Вкусно, но вредно: опасности игрового фастфуда. Почему геймификация в компании может обернуться провалом

Почему геймификация в бизнесе сначала вызывает азарт, а затем интерес сотрудников резко падает? Причина в игровом фастфуде — способах, которые в краткосрочной перспективе создают ажиотаж, а в долгосрочной — убивают мотивацию. Рассказываем о фастфудных механиках, какие ловушки подстерегают геймификацию и как их обойти.

Мы — компания StickPeek. Производим мерч, который компании активно используют при геймификации — интерактивные элементы, съемные стикеры, которые можно коллекционировать, покупать за внутреннюю валюту и обмениваться.

Каждый месяц проводим бесплатный вебинар «Внутри HR: Практика. Кейсы», на котором профессионалы мира HR делятся полезным опытом.

Эта статья написана на основе выступления основателя компании GamEducation, эксперта и ментора по геймификации Анастасии Высоцкой. На конференции «Геймификация. Решаем HR-задачи и проблемы бизнеса» обсуждали риски различных геймификаций и рассказали, как превратить азартные игровые механики в полезные.

Содержание:

Внешняя и внутренняя мотивация в геймификации. Что такое игровой фастфуд

Геймификация в корпоративном обучении основана на внешних и внутренних мотивациях.

Внешняя мотивация — желание получить вознаграждение или избежать наказания. Она действует как стимул извне, и обычно связана с конкретными достижениями и результатами. Пример внешней мотивации: награды, бонусы, таблицы лидеров и рейтинги, прогресс и уровни.

Внутренняя мотивация — это личный интерес, удовольствие от деятельности и желание совершенствоваться. Пример внутренней мотивации: стремление выразить себя, проявить творческий подход, улучшить свои навыки и мастерство.

Игровой фастфуд — это тип игровых механик в обучении и мотивации сотрудников, который создает мгновенную вовлечённость и азарт с помощью исключительно внешних мотиваторов. Эти игровые элементы привлекательны в коротком временном промежутке, но обычно не способны долго удерживать интерес участника.

Подобно настоящему фастфуду, игровой фастфуд выглядит привлекательно, но его бесконтрольное использование в компании может иметь нежелательные последствия.

Чем опасен игровой фастфуд, если его использовать без ограничений

Азартные приемы геймификации могут показаться привлекательными инструментом для вовлечения сотрудников, но их неправильное применение таит в себе риски:

Падает вовлеченность. В долгосрочной перспективе игровой фастфуд мотивирует не более 10-15% участников из числа достигаторов — людей, которые преодолевают трудности, чтобы узнать что-то новое и улучшить себя. Остальные участники вовлекаются, но быстро теряют интерес.

Нарастает отрицательный эффект и демотивация участников. Игровой фастфуд часто основан на отрицательной мотивации — штрафы, выбывания, небольшой процент победителей. Поэтому требуется постоянно нагнетать и поддерживать состояние игрового ожидания, повышать планку штрафов или запретов. Но ужесточать требования бесконечно долго не получится — игровой процесс, особенно в HR-процессах и обучении, станет неэкологичным.

Пропадает интрига и снижается интерес к геймификации. Использование только игровых механик в практике HR со временем приводит к снижению интереса. Участники начинают воспринимать игровые элементы как повторяющиеся и предсказуемые.

Исчезает гибкость и адаптивность механик. Построение геймификации исключительно на фастфудных методах лишает ее гибкости — механики создают жесткую сценарную рамку, и любые адаптации будут вариациями на ту же тему. Если аудитории не нравится такая геймификация, то игровые подходы придется полностью перестраивать, а это потребует дополнительных ресурсов.

Правила применения игрового фастфуда: баланс между азартом и обучением

А нужен ли вообще игровой фастфуд при таком количестве нежелательных явлений, ограничений и рисков? Игровой фастфуд любят почти все, а недовольные результатами игры будут всегда. Если 1 из 100 — это не страшно. Если больше половины, то нужно понять, в чем промахнулись организаторы геймификации, затем исключить острые моменты или доработать механики.

Игровой фастфуд не стоит полностью исключать — в любом случае это хорошо работающие на старте механики. Но применять их нужно дозировано, обязательно прорабатывать в зависимости от запроса, а при необходимости создавать комбо из различных форматов.

Кроме того, нужно следовать правилам применения игрового фастфуда, учиться подбирать под вкус участников, а для этого уметь определять мотивацию, смотреть, что откликается и внедрять. Иногда проблема не в самой геймификации, а в ее неправильном подборе. Если нет четкого понимая, какую технику выбрать, можно тестировать механики на небольшой группе людей, затем дорабатывать, адаптировать и подключать к игре новых участников.

Чтобы устранить ограничения и улучшить эффективность обучающих и мотивационных программ, сделать их менее рисковыми и более полезными, нужно использовать альтернативный подход — полезную геймификацию. Это тоже игровые механики, но направлены они на внутреннюю мотивацию. Участники совершают некое игровое действие исходя из своих желаний и внутренних целей. Полезная геймификация стимулирует желание учиться, развиваться, углублять знания, навыки, мастерство, способствует обмену знаниями и поддерживает дух сотрудничества в совместной командной работе.

5 основных форм игрового фастфуда: риски, ограничения и трансформация в полезную геймификацию

Рассмотрим самые популярные формы игрового фастфуда с точки зрения рисков, которые они таят. А также разберем, как превратить их в полезную геймификацию.

Все 5 форм игрового фастфуда популярны, широко используются, их легко внедрить, они позволяют быстро мотивировать и вовлекать сотрудников.

Игровые соревнования

Часто это однотипные состязания: поединки, турниры, испытания «команда против команды» или «все против всех». Участники борются за главный приз, а победитель один.

РИСКИ

Усиление конкуренции и стресс. Излишнее соперничество может привести к нездоровым отношениям в команде и даже к конфликтам, когда сотрудники начинают воспринимать друг друга как противников. Ссоры часто неизбежны, если участникам предлагают ценные призы в ограниченном количестве, например, 1 приз на 100 человек.

Потеря интереса у проигравших. Вместе с проигрышем теряется и мотивация — это неизбежно снижает продуктивность и удовлетворенность работой.

Смещение фокуса с цели на выигрыш. Во время конкурса внимание сосредотачивается только на краткосрочной победе. Это мешает развитию долгосрочных навыков и умений, критически важных для профессионального роста.

Компания Тринити, которая занимается производством IT оборудования, празднование своего юбилея совместили с перестройкой структуры команды. И превратили это в двухдневное неформальное мероприятие, чтобы сплотить команду из разных регионов страны. Ребята участвовали в разных конкурсах, состязались в картинге и керлинге.

Специально к празднику заказали толстовки в корпоративных цветах и стикеры в тему разных активностей, которые изначально планировали выдавать как награду за победы. Но в результате решили не ограничивать выбор, ведь главное в соревнованиях была не победа. Стикеры должны были помочь зафиксировать в памяти участников те эмоции, корпоративную сплоченность, которую организаторы хотели донести через это мероприятие.

Вкусно, но вредно: опасности игрового фастфуда. Почему геймификация в компании может обернуться провалом

КАК ПРЕВРАТИТЬ В ПОЛЕЗНУЮ ГЕЙМИФИКАЦИЮ

Чтобы игровые соревнования принесли максимум пользы, нужно пересмотреть формат: сместить акцент с конкуренции и победы любой ценой на стратегические и командные цели, добавить элементы взаимодействия и взаимопомощи.

Внедрить смешанный формат. Игровые соревнования в чистом виде можно заменить на гибрид состязаний разных типов. Непохожие виды и условия соревнований не дают заскучать, а если придумать личные игровые зачеты, то участники могут подсветить для себя какие-то моменты.

Совместить соревновательные механики с механиками взаимодействия. Такой способ подойдет участникам, которые не хотят состязаться и участвовать в жесткой конкуренции, но в рамках геймификации смогут найти для себя что-то интересное.

Механик взаимодействия огромное множество. Очень хорошо работает механика взаимопомощи, когда у участников как раз смещается фокус с конкуренции и победы любой ценой на более интересные, стратегические цели.

Создать специальную роль для выбывших. Если в рамках соревнования предполагается выбывание из игры проигравших участников, то можно добавить специальную роль, чтобы люди не выпадали из игрового процесса. Выбывшие участники смогут делать что-то интересное и функциональное и получать дополнительные награды.

Ограничения по времени

Эти механики заставляют участников действовать в рамках ограниченного времени и повышают активность в краткосрочной перспективе.

РИСКИ

Стресс и давление. Жесткие временные рамки вызывают волнение у сотрудников, приводят к ошибкам и снижают качество работы. В условиях стресса отдельные участники даже пытаются обойти ограничения или нарушить условия с минимальными потерями.

Снижается возможность для обучения. Скорость выполнения задач не способствует глубокому осмыслению и усвоению материала.

Снижается креативность. Под давлением времени сотрудники чаще выбирают самые быстрые и проверенные способы решения задач. Это снижает фантазию, творческий подход и изобретательность.

КАК ПРЕВРАТИТЬ В ПОЛЕЗНУЮ ГЕЙМИФИКАЦИЮ

Чтобы ограничения по времени стали полезным инструментом, а не источником стресса, важно применять их разумно и сочетать с другими игровыми механиками и создавать стимулирующую и мотивирующую среду.

Важно, чтобы ограничения не были слишком жесткими, потому что человек в постоянном стрессе не может достигать обучающих целей в рамках корпоративного обучения.

Применять ограничения точечно и только при наступлении определенных игровых условий. Всех участников предупреждают, что если в установленный промежуток времени человек не достигает конкретной игровой цели, то в следующий раз у него могут появиться дополнительные ограничения.

Объединить с механиками мастерства и прогресса. Если к ограничениям добавить механики мастерства или механики наращивания прогресса и развития, то ограничение по времени будет логичным продолжением и одним из условий этих механик, а людям будет интереснее участвовать в них.

Квесты

Очень популярная механика — еще недавно по всей стране открывались тематические квест-румы. Квесты объединяют задачи в последовательности и предлагают участникам путешествия с наградами за выполнение каждого этапа. Считается, что квесты особенно увлекают детей, подростков. Но если испытаниям добавить интересные сюжетные элементы, подвохи, фишки, то механики будут будоражить и людей более зрелого возраста.

РИСКИ

Предсказуемость и отсутствие интриги. Если квесты не обновляются, они становятся скучными.

Ограниченное вовлечение. Обычно квесты фокусируются на поверхностных задачах и не способствуют глубокому долгосрочному обучению или развитию критического мышления, даже будучи увлекательными.

Отсутствие персонализации. Если организаторы не адаптируют квесты под конкретные команды и даже под конкретных участников, не учитывают различные стили обучения и мотивационные профили, то эффективность игровых механик снижается.

КАК ПРЕВРАТИТЬ В ПОЛЕЗНУЮ ГЕЙМИФИКАЦИЮ

Сделать их более привлекательными поможет непредсказуемость и отсутствие стандарта.

Заменить квесты на схожие механики мастерства и прогресса, которые менее знакомы участникам. По сути, получится тот же квест в несколько ином виде, но участникам он покажется чем-то новым и необычным.

Использовать нестандартные форматы квестов. Одним из креативных решений может стать испытание с использованием стикеров с NFC. Участники выполняют задания: ищут стикеры с подсказками и сканируют их с помощью смартфонов. После успешного сканирования будут открываться новые задания. Нестандартный формат превратит традиционный квест в новую увлекательную игру с элементами охоты за подсказками и поможет избежать предсказуемости, которые присущи обычным квестам.

Разработать новые форматы квеста с неожиданными игровыми фишками. Если добавить неожиданные элементы с подвохом или секретом, то такой подход усилит игровое взаимодействие и заставит участников не только сфокусироваться на конечной цели, но и на процессе достижения результатов.

К примеру, задания квеста можно раздавать с помощью мерча и nfc-меток — информацию на них можно менять бесконечное число раз.

Видео с механикой работы NFC, встроенного в сменный стикер на худи

Челленджи

Это испытания, которые стимулируют креативность и творческий подход и требуют от участников выполнения поставленных задач в определенные сроки с конкретными условиями. Достижение игровой цели превращается в полосу препятствий: заканчивается один этап, начинается другой, за ним третий.

Например, в спортивном челлендже в диджитал-агентстве Медиа 108 участники должны были еженедельно заниматься любым видом спорта. Ребята начинали с 2 часов в неделю и увеличили время до 3 часов. В чат участники выкладывали скрины-отчеты из спортивного приложения и фото с тренировки. В челлендже принимали активное участие удалённые сотрудники компании.

Вся мотивационная система компании Медиа 108 выстроена в чат-боте
Вся мотивационная система компании Медиа 108 выстроена в чат-боте

РИСКИ

Усталость и стресс от необходимости непрерывных свершений. Челленджи требуют от участников постоянного преодоления препятствий и достижения новых целей. Продвижение без передышки снижает мотивацию и вызывает выгорание у участников.

Конкурентная напряженность. Поскольку в челленджах присутствует соревновательный элемент, участники могут воспринимать друг друга как конкурентов, а не коллег. Это негативно сказывается на командной работе и сотрудничестве. Кроме того, чрезмерная конкуренция вызывает стресс и демотивацию у проигравших, а это негативно сказывается на работе и вовлеченности.

Смещение фокуса с целей на выигрыш. Как и в случае с игровыми соревнованиями, внимание участников концентрируется на краткосрочной победе, а долгосрочные навыки, умения и мастерство развиваются слабо.

мем от нашего подписчика https://vc.ru/u/1119137-soobshchestvo-wsa-vc
мем от нашего подписчика https://vc.ru/u/1119137-soobshchestvo-wsa-vc

Испытания действительно должны быть испытаниями, но важно не превращать геймификацию в полосу препятствий «либо дойди, либо умри». В противном случае участники не смогут пройти челленджи, все бросят и уйдут.

КАК ПРЕВРАТИТЬ В ПОЛЕЗНУЮ ГЕЙМИФИКАЦИЮ

Чтобы челленджи стали эффективными и полезными, важно правильно интегрировать их в общий процесс геймификации и предлагать разнообразные уровни сложности и форматы участия.

Использовать только в завершении геймификации или ее отрезков. В этом случае логично, что челлендж должен быть где-то в конце отрезка игры или в конце всей геймификации как завершающая история. Испытания можно разнообразить или в принципе сделать добровольными: кто хочет, тот проходит все испытания подряд, кто не хочет — может выбрать испытание поменьше. Можно варьировать уровни сложности, время на прохождение, количество заданий. В этом случае для участников нужно предусмотреть разные награды.

Дополнять испытания разными комбинациями механик мастерства и взаимодействия. Например, разработать повторное прохождение или переход на новый уровень сложности.

Предлагать участие на добровольной основе. Это позволит тем, кто не чувствует себя готовым или мотивированным для участия в челлендже, воздержаться от него без каких-либо негативных последствий. В челлендже будут участвовать только те сотрудники, которые действительно заинтересованы и мотивированы. Добровольное прохождение снизит риск возникновения стресса и напряженности, связанных с обязательным участием в сложных испытаниях.

Игровые ставки

Эти игровые механики подразумевают вложение участниками чего-то ценного в ожидании возможного выигрыша.

РИСКИ

Риск несправедливости. Если результаты воспринимаются как предвзятые или слишком зависимые от случая, то механики могут вызвать недовольство и сильное разочарование у участников — возможны конфликты и ухудшение отношения внутри команды.

Фокус на выигрыше. Постоянный азарт и концентрация внимания на победе может отвлекать от основных учебных и рабочих целей.

