Как фрилансеру мирно расстаться с заказчиком

Спустя месяц работы в проекте X я поняла, что он мне не нравится, и приняла решение из него уйти. Я попыталась сделать это максимально мирно — и мой заказчик, конечно, огорчился, но… В итоге порекомендовал меня двум новым клиентам, с которыми я работаю и по сей день.

Как фрилансеру мирно расстаться с заказчиком

Именно поэтому я считаю, что мирный уход — это очень важная часть работы фрилансера. Да, именно часть работы, потому что от неё зависит не только настроение после увольнения, но и также репутация исполнителя на рынке, новые возможности: отзывы и рекомендации. Покинуть проект, который вам по определённым причинам не подходит — не стыдно, стыдно покинуть его со скандалом и подставить клиента своим внезапным уходом. Так как же мирно разойтись и оставить о себе хорошее впечатление? Об этом и поговорим.

Ситуации, почему вы захотели уйти, могут быть разными: вы решили поменять деятельность, вас позвали в более крупный проект, вас не устраивают условия работы в текущем, вам просто надоело и вы хотите его покинуть. Но в любом случае:

  • не пропадайте без вести

Не надо думать, что раз вы фрилансер, то вас нельзя поймать за хвост/прищучить жёстким контрактом, и поэтому вы можете просто взять и пропасть с радаров, никому ничего не объясняя. Да, даже если клиент — плохой, даже если вы хотите уйти, не дождавшись оплаты. Это самый отстойный способ покинуть проект, который может принести неудобства не только заказчику, но и вам в будущем: клиент может распространить о вас отрицательные отзывы во все группы, чаты, каналы и будет прав. Найдите мужество обсудить момент завершения работы с заказчиком, не бойтесь взять ответственность за это на себя;

  • предупредите заранее

Не самая хорошая идея — сказать о своём уходе за день до вашего фактического ухода. Так вы подставляете клиента: работа встаёт и ему приходится разгребать новую проблему, брать всё на себя, в срочном порядке искать вам замену. Дайте возможность вашему заказчику планомерно «проводить» вас и при этом не погрязнуть в куче задач, которые предполагалось отдать вам;

  • не оставляйте «обрубки», доделайте работу, которая у вас уже запланирована

Резко уйти, оставив куски недоделанной работы — не есть хорошо. По возможности закончите то, что уже начали, чтобы а) вы могли получить расчёт в полной мере и б) чтобы заказчику было проще принять сделанную работу и вводить в проект нового исполнителя;

  • если это возможно — объясните причину ухода

Нет, не нужно в подробностях рассказывать, как вам не нравится клиент, как вы мечтаете зарабатывать в 3 раза больше, как вам надоело здесь работать и поэтому вы уходите. Достаточно в мягкой форме донести заказчику именно ту информацию, которая поможет ему, во-первых, принять вашу позицию, а во-вторых, сделать работу над ошибками, если она понадобится, и вообще понимать, чем исполнители могут быть недовольны. Например, вы можете сказать, что нашли более крупный проект, что вам не подходит настолько плотный график, что вы в принципе решили поменять деятельность или у вас с заказчиком разные взгляды на работу. Не оставляйте клиента в раздумьях, из-за чего вы ушли: из-за его неправильных действий или чисто по своему желанию;

  • спросите, чем вы можете помочь клиенту, чтобы ваш уход был максимально безболезненным

Если хотите оставить о себе хорошее впечатление, то помогите вашему клиенту. Да, по сути, вы не обязаны, но вы можете предложить свою помощь и расстаться на хорошей ноте: например, сделать дополнительную задачу на будущее, навести порядок в общих документах или создать пояснительную карточку для следующего исполнителя. Вполне возможно, заказчик в качестве благодарности захочет оставить вам отличный отзыв;

  • предложите помощь в поисках нового кандидата

Опять же, вы не обязаны, но если в вашем уходе нет явных «следов» заказчика, то это будет добрым жестом — вы можете предложить клиенту составить тестовое задание для будущего исполнителя или даже провести интервью и отобрать несколько кандидатов. Именно такой ход в своё время предприняла я: помогла клиенту, от которого уходила, найти нового человека, за что он порекомендовал меня и мои услуги своим знакомым.

Если вы вынуждены срочно покинуть проект...

Неважно, по какой причине — из-за ЧП или других ситуаций, которые предполагают стремительное прекращение дел — это уже становится вашей обязанностью: найти себе замену. Некрасиво возлагать на заказчика срочный поиск нового исполнителя из-за вашего внезапного решения. Для этого советую иметь 1-2 коллеги, к которым вы можете обратиться для подстраховки, причём желательно, чтобы их тарифы были такими же, как и у вас.

Если клиент недоволен и несправедливо качает права...

Во-первых, будьте готовы к тому, что он может распространить отрицательные отзывы о вашей работе — поэтому имейте возможность на них ответить, чтобы защитить свою репутацию. Для этого сохраняйте скриншоты ваших переписок с условиями, примерами сданной работы, а также не поленитесь и опишите свой взгляд на ваше сотрудничество. Во-вторых, постарайтесь ещё в ходе работы понять, что за клиент перед вами: адекватен ли он? слышит ли он вас? нормально ли складывается ваша коммуникация с ним? В своём телеграм-канале про фриланс я написала несколько постов о клиентах, с которыми нельзя работать — лучше изначально держать в голове эту информацию, чтобы не нарваться на неадеквата и не получить всплеск негодования после своего ухода из проекта.

Поделитесь в комментариях, всегда ли вы хорошо расставались с клиентами на фрилансе? Или были неприятные эпизоды? Давайте поделимся опытом.

1010
8 комментариев

Не понимаю почему вас заминусовали.
Логичные вещи рассказываете о том как взаимодействуют адекватные люди!
Спасибо, делитесь ещё.

3
Ответить

Возможно, не всем фрилансерам нравится читать такие вещи🤷🏼‍♀️ Спасибо)

1
Ответить

Читать, зубрить эту мантру и сделать тату из тезисов на видном месте всем фрилансерам!

1
Ответить

✊🏻

Ответить

Стандартные правила бизнес этикета и морали

Ответить

По сути своей — да, только с небольшими частностями)

Ответить

А что тут нового? Зачем эта статья?

Ответить