки, мышки и даже каски — не только скучно, но и неэффективно и для бизнеса, и для вовлечённости сотрудников

Почему я? Меня зовут Виолетта Васильева, я руковожу LIFE PRINT, где мы помогаем эйчарам, маркетологам, закупщикам, секретарям подбирать мерч, брендированную канцелярию, бизнес-подарки и сувениры для клиентов, партнёров и сотрудников. Дальнейшую работу берём на себя — производство или комплектация из наличия, брендирование, доставка. Этот материал — результат 10-летнего опыта работы с заказами от нескольких десятков блокнотов и ручек с логотипом до комплексного оснащения мероприятий, корпоративных событий и офисов продаж клиентов федерального уровня. Конкретные примеры показываем в т.ч. в Telegram-канале, а здесь я собираю концентрированную пользу и опыт для читателей.

Что такое HR-бренд? Кому он нужен и зачем?

Каждая компания вне зависимости от масштаба представлена как на потребительском, так и на трудовом рынках. И как при выборе товара или услуги клиенты сравнивают предложения, читают отзывы, запрашивают рекомендации, так и на рынке труда компанию рассматривают с точки зрения привлекательности для сотрудников — существующих, потенциальных и бывших.

HR-бренд — образ компании в сознании персонала, потенциальных и бывших сотрудников, инструмент привлечения и удержания эффективных и талантливых кадров. Это работа с впечатлениями, начиная с найма и адаптации, корпоративной культуры, условий труда, его оплаты, перспектив карьерного роста, заканчивая адекватным и человечным расторжением трудового договора.

Важный нюанс: работают над построением привлекательного HR-бренда в компании или нет, впечатления складываются, исходя из опыта — сотрудничества, найма, увольнения, по отзывам и рекомендациям. Тот случай, когда впечатлениями лучше управлять и самим формировать позитивный имидж, чем решать проблемы с негативом и репутационными рисками. Это подтверждают исследования: по данным Brand Lovers, до 40% соискателей при подборе вакансий руководствуются HR-брендом компании. А в Хабр Карьере выяснили, что каждый третий специалист отказывается работать в организации с негативной репутацией на рынке труда.

То есть позиция-страус «мы слишком маленькие, чтобы заморачиваться HR-брендингом» чревата, что компания может и не вырасти, не собрав достойной команды. Либо расти, набивая шишки там, где можно было обойтись без них, включая расходы на рекрутинг при текучке кадров.

Из чего строится HR-бренд?

Конечно, условным Яндексу, Сберу и Газпрому проще: их знают, работа у них — крутая строчка в резюме. По отзывам эйчаров, при выборе между известной компанией с развитым HR-брендом или noname с такой же вакансией и даже чуть большей зарплатой — многие предпочитают бренд.

Однако отзывы на сайтах для поиска работы, изучение новостной повестки и рекомендации делают предложения небольших компаний привлекательными для тех, кто не гонится за карьерой в корпорациях и крутой строке в резюме предпочитает небольшие, но дружные коллективы, интересные задачи и отсутствие бюрократии.

Первое впечатление от оформления и наполнения вакансии, общения с рекрутером и руководителями, офиса, знакомства с коллегами — эти моменты не переиграть. По ним не только в компании судят о соискателе, но и соискатель решает, хочет ли начинать сотрудничество.

Грамотная программа адаптации с первого дня в 4 случаях из 5 обеспечивает вовлечённость новых сотрудников в дела компании во время испытательного срока, а 58% из тех, кто успешно его проходит, продолжают в ней работать 3 года и более.

По сути, HR-брендинг мало отличается от традиционного: в основе позиционирования лежит анализ положения компании на рынке труда и её потребностей, на которых строят ценностное предложения для сотрудников (EVP — почти как УТП, но в HR). Для его определения используют модели, представленные на иллюстрациях. Важный фактор — найти уникальность, а не выдумать, иначе неминуем конфликт обманутых ожиданий и долгосрочного сотрудничества не получится.

