Джоб-хоппинг (частая смена работы) — в чем плюсы и минусы для сотрудников и работодателей

• Как частая смена работы влияет на доход и карьеру?
• Как работодатели относятся к джоб-хопперам?
• Какие плюсы и минусы в частых переходах?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво разобраться в теме джоб-хоппинга

Кадр из фильма <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.kinopoisk.ru%2Ffilm%2F617%2F&postId=1339018" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Бойлерная»</a>
Кадр из фильма «Бойлерная»

Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды РОПа). В продажах давно — ровно 30 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги аренды РОПа.

Поделитесь этой статьей с тем, кто развивает продажи. Он скажет спасибо)) Подпишитесь на тг-канал «Вдумчиво о продажах» и закажите книгу «8 граней личности», которая помогает продавать, нанимать и управлять сотрудниками.

Дивертисмент

Можно ли одновременно вести успешный бизнес и работать дворником? Речь не обо мне, хотя я подрабатываю садовником — стригу кусты вокруг нашего дома. Бесплатно, конечно. Просто стриженные кусты мне нравятся, а не стриженные — нет.

Джоб-хоппинг (частая смена работы) — в чем плюсы и минусы для сотрудников и работодателей

А вот моему соседу Мише плевать на кусты, но очень важно, чтобы тротуар был чистым. Он выскабливает его и зимой, и летом, так что у нас последние два года как в Швейцарии.

До этого Миша жил в другом городе и рассказывал как его подсидели на должности дворника. Там он тоже поддерживал двор в чистоте, красил скамейки и клумбы, здоровался с бабушками. Даже устроился на позицию дворника в управляющей компании, чтобы им не присылали на участок гастарбайтеров. При этом ездил, конечно, на приличной машине.

Однажды к нему подошел дедок из соседнего дома и спросил сколько дворники получают. Миша подумал, что это шутка и назвал свой реальный доход.

Дедок и не думал шутить. Уточнил на всякий случай какой оклад и бонусы. «Оклад маленький, — включился в игру Миша. — всего десять тысяч. Остальное бонусами по итогам квартала, если нет жалоб со стороны жильцов».

Через пару дней позвонил директор управляющей компании:
— Миша, на тебя жалоба поступила. — сказал директор.
— На что жалуются? — спросил Миша.
— Что ты вечно пьяный...

Спустя какое-то время Миша по просьбе директора все-таки написал заявление. Примерно через неделю после этого во дворе появился тот дедок. Теперь уже с метлой. Из каждой щели мусор выковыривал. Очень старался. А было только начало квартала.

Джоб-хоппинг

Джоб-хоппинг, он же джоб-джампинг (Job Hopping, Job Jumping — англ. «перепрыгивание с одной работы на другую»), — это частая смена мест работы. Раньше таких сотрудников называли летунами, потом прыгунками, теперь, видимо, нужно говорить: джоб-хопперы.

Неделю назад Сбер совместно с Работа.ру опубликовали итоги исследования которое показало, что больше половины россиян (57%) готовы сменить работу уже в этом году, если получат хорошее предложение. 17% от общего числа опрошенных намерены сменить работу в любом случае.

Справедливости ради, нужно сказать, что больше четверти респондентов (26%) устраивает нынешнее место работы. Но пугает тот факт, что это гораздо меньше, чем кажется из директорского кресла. А, если учесть, что это средняя цифра по всем профессиям, отраслям и компаниям, то можно предположить, что где-то хотят уволиться буквально все.

Причины частой смены работы

  • Кайнэрастия
    Самой распространенной, на мой взгляд, причиной является склонность к проектной деятельности. Не всем повезло организовывать мероприятия или запускать стартапы. Некоторые, работая менеджерами по продажам, чувствуют прилив энтузиазма пока сохраняется эффект новизны и погружаются в уныние, когда новизна пропадает.
    Это называется кайнэрастия — влечение к новому. Оно заключается в том, что человек постоянно испытывает потребность в чем-то новом, чего у него раньше никогда не было. Речь идет не только о материальной составляющей, но и о разного рода переживаниях, впечатлениях, окружении, обстановке, новых ролях.
  • Стеклянный потолок
    Молодым специалистам свойственно расти быстрее, чем компания, в которой они работают. Переход на новую должность в другой компании — вполне логичный шаг. Похожим образом может проходить горизонтальный рост, когда менеджер по продажам начинает понимать, что на разных рынках разные возможности, — он начинает осознанно выбирать сферу бизнеса.
  • Зарплата
    У условиях, когда зарплата повсеместно меняется, появляется все больше сотрудников, которые мониторят рынок. Зарплаты поднимаются неравномерно. Наверно это можно назвать каким-нибудь очаговым эффектом. Компании отслеживают прежде всего своих конкурентов и, когда одни поднимают зарплаты, другие поднимают сразу резко. Это объяснимо: если поднимать медленно, то достанутся те кандидаты, которых не взяли другие, а платить все равно придется больше. В этом смысле лучше как можно раньше начать предлагать больше остальных.
  • Коллектив
    Конфликтные, неуживчивые сотрудники часто меняют место работы. Однако нужно отслеживать с чем связана конфликтность: с типичными для человека жизненными сценариями или с этапом в жизни. Про этапы можно почитать в статье «Как вернуть энергию и интерес с помощью одного простого лайфхака раз и навсегда».
    Для полноты картины можно предположить, что человеку несколько раз подряд не повезло с коллективом. Разобраться в этом вопросе поможет статья «Уровни спиральной динамики в отделе продаж: как корпоративная культура влияет на выполнение плана».
  • Руководитель
    Кандидаты, как правило, устраиваются в компанию, а увольняются от руководителя. На этапе собеседования невозможно разобраться как устроена компания изнутри, поэтому кандидат дает согласие работодателю, но продолжает процесс принятия решения. Я писал об этом в статье «Как сильные продажники выбирают работодателя».
  • Система управления
    Ну и отдельного внимания заслуживают т.н. потогонные компании. Исследования Airtasker показали, что 39% работников готовы уволиться из-за агрессивной политики компании. При этом 56% из оставшихся сотрудников будут саботировать рабочий процесс. У меня есть статья, иллюстрирующая ситуацию в таких компаниях: «Ужасы нашего городка: жесткий менеджмент на практике».
  • Удаленка
    Как прогнозировал HBR, в 2022 году повысилась текучесть кадров из-за усиления удаленной и гибридной занятости.
  • Призвание
    У меня нет заслуживающих доверие подтверждений, что на Теорию поколений можно опираться в рассуждениях о возрасте. Но с уверенностью могу сказать, что чем сотрудник моложе, тем чаще он меняет сферу деятельности. Разумеется бывают исключения, но такой подход заложен самой природой. В молодости нужно заложить базу на всю последующую жизнь, поэтому людям молодым так хочется все попробовать, испытать. Однако этот процесс можно ускорить, если помочь сотруднику найти свое призвание. Подробнее я писал об этом в статье «Призвание — как выбрать профессию или сферу деятельности, чтобы каждый день получать и деньги, и удовольствие».

Отношение работодателей

Большинство, разумеется, относятся негативно. Это связано с тем, что подбор, ввод в должность, обучение, профессиональный рост внутри компании требует ощутимых расходов и трудозатрат. Кроме того, руководителю хочется закрыть позицию и пойти заниматься другими делами.

Однако, есть сферы, где нужны сотрудники именно такого склада. Например, когда мы комплектовали отделы продаж для форума «Атланты» и «Global Synergy Forum», то главной проблемой было найти как раз временных менеджеров. Многие ивент-компании делают серию мероприятий в течение всего года, чтобы была возможность загружать отдел продаж на постоянной основе.

Еще я знаю, что некоторые ценят широкую насмотренность сотрудников, которые попробовали себя в разных сферах и профессиях. Например, это может быть ценно, когда широкий пул маркетинговых задач нужно закрыть одним или двумя специалистами.

Влияние на карьеру

В 2012 году Business Insider опубликовал исследование, согласно которому сотрудники, часто меняющие работу, на самом деле зарабатывают меньше, чем те, кто остается в компании на многие годы.

Важность выводов этого исследования заключается даже не в том, что джоб-хоппинг негативно влияет на доход. Те, кто работают по долгу более продуктивны и креативны, чем те, кто часто переходит с места на место.

«Постоянно перескакивать с одной работы на другую в погоне за самой высокой оплатой нецелесообразно», — утверждают исследователи Тим Девани и Том Стайн. «Если взять кого-то, у кого сейчас высокий доход, и посмотреть на источники этого дохода, что они сделали, чтобы достичь этого высокого дохода, как они это сделали, оставались у одного или двух работодателей, а не прыгали [между] работодателями».

И, самое главное, — летунам недоступна командность. Это качество вырабатывается годами взаимодействия в рамках одного коллектива. Циклы формирования настоящей команды намного дольше одного или двух лет. Незрелость команд и отдельных членов становится видна при диагностике по методу профессора Питера Хокинса. Я недавно писал об этом в статье «Диагностика команды — как найти точки дисконнекта и запустить синергетический эффект».

Итого

Как считают HR-эксперты, далеко не во всех сферах джоб-хоппинг — это плохо. Например, там, где практикуется проектная работа, в медиа-бизнесе, маркетинге, консалтинге к частым переходам относятся спокойно. Важнее, чтобы специалист привнес свежий взгляд.

Плюс к этому джоб-хопперы легче обучаются, у них более подвижный ум, на их «натаскивание» компания потратит меньше ресурсов, чем на консервативного и усидчивого специалиста.

Удаленная и гибридная работа, распространение цифровых профессий, доступ к глобальному рынку нанимателей способствуют усилению тренда. Сами компании тоже перестают видеть в джоб-хопперах исключительно ненадежных и нестабильных сотрудников.

Давайте общаться

  • Подпишитесь на тг-канал Вдумчиво о продажах, где я публикую анонсы всех своих материалов.
  • Пообщайтесь с нашим шеринговым руководителем, который может вести ваш отдел продаж или маркетинга. Это можно сделать в формате бесплатного экспресс-аудита.
  • И конечно познакомьтесь с моей книгой «8 граней личности», чтобы гениально продавать, гениально управлять и гениально подбирать сотрудников.
4242
55
33
22
11
153 комментария

Наконец-то я увидела эти легендарные кусты, которые ты стрижешь)))))

4

Я тоже ждала😁

2

Вдруг когда-нибудь и они тебя увидят) Приезжай в гости)

2

Действительно, достойные кусты! Очень красивое фото, кстати. Выглядит, как американская мечтачто-то из разряда американской мечы

А если по теме статьи, то сколько сотрудник должен отработать на каждом месте работы, что бы новый работодатель воспринимал его серьезно, а не как безответственного, например, работника, который нигде ужиться не может? Если говорить об обычной работе, а не проектной.

2

3-4-5 лет — это определенный показатель. Хотя помню работодателя, который отказался собеседовать кандидата, потому что тот на предыдущем месте проработал 10 лет)

5
1

Важно для всех на сколько такой работник был эффективен