{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Кто такой продакт-менеджер и как им стать, если хочешь создавать крутые продукты

В России ещё не все понимают, кто такой продакт-менеджер. В этой статье я вместе с действующими продактами расскажу, чем занимается продакт-менеджер в ИТ и как им стать.

По данным калькулятора зарплат Хабр Карьеры, во втором полугодии 2019 года медианная зарплата менеджера продукта в ИТ составляла 130 тысяч рублей, а директора продукта — 240 тысяч рублей. В мире спрос на продакт-менеджеров быстро растёт: в США за два года вакансий стало больше на 32%, а средняя зарплата превышает $100,000 в год.

Кто такой продакт-менеджер

Продакт-менеджер «ведёт» продукт (или часть продукта) и отвечает за его успех. В ИТ продуктом может быть сервис, платформа, мобильное приложение, профессиональный софт — всё, что удовлетворяет потребности и формирует опыт пользователя.

Предположим, компания разработала и выпустила на рынок продукт — приложение по заказу еды на дом. Если пользователи довольны, акционеры получают прибыль, команда разработчиков не уволилась и продукт развивается, то это успех. Работа продакт-менеджера — «растить» продукт, удерживая баланс между задачами пользователя, задачами бизнеса и процессом разработки.

Решает задачи пользователей

Пользователи решают с помощью продукта свои задачи, и они же обычно за него платят. Продакт-менеджер изучает, что нужно пользователям, чувствует рынок, определяет приоритетные функции продукта и его точки роста. Для этого он и его команда проводят качественный и количественный анализ, проверяют гипотезы, определяют ключевые преимущества продукта и стратегию его продвижения.

Продакт-менеджер — не эксперт, а исследователь: он разбирается в том, что нужно пользователям, какие у них «боли». Для этого продакт общается напрямую с пользователями, с сотрудниками службы поддержки, формулирует гипотезы и определяет, какие функции нужно добавить в продукт в первую очередь.

На старте команда выпускает версию продукта с минимальным функционалом (MVP — minimal viable product), чтобы сберечь ресурсы на разработку и быстро получить обратную связь. Если продукт развивается, то новые версии при возможности тестируются не на всех пользователях, а на их части. Пользователи взаимодействуют с продуктом, а продакт-менеджер анализирует количественные данные: сколько человек пользуются продуктом, насколько часто они к нему обращаются, какие функции задействует большинство пользователей. Проверка практикой показывает, какие гипотезы верны, а какие не оправдались.

Продукт — это всё, что создаёт опыт пользователя. Например, качество приложения по заказу еды на дом зависит не только от его функций, но и от того, удобно ли им пользоваться, насколько широк выбор блюд, долго ли ждать курьера. Изучая пользователей и их взаимодействие с продуктом, продакт-менеджер понимает, что улучшить в первую очередь: например, предложить комплексный рацион на день или изменить упаковку.

Продакт-менеджер понимает рынок, на котором работает продукт, чувствует, как этот рынок меняется, сравнивает продукт с конкурентами. Продакт-менеджер определяет, какие ключевые преимущества должен иметь продукт и как его продвигать. После изучения рынка из первоначальной идеи может получиться совершенно новый продукт.

Oyster Kit начинался с того, что основатели хотели сделать курсы по программированию для детей. Ещё на стадии проработки идеи мы поняли, что для этого нет того рынка, каким мы его представляли. Потом стали рассматривать рынок ЕГЭ, там тоже не увидели перспектив для себя. В результате мы придумали наборы для детей от 4 лет для знакомства с миром профессий. Это коробка с обучающими заданиями и разными предметами, например, с врачебным стетоскопом или с берестяной грамотой. Ребёнок выполняет задания, приближенные к реальности, и понимает, чем занимается врач, художник или археолог и др. С кем бы мы ни тестировали эту идею, всем она нравилась – и пользователям, и методистам. Сначала мы предполагали, что это будет онлайн-курс, а коробка – премиальный бонус за дополнительные деньги. Но выяснилось, что за онлайн-курс родители не готовы платить, а вот коробка с интересными предметами, которую можно потрогать, им нравится. Сейчас проект вышел на американский рынок: для России цена коробки слишком высокая.

