{"id":4111,"title":"\u041a\u043e\u043d\u043a\u0443\u0440\u0441: 1 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430\u043c \u043f\u0440\u0438\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u0439","url":"\/redirect?component=advertising&id=4111&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/257455-konkurs-dlya-razrabotchikov-s-prizovym-fondom-v-1-mln-rubley&hash=09fdce1da8605e1f5eb2b2aacbabb68d2796e6e436b92ac6cf8255b39ccae26a","isPaidAndBannersEnabled":false}

Как фрилансеру мирно расстаться с заказчиком

Спустя месяц работы в проекте X я поняла, что он мне не нравится, и приняла решение из него уйти. Я попыталась сделать это максимально мирно — и мой заказчик, конечно, огорчился, но… В итоге порекомендовал меня двум новым клиентам, с которыми я работаю и по сей день.

Именно поэтому я считаю, что мирный уход — это очень важная часть работы фрилансера. Да, именно часть работы, потому что от неё зависит не только настроение после увольнения, но и также репутация исполнителя на рынке, новые возможности: отзывы и рекомендации. Покинуть проект, который вам по определённым причинам не подходит — не стыдно, стыдно покинуть его со скандалом и подставить клиента своим внезапным уходом. Так как же мирно разойтись и оставить о себе хорошее впечатление? Об этом и поговорим.

Ситуации, почему вы захотели уйти, могут быть разными: вы решили поменять деятельность, вас позвали в более крупный проект, вас не устраивают условия работы в текущем, вам просто надоело и вы хотите его покинуть. Но в любом случае:

  • не пропадайте без вести

Не надо думать, что раз вы фрилансер, то вас нельзя поймать за хвост/прищучить жёстким контрактом, и поэтому вы можете просто взять и пропасть с радаров, никому ничего не объясняя. Да, даже если клиент — плохой, даже если вы хотите уйти, не дождавшись оплаты. Это самый отстойный способ покинуть проект, который может принести неудобства не только заказчику, но и вам в будущем: клиент может распространить о вас отрицательные отзывы во все группы, чаты, каналы и будет прав. Найдите мужество обсудить момент завершения работы с заказчиком, не бойтесь взять ответственность за это на себя;

  • предупредите заранее

Не самая хорошая идея — сказать о своём уходе за день до вашего фактического ухода. Так вы подставляете клиента: работа встаёт и ему приходится разгребать новую проблему, брать всё на себя, в срочном порядке искать вам замену. Дайте возможность вашему заказчику планомерно «проводить» вас и при этом не погрязнуть в куче задач, которые предполагалось отдать вам;

  • не оставляйте «обрубки», доделайте работу, которая у вас уже запланирована

Резко уйти, оставив куски недоделанной работы — не есть хорошо. По возможности закончите то, что уже начали, чтобы а) вы могли получить расчёт в полной мере и б) чтобы заказчику было проще принять сделанную работу и вводить в проект нового исполнителя;

  • если это возможно — объясните причину ухода

Нет, не нужно в подробностях рассказывать, как вам не нравится клиент, как вы мечтаете зарабатывать в 3 раза больше, как вам надоело здесь работать и поэтому вы уходите. Достаточно в мягкой форме донести заказчику именно ту информацию, которая поможет ему, во-первых, принять вашу позицию, а во-вторых, сделать работу над ошибками, если она понадобится, и вообще понимать, чем исполнители могут быть недовольны. Например, вы можете сказать, что нашли более крупный проект, что вам не подходит настолько плотный график, что вы в принципе решили поменять деятельность или у вас с заказчиком разные взгляды на работу. Не оставляйте клиента в раздумьях, из-за чего вы ушли: из-за его неправильных действий или чисто по своему желанию;

  • спросите, чем вы можете помочь клиенту, чтобы ваш уход был максимально безболезненным

Если хотите оставить о себе хорошее впечатление, то помогите вашему клиенту. Да, по сути, вы не обязаны, но вы можете предложить свою помощь и расстаться на хорошей ноте: например, сделать дополнительную задачу на будущее, навести порядок в общих документах или создать пояснительную карточку для следующего исполнителя. Вполне возможно, заказчик в качестве благодарности захочет оставить вам отличный отзыв;

  • предложите помощь в поисках нового кандидата

Опять же, вы не обязаны, но если в вашем уходе нет явных «следов» заказчика, то это будет добрым жестом — вы можете предложить клиенту составить тестовое задание для будущего исполнителя или даже провести интервью и отобрать несколько кандидатов. Именно такой ход в своё время предприняла я: помогла клиенту, от которого уходила, найти нового человека, за что он порекомендовал меня и мои услуги своим знакомым.

Если вы вынуждены срочно покинуть проект...

Неважно, по какой причине — из-за ЧП или других ситуаций, которые предполагают стремительное прекращение дел — это уже становится вашей обязанностью: найти себе замену. Некрасиво возлагать на заказчика срочный поиск нового исполнителя из-за вашего внезапного решения. Для этого советую иметь 1-2 коллеги, к которым вы можете обратиться для подстраховки, причём желательно, чтобы их тарифы были такими же, как и у вас.

Если клиент недоволен и несправедливо качает права...

Во-первых, будьте готовы к тому, что он может распространить отрицательные отзывы о вашей работе — поэтому имейте возможность на них ответить, чтобы защитить свою репутацию. Для этого сохраняйте скриншоты ваших переписок с условиями, примерами сданной работы, а также не поленитесь и опишите свой взгляд на ваше сотрудничество. Во-вторых, постарайтесь ещё в ходе работы понять, что за клиент перед вами: адекватен ли он? слышит ли он вас? нормально ли складывается ваша коммуникация с ним? В своём телеграм-канале про фриланс я написала несколько постов о клиентах, с которыми нельзя работать — лучше изначально держать в голове эту информацию, чтобы не нарваться на неадеквата и не получить всплеск негодования после своего ухода из проекта.

Поделитесь в комментариях, всегда ли вы хорошо расставались с клиентами на фрилансе? Или были неприятные эпизоды? Давайте поделимся опытом.

{ "author_name": "Юля Зайчикова", "author_type": "self", "tags": ["\u0444\u0440\u0438\u043b\u0430\u043d\u0441\u0435\u0440","\u0444\u0440\u0438\u043b\u0430\u043d\u0441","\u0443\u0434\u0430\u043b\u0435\u043d\u043d\u0430\u044f\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430","\u0443\u0434\u0430\u043b\u0435\u043d\u043a\u0430","\u0437\u0430\u043a\u0430\u0437\u0447\u0438\u043a\u0438"], "comments": 8, "likes": 1, "favorites": 14, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 143097, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 17 Jul 2020 22:08:27 +0300", "is_special": false }
0
8 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
3

Не понимаю почему вас заминусовали.
Логичные вещи рассказываете о том как взаимодействуют адекватные люди!
Спасибо, делитесь ещё.

Ответить
1

Возможно, не всем фрилансерам нравится читать такие вещи🤷🏼‍♀️ Спасибо)

Ответить
1

Читать, зубрить эту мантру и сделать тату из тезисов на видном месте всем фрилансерам!

Ответить
0

Стандартные правила бизнес этикета и морали

Ответить
0

По сути своей — да, только с небольшими частностями)

Ответить
0

А что тут нового? Зачем эта статья?

Ответить
0

Для опытных фрилансеров — возможно, и вправду ничего. Начинающим будет полезно:) Как показывает практика, далеко не все умеют адекватно покидать проект

Ответить
Читать все 8 комментариев
HR-сервис Т1 TalentForce повышает эффективность массового найма

Наша компания запустила сайт HR-платформы Т1 TalentForcе, которая повышает эффективность рекрутмента за счет автоматизации найма.

ЦБ предложил ограничить инвестиции банков в экосистемы Статьи редакции

Самый жёсткий вариант — разделить банковскую и нефинасовую деятельность.

Зачем нужен ментор, как им стать и запустить программу менторства в компании

Учи.ру протестировал менторинг и рассказывает о совсем опыте. А заодно делимся инструкциями, памятками и рабочими материалами для ментора и менти.

Как прокачать команду, компанию и экологию: акселератор, который понравился бы Кофи Аннану

Рассказываем о простом и классном проекте, благодаря которому METRO развивает сотрудников и генерирует инициативы по устойчивому развитию.

Как конкурировать с Wildberries или создание ценности для e-commerce!

Формула создания ценности, отличие от конкурентов в e-commerce и почему на маркетплейсах хочется покупать.

Без баланса: новый способ уцелеть в хаосе задач

Делать работу в срок, выполнять план, профессионально расти, а еще проводить время с семьей, заниматься спортом и заботиться о своем здоровье — сегодня модно везде успевать и процветать. Поэтому концепция баланса между работой и личной жизнью так популярна. Была, пока в 2020-м работа не пришла ко многим домой. Теперь баланс сменила интеграция.

Аспирин с доставкой на дом: выбираем приложения для заказа лекарств

Взлет спроса на доставку в пандемию коснулся и фармацевтической сферы: после легализации онлайн-торговли лекарствами стало можно заказывать на дом не только одежду, еду, технику и другие привычные товары, но и безрецептурные препараты.

Часть 2. «СберМегаМаркет» заменил разбитое зеркало

В прошлом посте я написал, как доставка Сберлогистика привезла мне разбитое зеркало.

Мнение: только плохие управленцы хотят вернуть сотрудников обратно в офис — так им проще скрывать своё безделье Статьи редакции

Как удаленная работа лишает менеджеров среднего звена деятельности — в пересказе статьи гендиректора PR-компании EZPR Эда Зитрона.

Пустой офис Unsplash
Lego представила прототип детали из переработанных пластиковых бутылок Статьи редакции

Компания хочет перейти на экологически чистые материалы.

Lego
Как из дипломного проекта сделать сервис с 45 000 пользователей по всему миру: история Asodesk

Ровно пять лет назад мы выпустили коммерческую версию одной из первых платформ по поисковой оптимизации мобильных приложений — Asodesk. Я расскажу, как развивал компанию, какие ошибки совершал и как масштабировал стартап из двух человек до крупной мобильной экосистемы с 30 сотрудниками и выручкой около $1М в год.

Сергей Шаров. Фото: Владислав Шатило / РБК
Комментарии
null