На пути в айти: на какие качества работодатели смотрят при найме молодых IT-специалистов

В компаниях растет доля молодых IT-специалистов, часто только закончивших университет или даже еще студентов. Вместе с этим появляется и новый тренд в HR-сфере, когда работодатели смотрят не на технические знания и навыки, а на личностные качества. У Summit Group большой опыт сотрудничества со студентами ВУЗов. О том, что мы оцениваем при найме начинающих айтишников, – в нашей колонке.

На пути в айти: на какие качества работодатели смотрят при найме молодых IT-специалистов

Для Summit Group это был вполне осознанный выбор – принимать не только уже готовых профессионалов, но и студентов. За время взаимодействия с ВУЗами у нас успел выработаться перечень качеств, которые мы ожидаем от стажеров, и по которым оцениваем их на собеседовании. Условно их можно разделить на две группы: личностные и технические. Неслучайно именно личностные стоят на первом месте – они важнее. Технические навыки можно развить, они зависят от опыта и умений, которыми можно обзавестись в процессе работы. А вот личностные, нужно в себе воспитывать, а это очень сложно.

Среди личностных качеств, в первую очередь, можно выделить умение чувствовать своего клиента и понимать, что мы живем в обществе, и взаимодействуем с окружающими нас людьми, как с клиентами. И речь не о деньгах, а об отношении: кому-то что-то от нас нужно, а нам нужно что-то от него. Соответственно, важно понимать, что мы можем сделать для человека, какую пользу можем ему принести. Обычно предпочтение отдается соискателям, у которых есть это понимание, а также искреннее желание помочь, сделать лучше, повысить эффективность.

Второй важный пункт – умение задавать вопросы. Неправильных вопросов не бывает. Задавать вопросы надо не только, когда что-то непонятно, но и чтобы уточнить, в правильном ли направлении идет работа.

Еще одна важная вещь – самостоятельность. Хотя задавать вопросы важно, тем не менее, всему должна быть мера. И стажер обязательно должен обладать самостоятельностью: даже если что-то не получается, он должен сам попробовать несколько раз и только потом обращаться за помощью к старшему специалисту – именно такие молодые сотрудники ценятся на рынке соискателей.

И обязательно стоит отметить еще одну ключевую составляющую, которая важна при приеме на работу любых сотрудников, в том числе и молодых, – это честность. Мы всегда отдаем предпочтение честному сотруднику, потому что всему остальному при желании можно научить, а научить честности – не получится.

Что касается технических навыков, то в Summit Group мы довольно лояльно подходим к их оценке у начинающих сотрудников – мы готовы научить и рассказать, как работать именно с нашими софтом, главное – чтобы специалисты сами хотели учиться. Одно из наших направлений – разработка. Здесь важно, чтобы студенты понимали и знали минимум. Наш стек – это VBA, PHP (Laravel), PHP (Bitrix). А из баз данных используются Microsoft SQL, PorstgreSQL, MySQL.

Еще одно направление – программирование, здесь тоже есть минимум: переменные, типы данных, понимание конструкций языка (условные и циклические), логические операторы. Также мы обращаем внимание, например, на умение создавать простые селекты между двумя таблицами.

В своем перечне качеств, которые важны для нас в стажерах, мы выделяем отдельную группу желательных навыков. Ими молодые специалисты в любом случае овладеют, когда придут на работу, но, если они уже обладают какими-то из них, то особенно выделяются среди других соискателей. Среди желательных навыков можно выделить: знание системы контроля GIT и понимание как работает наша платформа в принципе. А также еще некоторые личностные качества, в том числе упорство, потому что в мире IT не существует нерешаемых задач, важно неустанно искать пути решения. Желание вносить предложения: в Summit Group ценятся любые предложения сотрудников. Даже самые невероятные, после обсуждения и согласования, порой принимаются и реализуются (о том, как действует у нас система обратной связи, мы уже рассказывали ранее). Поэтому мы всегда поощряем стремление молодых сотрудников что-то предложить. Желание развиваться, изучать новое и постоянно совершенствоваться – эти качества могут помочь в дальнейшем обрести другие важные навыки.

Если стажер или молодой специалист обладает этими качествами и навыками, то можно с уверенностью сказать, что при желании чему-то более сложному его вполне можно научить. Самое главное, на что мы всегда смотрим, – желание учиться и повышать свой уровень, и, как правило, стажеры, которых мы берем, опираясь на эти критерии, работают у нас в компании довольно долго и плодотворно, растут и меняют наш бизнес к лучшему своими свежими идеями и мыслями.

Начать дискуссию