Ольга Дегтярёва, продакт-менеджер Let Me Speak, GravityFit, экс-продакт LinguaLeo, Oyster Kit

Помогает компании достичь целей

Пользователи могут быть счастливы, а бизнес – не очень. С точки зрения бизнеса, развитие продукта должно вписываться в стратегию компании и приносить измеримые результаты: прибыль, продажи, рост доли рынка. Продакт-менеджер отвечает перед руководителями и владельцами бизнеса за то, чтобы инвестиции в продукт возвращались, а развитие продукта развивало компанию.

Продакт-менеджер знает, как формируется прибыль, на старте оценивает доходность бизнес-идеи, в дальнейшем рассчитывает, сколько продукт приносит компании. Эффективный продакт-менеджер понимает экономику продукта (юнит-экономику) и определяет, как его монетизировать, кто и за что будет платить. Продавать можно сам продукт, услуги, подписку, рекламу. Опираясь на расчёты и не забывая о стратегии компании, продакт-менеджер защищает перед менеджерами и акционерами решения о развитии продукта.

Ключевые метрики, на которые мы ориентируемся — аудитория и деньги. Работа продакт-менеджера — делать жизнь лучше для пользователей и зарабатывать деньги для компании.

Николай Нуякшин, Яндекс, менеджер продукта «Турбо-сайты в Директе»

Направляет процесс разработки

Продакт-менеджер определяет идеологию процесса разработки продукта. Правильно, когда дизайнеры и разработчики понимают, что и зачем они делают, а продакт-менеджер учитывает их ограничения.

За рабочий процесс и выполнение конкретных задач отвечает проджект-менеджер (тим-лид). Продакт-менеджер отвечает за то, как развивается его продукт, зачем что-то нужно или не нужно делать. Команда дизайнеров и программистов ограничена по ресурсам, по срокам, по компетенциям. Команда может работать сразу над несколькими продуктами. Продакт-менеджер учитывает эти ограничения, но направляет работу команды в правильном направлении. Если требуется, привлекает новых исполнителей. Поэтому продакт-менеджер должен уметь договариваться, убеждать, мотивировать команду, при этом понимать рабочий процесс и не требовать невозможного.

У каждого есть свой vision: разработчик думает по-своему, дизайнер по-другому, а моя задача — принять решение и по возможности никого не обидеть. Поэтому нужно уметь общаться, иметь лидерские качества, уметь обосновывать свои решения.

Кроме того, участники команды смотрят на то, насколько комфортно с тобой работать и какой продукт мы делаем. Я работала в компаниях, где сотрудникам было важно, чтобы их продукты делали мир лучше.

Ольга Дегтярёва, продакт-менеджер Let Me Speak, GravityFit, экс-продакт LinguaLeo, Oyster Kit

В Яндексе есть общий flow, в котором все двигаются. Когда ты работаешь с умными людьми, понятие «ставить задачу» не работает. Есть общие цели, инициатива по конкретным фичам чаще идёт от меня как от продакта, а потом включается коллективный разум.

Николай Нуякшин, Яндекс, менеджер продукта «Турбо-сайты в Директе»

Держит баланс и идёт вперёд

Продакт-менеджер «живёт» продуктом, понимает и развивает его, удерживая фокус внимания на бизнесе, пользователях и разработке. Успешный продукт, в отличие от успешного проекта, не заканчивается, а начинается и долго живёт. Поэтому продакт-менеджер постоянно ведёт продукт вперёд.

У меня есть своя метафора работы продакт-менеджера: продуктовый спиннер. Есть взаимозависимые блоки: продукт, пользователи, компания, продуктовая команда. Эти блоки связаны между собой по кругу: продукт создаёт ценность для пользователей, пользователи приносят доход компании, компания платит зарплату команде, а команда развивает продукт. Продакт-менеджер отвечает за то, чтобы всё работало: вращает этот спиннер и устраняет затыки. Если какая-то связь нарушается, то только продакт может её наладить, потому что кроме него никто не владеет всей картиной по своему продукту в целом.

Николай Нуякшин, Яндекс, менеджер продукта «Турбо-сайты в Директе»

В России разные компании могут по-разному видеть роль продакт-менеджера и зону его ответственности. Откликаясь на вакансию, нужно внимательно смотреть на то, чего ждут от кандидата. На собеседовании — спрашивать, кто в команде за что отвечает, как организованы рабочие процессы.

В качестве примера — требования из вакансии продакт-менеджера маркетплейса страховых продуктов для автовладельцев.

Работодатель ожидает, что кандидаты готовы:

  • Решать задачи пользователей: CustDev, проверка гипотез, A/B-тестирование, UX, работа с системами аналитики.
  • Достигать целей компании: рост LTV.
  • Направлять процесс разработки: постановка и декомпозиция задач для команды, agile, управление проектами.
  • Двигаться вперёд: оценка точек и направлений роста, формирование стратегии развития продукта.

Как стать продакт-менеджером

Личные качества

Сложность профессии продакт-менеджера определяет высокие ожидания к кандидату на эту позицию. Многие навыки можно приобрести достаточно быстро. Но есть качества, которые изначально заложены в характере человека или формируются за счёт длительной работы над собой. Опрошенные продакт-менеджеры обратили внимание на психологическую устойчивость, умение принимать решения и эмпатию.

Я занималась спортом, где научилась преодолевать себя, принимать решения, спорить, слышать негатив в свой адрес. Иногда на работе бывает очень жарко: от тебя чего-то хотят инвесторы, другие продакты, пользователи, кто-то постоянно критикует твою работу, а ты и сам можешь сомневаться.

Ольга Дегтярёва, продакт-менеджер Let Me Speak, GravityFit, экс-продакт LinguaLeo, Oyster Kit

Продакт-менеджер должен понимать две вещи: контекст пользователя и его сценарий. Контекст пользователя — это кто он, в каком мире он живёт. Сценарий пользователя — как он взаимодействует с миром, как решает свои задачи. На мой взгляд, у продакт-менеджера изначально должна быть эта эмпатия, ей нельзя быстро научиться. Всё остальное освоить гораздо проще.

Николай Нуякшин, Яндекс, менеджер продукта «Турбо-сайты в Директе»

Оба эксперта назвали необходимым качеством продакт-менеджера высокую заинтересованность в работе, желание разбираться и понимать, как всё устроено, постоянное саморазвитие.

Hard skills

Сейчас опыт продакт-менеджеров гораздо лучше систематизирован, чем несколько лет назад. Продакт-менеджмент стоит на «трёх китах»: пользователи, бизнес, разработка. Дорастая до этой позиции, нужно «добирать» недостающие компетенции. Эксперты рассказали, что из их личного «багажа знаний» оказалось наиболее полезным в работе.

Для изучения пользователей мне пригодились университетские знания по социологии: умение правильно задать вопросы пользователю, составить опросник. На ранних стадиях развития продукта анализ данных несложный, а потом нужно понимать, как работать с количественными данными. Я даже повторно прошла курс по эконометрике на Coursera.

Кроме того, нужно помнить, что продакт — это по сути предприниматель внутри компании. Ты должен мыслить цифрами. Некоторые воспринимают работу над продуктом только как творчество, а мне пригодился экономический mindset, полученный в ВШЭ: ты тут ради цифр.

Ольга Дегтярёва, продакт-менеджер Let Me Speak, GravityFit, экс-продакт LinguaLeo, Oyster Kit

Николай Нуякшин, на протяжении всей карьеры работающий с продуктами для B2B-рынка, отмечает важность навыков UX-проектирования.

Я сам встречаюсь с клиентами, работаю с цифрами — анализирую результаты экспериментов. Чтобы спроектировать качественный продукт, нужно понимать его потребителя. Поэтому я многое делаю своими руками: рисую прототипы экранов, описываю пользовательские сценарии и функционал.

Николай Нуякшин, Яндекс, менеджер продукта «Турбо-сайты в Директе»

Основные hard skills продакт-менеджера — CustDev, анализ данных, юнит-экономика, UX-проектирование. Существует много детальных перечней необходимых навыков продакта, например, вот этот от Валерии Розов.

Вот какие книги и курсы мои собеседники порекомендовали начинающим продакт-менеджерам в первую очередь:

Траектория карьеры

Продакт-менеджер — кросс-функциональная профессия, в неё приходят люди с опытом. Чаще всего — из разработки или из маркетинга.

В продакты обычно вырастают те, кто ближе к пользователю: из продаж или из управления проектами.

Николай Нуякшин, Яндекс, менеджер продукта «Турбо-сайты в Директе»

Большинство знакомых продактов выросли внутри компании. Например, сначала ты разработчик, потом тим-лид — а доказав свои лидерские качества, берёшь ответственность за продукт. Кто-то начинает в маркетинге, потом занимается монетизацией продукта и, наконец, самим продуктом.

Ольга Дегтярёва, продакт-менеджер Let Me Speak, GravityFit, экс-продакт LinguaLeo, Oyster Kit

Один из способов стать продакт-менеджером — войти в команду продукта разработчиком или маркетологом. Работая на своей позиции, беритесь за смежные задачи, «разгружайте» продакт-менеджера и набирайтесь знаний и навыков. Если не сложится с ростом внутри команды, сможете перейти в другую компанию уже в роли продакт-менеджера или уйти в собственный проект.

Другой путь — найти «вакансию мечты»: с самого начала решить, в какой компании хотите работать, и понять, какую роль в ней играют продакт-менеджеры. Сходите туда на интервью или расспросите кого-то из сотрудников. Тогда поймёте, каких знаний и навыков для работы вам не хватает в первую очередь. Дальше можно выбрать соответствующие онлайн-курсы, книги или найти тех, кто поделится опытом.

Продакт-менеджер появляется там, где есть потребность качественно обслуживать пользователей и давать им хороший опыт. В первую очередь вспоминаются компании, которые работают на mass market: Яндекс, Авито, Skyeng, Profi.ru.

Николай Нуякшин, Яндекс, менеджер продукта «Турбо-сайты в Директе»

Ещё один вариант, возможно, лучший — реализовать собственный проект. Лучше не одному, а вместе с командой — тогда получите лидерский опыт, что сложно сделать наёмному сотруднику.

Я не знаю людей, которые «с нуля», без опыта пришли в продакт-менеджмент из другой сферы. В принципе это возможно, но кто возьмёт тебя на работу? Поэтому такие люди становятся предпринимателями. Иногда проще основать своё дело с нуля, чем доказать кому-то, что ты можешь быть продактом.

Ольга Дегтярёва, продакт-менеджер Let Me Speak, GravityFit, экс-продакт LinguaLeo, Oyster Kit

Надо делать свой стартап. Нет никаких иллюзий: ты либо сделаешь, либо не сделаешь. Ты проходишь путь от отсутствия всего до осознанного результата. Стартапу от тебя плохо, потому что ты неопытный, но тебе хорошо. Полезно потусоваться среди таких же стартаперов, узнать, кто что делает, что читает.

Николай Нуякшин, Яндекс, менеджер продукта «Турбо-сайты в Директе»

Быть продакт-менеджером очень интересно и сложно. Решать вам.

Тем, кто думает о карьере продакт-менеджера, я бы посоветовала быть честными с собой. Это офигенная профессия, но если слишком много её аспектов вызывают отторжение, то нужно вовремя это понять. Смежных профессий в ИТ так много, что можно проявить себя в чём-то другом. А если ты чувствуешь, что это твоё, но тебе чего-то не хватает, то нужно быть смелым и идти вперёд. Все мои знакомые, кто хотел стать продакт-менеджерами, стали ими. Но не все остались в профессии.

Ольга Дегтярёва, продакт-менеджер Let Me Speak, GravityFit, экс-продакт LinguaLeo, Oyster Kit
0
4 комментария
Пончик с клубничным джемом

"Работа продакт-менеджера — «растить» продукт, удерживая баланс между задачами пользователя, задачами бизнеса и процессом разработки."
Хм, а кто тогда описывает условия, при которых возможно получение определенного количества прибыли от продукта? Чем тогда занимается менеджер проекта?
Ах да, у нас в России же просто накинули на должность менеджера проекта еще ответственность за развитие продукта и назвали это менеджером продукта. Зачем платить дважды, если можно нанять супермена за те же деньги?
Не считаю, что это супер плохо, скорее просто не эффективно. Мне кажется, что при успешной работе над продуктом нужен огромный фокус именно на продуктовой части. Как этого добиться, когда на тебя вешают еще управление командой, ресурсами, заказчиком/бизнесом и еще кучу не относящихся к продуктовке моментам, которыми должны заниматься отдельные позиции - для меня остается загадкой. 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Шапошников

Напишите про продакта не в ИТ. Таких тоже не мало.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Пончик с клубничным джемом

(удалить комментарий, продублировался)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда