Офисная эволюция: как компания Buffer ввела 4-дневную рабочую неделю и что из этого получилось

Во время пандемии коронавируса большинство компаний закрыли свои офисы и перевели сотрудников на удаленную работу. Для многих приспособиться к «пижамному» дресс-коду и домашнему рабочему месту было непросто. Но социальная изоляция стала испытанием и для тех, кто и до COVID-19 трудился удаленно, — изменился привычный распорядок дня. Детей отправили на домашнее обучение, семьи оставались дома, люди лишились прогулок и развлечений, даже банальный поход в магазин вызывал стресс.

Кадровый эксперимент

Компания Buffer предоставляет сервисы для развития и продвижения бизнеса в социальных сетях. Её сотрудники и раньше работали дистанционно. В апреле команда по персоналу провела внутренний опрос. Он показал, что, кроме всеобщей тревожности от ситуации в мире, сотрудники испытывали психологический дискомфорт, несмотря на предоставленный гибкий график: они не могли разрешить себе сделать перерыв в работе и испытывали чувство вины, когда отвлекались на семью и домашние дела.

Чтобы снизить напряжение в коллективе, Buffer ввела 4-дневную рабочую неделю на весь май. Каждый отдел утвердил для себя дополнительный выходной день. Одни предпочли среду, чтобы снять остроту рабочих дней, другие — пятницу или понедельник, чтобы восстановиться за длинные выходные.

Сотрудники заполнили анкеты в начале и в конце месяца, где оценили:

  • самоорганизацию;
  • уровень стресса;
  • общее удовлетворение от работы.

Анализ ответов до и после показал улучшение по всем трем показателям.

Также работники поделились впечатлениями от эксперимента в письменных отзывах. Они почувствовали:

  • больше сосредоточенности;
  • больше энергии;
  • больше мотивации;
  • в конце недели нет чувства выгорания;
  • наладилось общение с коллегами.

HR-команда отметила, что за месяц эксперимента улучшилось взаимодействие между отделами и увеличилась сплоченность коллектива, а также поступило больше предложений по совершенствованию сервисов компании.

А что с продуктивностью

Утвердив дополнительный выходной, руководство Buffer в первую очередь заботилось о благополучии персонала во время пандемии коронавируса. Оно было готово к тому, что сокращение рабочего времени приведет к снижению продуктивности.

Но результаты говорили об обратном. Сотрудники отметили рост личной эффективности: они больше отдыхали, меньше переживали стресс, поэтому лучше концентрировались на своих задачах. Качество их работы повысилось, а значит, такой график может положительно отразиться на успехе компании.

Чтобы раскрыть потенциал этой идеи, показателей одного месяца недостаточно: нужно собрать больше информации. Поэтому Buffer решилась на продление эксперимента до конца 2020 года.

Сохранится ли высокая продуктивность и удовлетворенность сотрудников и дальше? Какой результат получит компания в долгосрочной перспективе? Как сокращение рабочего времени отразится на клиентах? Руководство Buffer намерено получить ответы на эти вопросы в ближайшее время.

За тестовый месяц возникли некоторые особенности. В мае дополнительный выходной в компании был не согласован: кто-то отдыхал в пятницу, кто-то — в понедельник или в среду. По отзывам сотрудников иногда возникала путаница, так как было сложно подстроиться под график смежных отделов. Поэтому нужно устранить хаотичность и выработать режим работы, оптимальный для всего коллектива. Также в Buffer решили: если государственные праздники и так делают рабочую неделю короткой, то дополнительный выходной день отменяется. Еще одна сложность: внедрить 4-дневную рабочую неделю в отделы, взаимодействующие с клиентами. Сохранить качество обслуживания — приоритет для Buffer.

Эволюция — это естественный процесс

2020 год заставил общество и бизнес пересмотреть привычные шаблоны. Хотя некоторым компаниям не нужны кризисные условия, чтобы меняться.

Сотрудники Buffer c 2012 года работают удаленно, проживая в 15 странах мира. Разница в часовых поясах позволяет обеспечивать круглосуточную клиентскую поддержку: 80% запросов специалисты обрабатывают в течение часа. В корпоративном блоге компания публикует свой программный код, информацию об инвесторах и зарплатах сотрудников. С 2015 года в компании нет менеджеров: они практикуют гибкую структуру и естественную иерархию среди специалистов.

Руководство компании не раз решалось на внедрение смелых идей. Какие-то решения доказали свою эффективность и прижились, некоторые же были неудачными. Интересно посмотреть, чем закончится их очередной кадровый эксперимент.

Офисная эволюция: как компания Buffer ввела 4-дневную рабочую неделю и что из этого получилось
А вы бы хотели 4-дневную рабочую неделю?
Да
Нет
1717
16 комментариев

Мне кажется, что при переходе с 5-дневки на 4 раб. дня с тремя выходными в краткосрочной перспективе продуктивность должна упасть, т. к. кол-во рабочих часов резко снизилось. Но в долгую - это выгодно компаниям, т. к. они более привлекательны на рынке труда, их сотрудники меньше выгорают и становятся более лояльными. Их сотрудники больше отдыхают, а значит меньше болеют, да и вообще более счастливые. Т. е. продуктивность по итогу должна остаться такой же, а в некоторых случаях может даже вырасти.

4
Ответить

Конечно, будет определенный период адаптации, такой переход не по щелчку пальца произойдет, плюс нужно будет время на адаптацию для клиентов, потому что если они привыкли, что компания на протяжении многих лет работала в определенном режиме, то им нужно будет время, чтобы перестроится. Уже пару лет идут споры, дискуссии по поводу четырех дневных рабочих недель, так что самое действенное это поступить как компания Buffer - просто проэксперементировать и уже опираясь на полученные данные сделать вывод, стоила игра свеч или нет. В конце концов всегда можно вернуться в прежний режим, или провести эксперимент 50/50, то есть половине сотрудников оставить привычный график, а другой половине позволить работать с тремя выходными и сравнить результаты. Но тут может возникнуть конфликт между сотрудниками, возмущения по поводу того, что почему кто-то работает больше, а кто-то меньше, пусть и на короткий промежуток времени. 

2
Ответить

Я уже давно работаю с выходным в среду и заметил, что продуктивность не то, что остаётся на том же уровне, но даже выше получается.

3
Ответить

Многие сотрудники утверждают именно об этом, хотя есть и небольшой процент людей у кого, наоборот, продуктивность падает, но тут уж каждый для себя выбирает как ему комфортнее работать и если не получается работать в определенном режиме, стоит сначала сказать об этом руководству и если они не могут сменить ваш режим на удобный вам, стоит задуматься о смене компании, где график будет более удобный для вас. В конце концов мы работаем для того, чтобы жить, а не живем, чтобы работать. 

2
Ответить

Вот все хорошо: и про производительность труда и про психологическое состояние сотрудников.... Автор молодец, доступно, информативно. Но!!! "...Я требую продолжения банкета!!!...." Как все это безобразие сказалось на заработной плате и семейных расходах? Ждем- с....

3
Ответить

Согласна, график - мечта. Я бы понедельник выбрала себе доп выходным. Но только думаю, что работая в офисе даже с 4-х дневным графиком перерывы на разговоры, чаепития и перекуры от этого меньше не станет. Другое дело - работа из дома. Здесь определённо показатели успеваемости выше, но только если домашние не отвлекают))

3
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить