Как уволиться без конфликтов и не испортить отношения с руководителем

Представим ситуацию: вы проработали на одной работе уже несколько лет, однако дальше хотите развиваться в другой компании. Выясняем, как корректно освободиться, чтобы сохранить отношения с руководителем, и попрощаться с коллегами.

Причины увольнения всегда простые, но сложно о них говорить открыто. Чаще всего мы освобождаемся, когда хотим рост в должности, понимаем, что достигли своего «потолка», хотим большую зарплату, не сработались с командой или руководителем. Это базовые причины. Говорить о них нужно честно, но дипломатично: нам никто ничего не должен. Но не все руководители «гибкие» в изменениях и готовы подстроиться под своих сотрудников.

Здесь прежде всего речь идет о договоренностях

Человек всегда соглашается работать в компании на определенных условиях. А вот при увольнении собирается так или иначе нарушить эти договоренности. Универсальное правило - мы должны это делать постепенно, чтобы увольнение не было стрессом для компании. Желательно никогда не уходить внезапно, хлопая дверью, со скандалом. Человеческая психика не любит резкого разрыва, и не важно, это психика вашего парня, девушки или коллег.

Наши нейронные связи в голове долго формируются и им нужно время, чтобы распасться. Если выключатель в ванной слева от двери перенести вправо, то вы еще долго будете нажимать с левой стороны. Так же с отношениями и работой.

В гештальт-подходе есть цикл контакта. Это кривая, по которой мы входим в отношения по определенной схеме:

· преконтакт,

· контакт,

· постконтакт.

Во время преконтакта люди синхронизируются и знакомятся, например, приветствуются. Если бы мы начинали разговор без преконтакта, это было бы агрессивно. Стадия контакта - само общение. Постконтакт - это прощание, наши впечатления после общения. И эти три стадии должны проходить как можно плавнее. Увольнение - как раз и есть постконтакт.

Если вы понимаете, что хотите завершить работу в компании, стоит сообщить об этом заранее. Например, обсудить с руководителем, вы планируете освободиться, но готовы проработать еще месяц. И у нас нет культуры правильно прощаться, поэтому обычно мы реагируем так: сначала долго терпим, выгорает и тогда взрывается. Лучше избегать такого процесса. Если что-то не устраивает на работе, надо говорить об этом сразу.

Нужно понимать причины увольнения: вы переезжаете в другой город или меняете сферу деятельности. Но если используете разговор об увольнении, чтобы вам повысили зарплату, это манипуляция. Если вас действительно не устраивают условия, нужно так и сказать: «Я понимаю, вы не можете платить, потому что нет бюджета, но и я не могу так работать. Поэтому на этом этапе нам лучше разойтись ». Для вас это будет не претензия, а такая же причина увольнения, как любая другая.

Как подготовиться к разговору об увольнении?

Если вы хотите подойти к руководителю и начать разговор, то подберите подходящее время. Главное, чтобы это не было в тот момент, когда человек завален работой и не может отвлечься. Кроме того, руководитель не должен быть голодным - поверьте, это очень влияет на настроение. Я бы советовала подходить в послеобеденное время, когда человек в хорошем настроении

Будет разумно заранее промониторить рынок и понять, насколько вы рентабельные и насколько ваши ожидания оправданы. Изучение рынка и ваша аналитика могут стать дополнительным аргументом к тому, чем вы собираетесь уволиться.

Перед разговором вы должны мысленно несколько раз прокрутить сценарий беседы и по меньшей мере четко осознавать, почему хотите пойти и что планируете изменить в своей профессиональной карьере. Начинать разговор с целью «шантажа» не советую. Если у вас есть ожидания, что руководитель начнет вас содержать как ценного работника, то этого может не произойти по разным причинам. Будьте честными с собой и другими. Если вы хотите повышения зарплаты или изменений условий на должности, говорите об этом откровенно и предлагайте варианты своего развития в компании.

Назовите руководителю причины, аргументируйте увольнения без обвинений и оскорбительных слов. Вы еще не раз можете столкнуться по работе. Не стоит обвинять коллег в том, что у вас что-то не получилось. Анализируйте свои слабые и сильные стороны, проведите анализ ошибок и двигайтесь дальше.

А если руководитель пытается удержать на работе?

Если вы можете найти компромисс с руководством и эта работа удовлетворяет ваши основные потребности, то стоит подумать о том, чтобы остаться. Не всегда в новой компании вам будет лучше. Но если вы твердо решили освободиться и ничто вас здесь не удержит, стоит поблагодарить руководителю за то, что он вас ценит и предлагает варианты. И подчеркнуть, что вам жаль расставаться, но есть другое видение своего профессионального развития.

Что делать, если уговаривают остаться всем коллективом

На такие манипуляции можно «повестись» из-за чувства вины или стыда. Именно поэтому нередко люди отказываются от своего решения и таки остаются на работе. Руководитель в таком случае может говорить: «Слушай, без тебя мы здесь не сможем, если ты уйдешь, нам конец». Так закладывается обвинение, причем очень красивое: с одной стороны, руководитель и коллектив возлагает на вас большую ответственность, а с другой - делает исключительным и хвалит. Если человек после таких слов остается, значит, эта потребность в одобрении не была удовлетворена или ее картинка об увольнении еще недостаточно сформировалась. Если четко понимать свои потребности, то манипуляция не удастся. Тебя можно сколько угодно обвинять, но это не будет работать, если ты не чувствуешь вину.

Разговор об увольнении временами может стать причиной улучшения условий. Если вы до освобождения не смогли договориться о лучших условиях работы и только решение уйти может спровоцировать подобный разговор - это странные рабочие отношения. Похожая ситуация невыгодна работнику стратегически: нужно каждый раз «угрожать» увольнением, чтобы получить надбавку.

Но мы бы не советовали использовать разговор об увольнении как часть продолжения отношений. Это должно быть завершающим этапом.

Как попрощаться с коллегами?

Нужно уметь быть благодарными. Вспомните хорошие моменты или события, поблагодарите в письменном или устном формате коллегам за работу. Не стоит рассказывать про личные причины или, тем более, образы. Так вы настраиваете людей друг против друга и становитесь токсическим человеком.

Можно организовать небольшой угощение, чтобы попрощаться на максимально позитивной ноте. Это мелочь, но ваше внимание может быть приятной для коллег.

И не забывайте, что коллеги и окружение на работе - это ваш нетворк. Старайтесь со всеми сохранять хорошие отношения, в будущем можно еще не раз помочь друг другу.

Автор: Трепольский Дмитрий, директор по развитию Pronline.ru

88
3 комментария

"Универсальное правило - мы должны это делать постепенно, чтобы увольнение не было стрессом для компании. "

Что за бред.

В общем случае, компании размером 100 сотрудников насрать на плюс-минус одного сотрудника. 

Ответить

А ещё умиляет, что большинство подобных советов направлены не на работодателя, а на сотрудника, который решил уволиться. 

Ответить

Да уж, ходишь годами ждёшь повышения, разговариваешь, объясняешь и бестолку. Как только на горизонте появляется новый работодатель, предлагающий должность и зарплату в 2 раза больше, тут то у нынешнего и подрывается в одном месте - как так? Давай сейчас быстренько согласуем все, только останься! И почему в этот момент надо думать о работодателе, а не о себе любимом? Смена работы - итак колоссальный стресс для работника. Своя рубашка всегда ближе к телу и думать надо всегда о себе в первую очередь и о своем душевном и финансовом комфорте.

Ответить