Зависимость от вознаграждения. Ожидание приза за выполнение задач может подорвать внутреннюю мотивацию и самостоятельность сотрудников.

КАК ПРЕВРАТИТЬ В ПОЛЕЗНУЮ ГЕЙМИФИКАЦИЮ

В этой игровой механике важно избегать череды банальных ставок в каждом втором задании — от этого участники быстро устают. Организаторам стоит обратить внимание на формат интеллектуального казино, но важно соблюсти баланс между количеством ставок, мастерством и случайностью.

Миксовать игровые, «интеллектуальные» или другие механики случайности. Это могут различные элементы любопытства, мастерства, прогресса — главное действительно продумать, какой ряд заданий должны будут выполнить участники.

Формат игрового казино за счет добавления механик прогресса, случайности, любопытства, универсален, подходит многим аудиториям, хорошо заменяет банальные, скучные теоретические вебинары или онлайн-встречи.

Кадр из фильма "Мальчишник в Вегасе"
Кадр из фильма "Мальчишник в Вегасе"

Применять дополнительные форматы ставок. Это должна быть ставка в формате «правда-ложь» или любая другая интересная форма.

Целесообразность. Если организаторы понимают, для чего они применяют ту или иную игровую форму, замеряют метрики на входе и подстраивают геймификацию, а не просто решают применить игровой фастфуд, то любая геймификация станет полезной.

Заключение

Применение игрового фастфуда в корпоративном обучении связано с рисками: низкой мотивацией, стрессом, выгоранием, соперничеством между коллегами и отсутствием возможностей для глубокого обучения.

Долгосрочная эффективность обучающих и мотивационных программ достигается не через быстрые награды, а через развитие собственного желания учиться и развивать свои навыки и мастерство.

Чтобы уберечь участников корпоративного обучения от неприятных последствий игрового фастфуда, к игровым механикам следует добавлять элементы полезной геймификации. Такая комбинация сможет вовлечь участника, а затем поддерживать его устойчивый интерес к обучению.

Сталкивались ли вы с ситуациями, когда геймификация в вашей компании приносила вред вместо пользы? Поделитесь с нами в комментариях.

Конференцию, по материалам которой написана эта статья, подготовила для вас команда StickPeek. Мы делимся с вами кейсами и полезными лайфхаками в сфере HR и маркетинга, а еще каждый месяц проводим бесплатные вебинары для эйчар-специалистов и управленцев.

Подписывайтесь на наш телеграм бот, чтобы первыми узнать время проведения, подробную программу конференции и получить ссылку на онлайн трансляцию или запись.

3939
65 комментариев

Люди, которые разбираются в этом и могут это всё правильно грамотно организовать — супермены, не иначе!

Следить, чтобы коллеги не разругались, чтобы никому не было скучно, как-то развлечь выбывших игроков и т.д.— так выглядят подвиги в корпоративной культуре

Даже интересно попробовать свои в силы в чем-то похожем. Было бы интересно следить за компаниями, где проводится что-то подобное (про работать там уже молчу) 🫠
Хотя какое-то чувство, что я бы быстро слилась оттуда 🫣

3
Ответить

поэтому разработку геймификации обычно доверяют сторонним специалистам, у которых есть опыт и насмотренность

2
Ответить

Да,согласна) я думаю даже квалификация уже есть специальная ,возможно нанимают специалиста по тренингам

1
Ответить

Согласна, какие -то супермегаHRспецы должны это разрабатывать, похоже

1
Ответить
Комментарий удалён модератором

механики будут отличаться, а в целом геймификация подходит для любого типа компаний

2
Ответить

Согласен ! Картошечки фри можно было б навернуть) можно квест кто поест быстрее по время перерыва и доделает отчет😂приз:тот пойдет быстрее домой! А вообще знакомый рассказывал,он риелтор у них постоянно начальник с креативом. Выдает бланки по разным клиенткам и кто быстрее дозвониться по объявлению и назначит встречу,получает бонус ! Вот тебе ускоренная работа и плюшка 🔥я считаю можно иногда такое внедрять

2
Ответить