EVP — прежде всего про нематериальную мотивацию персонала. После того как у сотрудника закрыты базовые потребности: он работает, получает зарплату, премии, имеет социальные гарантии, возникают другие — в общении, внимании, признании, самовыражении. Это всем известные элементы корпоративной культуры: обучение, проведение корпоративных мероприятий, сувениры и подарки по различным (не только профессиональным) поводам.

По сути, материальная и нематериальная мотивация — как булка с изюмом. Нематериальная мотивация — «изюм», который обогащает корпоративную культуру компании, позволяя раскрыть потенциал сотрудников и сделать их жизнь интересней. Он отвечает за послевкусие, которое остаётся с человеком даже после ухода из компании. Но много «изюма» даёт пресыщение. А только «изюм» без булки, т.е. материальной мотивации, не поможет насытиться. Поэтому важен баланс мотивации и формирование её с учётом актуальных потребностей команды и целей компании.

Сформулировать EVP мало — нужно его интегрировать в точки касания с потенциальными кандидатами, действующими сотрудниками, использовать не только в найме, но и других коммуникациях: выступлениях на внешних и внутренних мероприятиях, в соцсетях, новостях компании и пр. Имидж компании неразрывно связан с образом компании как работодателя — и может влиять на успехи её на прочих рынках: потребительском, инвестиционном и пр.

Как строить HR-бренд не по цене самолёта?

Рассмотрим, как влиять на HR-бренд без миллионных вливаний в рекламу и громких «корпоративных» фестивалей. Оставлю психологические и эмоциональные техники профессиональным эйчарам и затрону понятную и близкую мне тему мероприятий (проведения и оснащения), мерча, бизнес-сувениров и подарков:

  • Первое впечатление можно сделать поистине потрясающим с простой, но почему-то мало распространённой в российских компаниях практикой вручения Welcome Pack — «приветственного комплекта» для новичка. От набора брендированной канцелярии до фирменной кружки, аксессуаров, чая/кофе и сладостей — его наполнение зависит от специфики бизнеса, профессиональных задач сотрудника и корпоративной культуры.

Приветственный пакет не должен быть дорогим — элементарных «орудий труда» в фирменном стиле достаточно, плюс некая памятка по ценностям компании, внутренние документы или ссылки на них, приятные и милые мелочи. Так чехол для пропуска или костер (подставка под кружку) со смайлом и мотивирующей надписью в качестве деталей «пакета» ничуть не хуже, чем презентабельный ежедневник, ручка с гравировкой, настольный набор с док-станцией. Конечно, зависит от статуса, позиции новичка в компании, возраста и в целом атмосферы в отрасли.

! Кстати, реакция на Welcome Pack также может быть «звоночком» по совпадению ценностей: какой будет реакция, станет ли новичок пользоваться подарками, близок ли ему принятый в коллективе тон общения и пр.

  • Мерч компании — фирменная одежда и аксессуары, которые помогают сотрудникам чувствовать себя частью команды. Это может быть красивая, функциональная рабочая форма (отделы продаж, логисты и пр.), презентационная одежда для мероприятий или экипировка для корпоративных занятий спортом.

! Вариантов масса, плюс при отсутствии в офисе жёсткого дресс-кода элементы актуального мерча в стиле casual могут стать хорошим тоном, чтобы показать лояльность компании: будь то браслеты, значки, шейные платки, майки, свитшоты, шопперы, рюкзаки или что-то ещё. Креативное решение — наклейки на текстиль, которыми можно «брендировать» практически любой наряд или аксессуар: они не ограничивают самовыражение в одежде и помогают, меняясь, не изменять идее принадлежности к бренду, команде, компании в целом.

И хотя заказ мерча — идея не копеечная, у него большой потенциал влияния на внешние аудитории: настолько, что согласно результатам опроса института общественного мнения «Анкетолог», в России 70% пользователей хотят получить брендовый мерч в подарок, носить его, использовать каждый день. Так можно показать «мы одной крови» с общими ценностями и удачно рекламировать бренд. А учитывая, что сносные по качеству подходящие под брендирование футболки стоят от 300 руб. за штуку, многие офисные «радости» типа чая, кофе и сладостей вряд ли обходятся сильно дешевле на перспективу.

  • Корпоративные подарки и сувениры вручают по разным поводам коллегам, клиентам, партнёрам, подкрепляя опыт сотрудничества и лояльность бренду. Поводов немало: от «народных» Нового года, 23 февраля и 8 марта до внутренних мероприятий в компании, а также событий в жизни сотрудников, профессиональных и отраслевых праздников.

Например, детские наборы к 1 сентября и Новому году, «пикниковые» комплекты к сезонным профессиональным праздникам и корпоративным датам. И особенно брендированные подарки от руководства к юбилею работы в компании или личной круглой дате, рождению ребёнка, бракосочетанию и пр. — отличный способ показать ценность сотрудника в коллективе и его вклада в общее дело. Особенно когда не только коллеги скидываются в конверт или на подарок, но и компания берёт эти хлопоты на себя.

Вопреки расхожему мнению — «лучше бы деньгами» — многие ценят именно такой подход и с удовольствием пользуются корпоративными подарками. Особенно если они демонстрируют ценности компании — будь то эко-товары, подчеркивающие заботу об окружающей среде или гаджеты, демонстрирующие технологическую направленность бренда. Не менее важно, чтобы они пришлись по душе и подходили под ритм жизни сотрудника: например, симпатичная бутылочка для воды универсальна, а коврик для йоги могут оценить не все, равно как и туристический нож. Поэтому идеи креативных, оригинальных и удачных подарков у HR-специалистов передаются из уст в уста, включая разработку эксклюзивных решений — например, с брендированием на этапе производства.

  • Корпоративные мероприятия идеально подходят под цели HR-брендинга: традиционные праздники, спортивные события, профессиональные семинары, стратегические сессии и пр. варианты, принятые в коллективе, даже совместные завтраки в кофе-зоне офиса.

Мероприятия помогают создавать и поддерживать атмосферу взаимопонимания, доверия, способствуют командообразованию, укреплению корпоративной культуры. Позволяют сотрудникам лучше узнать друг друга в неформальной обстановке, что укрепляет внутренние связи и повышает общую мотивацию. Кроме того, совместное участие не только в самом событии, но и его подготовке поможет раскрыть характеры, таланты и возможности участников.

Вместо заключения + и обещанное развенчание парочки отраслевых мифов

Комплексный подход в формировании HR-бренда позволяет создать сильную привлекательную корпоративную культуру. Регулярное внедрение новинок и внимание к деталям в HR-стратегиях способствует укреплению бренда и вовлеченности сотрудников.

А то, что это слишком дорого — безусловный миф, поскольку ситуативная закупка обычных канцтоваров для компании в перспективе выходит не дороже, чем оптовый заказ брендирования ручек, блокнотов и прочей канцелярии, которую можно использовать как на внешних мероприятиях, так и внутри организации.

И ещё: если делать брендирование с душой, заказывая качественный и актуальный мерч, оригинальные и практичные подарки, то они точно не дороже традиционных корпоративных «из года в год календарь, конфеты и чай/кофе/алкоголь», но позволяют эффектно выделяться из плеяды одинаковых — не только креативным подходом, но и вниманием к деталям. А это ценится много выше формального подхода! Поэтому если идей нет, но есть желание — мы точно поможем как с подбором вариантов, так и умением сделать лучшее в рамках бюджета: что-то, а на этом мы не одну @ съели)))

Подробнее про корпоративные сувениры, упаковку, мерч и т.д. есть у нас на сайте, а примерами из своего опыта и лучших представителей отрасли мы ежедневно делимся в нашем обновлённом Telegram-канале. Если вышесказанного недостаточно — наш Telegram-бот услужливо пришлёт вам подробный гайд по планированию маркетинговых (и HR) затрат, чтобы минимум на треть сократить годовой рекламный бюджет в компании. И ещё пришлёт подборку трендов в корпоративной сувенирке!

11
Начать дискуссию