Mechazilla
Краш-тест

Ключевая ошибка в отношениях между бизнес-партнерами

Это Михаил Ромашов, тренер по коммуникации в Soft Skills Lab, преподаватель по переговорам в ВШЭ и Сколково. Я помогал десяткам бизнес-партнеров спасти отношения, и в 9/10 случаев к расставанию ведет одна причина.

Ключевая ошибка в отношениях между бизнес-партнерами

Сначала между партнерами все отлично — общая цель, энтузиазм и поддержка. Рано или поздно в отношениях появляются недопонимания. И это нормально, без них никуда. Но именно этот этап определяет успешность дальнейшего сотрудничества.

На эту статью меня натолкнул случай из недавней практики. Два партнера запустили компанию: один отвечает за техническую часть, второй — за коммерческую. На старте они обсуждают все вопросы вместе, но постепенно коммерческий партнер начинает принимать решения единолично, потому что считает, что лучше понимает клиентов. Технический партнер молча с этим соглашается, потому что доверяет коллеге и не замечает, как его роль в компании уменьшается. Через несколько месяцев он по сути оказывается в позиции исполнителя, но пока это все неформально. Ещё через год он узнает, что в бизнес вводят нового технического директора, который теперь будет «контролировать процессы», а нашему герою предлагают продать свою долю за сумму, которая кажется смешной.

Как это произошло? Конфликт назревал постепенно: сначала партнеры просто перестали обсуждать важные решения, потом один из них начал менять статус другого в компании, а когда новые роли закрепились, изменить ситуацию стало почти невозможно.

Мораль проста: избегание конфликтов = потеря контроля.

И избегание конфликтов — это ключевая ошибка, которая рушит отношения. На самом деле, не только в бизнесе, но и в любой сфере.

Что вообще такое конфликт, и почему он так важен?

Часто люди боятся конфликтов, потому что они кажутся разрушительными. На деле они разрушительны до тех пор, пока вы ими не управляете.

Немного скучных, но важных определений:

У всех нас есть социальные роли в обществе — это то, как нас воспринимают по формальным и неформальным признакам. То есть это мнение людей о нас/наш статус. Например, руководитель-тиран, заботливая мама, амбициозный стажер, эгоистичный друг и т. д.

Конфликт — это процесс, в котором изменяются социальные роли.

Наши социальные роли определяют наши личные границы, отношение окружающих к нам.

Этот механизм помогает людям понимать, как взаимодействовать друг с другом.

Так вот. Избегая конфликтов, мы лишаемся возможности управлять отношениями.Что и произошло в моем примере. Партнер не сопротивлялся изменению своей роли, не обозначал свои границы, и это привело к изменению его статуса в бизнесе.

Почему партнёры замалчивают проблемы?

Причин несколько:

  • Страх испортить отношения. Кажется, что открытый конфликт ухудшит партнёрство, но игнорирование проблем вредит отношениям сильнее.
  • Ощущение, что «всё как-нибудь само наладится». Но проблемы в бизнесе, как правило, не решаются сами собой, а только усугубляются.
  • Отсутствие навыков управления конфликтами. Если человек не умеет конструктивно обсуждать разногласия, ему проще молчать.

Как идти с партнером вдолгосрок?

  • Обсуждайте и фиксируйте ключевые решения. Даже если кажется, что «всё и так понятно», очень важно письменно фиксировать договоренности.

  • Фиксируйте роли и ответственность. Если роли будут четко обозначены, их будет сложно сдвинуть незаметно и вам будет на что ссылаться в обратной связи.

  • Обозначайте границы в отношениях. Если чувствуете, что что-то идет не так, говорите об этом, пока не стало поздно. Доносите свои потребности. Кстати, об этом у меня есть целая статья.

  • Развивайте навык решения конфликтов. Конфликт — это не проблема, а индикатор проблемы. Обсуждение проблем позволяет не только сохранить баланс сил, но и построить здоровую рабочую атмосферу, где решения принимаются осознанно, а не в тени недоговоренностей.

Если вы хотите конфликтовать продуктивно, без страха и вреда отношениям, подписывайтесь на мой телеграм-канал «Осознанные коммуникации». В нем я разбираю инструменты коммуникации, кейсы учеников и подписчиков, а еще анонсирую бесплатные мероприятия для практики. Кстати, скоро как раз такое будет, присоединяйтесь!

88
3 комментария

На самом деле все на старте думают, что всё будет хорошо. Мы с партнёром понимаем друг друга с полуслова и всегда советуемся, а потом один "исключает" другого и партнёрство остаётся только в воспоминаниях

Как я выступил в роли конфликт-менеджера в IT-компании: когда благодарность встретилась с прагматизмом

Введение: Где рождается конфликт?

реклама
разместить
3 частые фразы, которые рушат переговоры

Меня зовут Михаил Ромашов, я тренер по коммуникации в Soft Skills Lab, преподаватель по переговорам в ВШЭ и Сколково. Сегодня разбираю фразы, которые часто произносятся на переговорах и мешают достижению договоренностей. Проверьте себя!

1010
Исследование: самый популярный лимит времени игры в шахматы на Lichess

Перед вами таблица с режимами игры в шахматы на Lichess. Как вы думаете, какой лимит времени самый популярный среди игроков? Какой бы режим выбрали лично вы и почему? Зависит ли наш выбор от предложения? Давайте проведем исследование.

Режимы игры в шахматы на Lichess
Почему тренинги для сотрудников не работают: как решать производственные конфликты

Многие производственные конфликты возникают не из-за личных особенностей сотрудников, а из-за несовершенных процессов и неясных ролей внутри компании. Так руководитель может быть недоволен работой сотрудников и даже получать жалобы на этот счет и находит решение – провести тренинг. Но зачастую этот инструмент не является эффективным, если корень пр…

11
«Деньги и партнёры: как не превратить бизнес в поле боя»

Хотите, чтобы деньги, ресурсы и партнеры работали на вас?

11
Команда замалчивает проблемы. Что не так и как это исправить?

Меня зовут Михаил Ромашов, я тренер по коммуникации в Soft Skills Lab, преподаватель по переговорам в ВШЭ и Сколково. Сегодня рассказываю, почему команда не общается с вами открыто и как заполучить доверие подчиненных.

55
Про конфликты в корпоративной среде

😠 - Все мы так или иначе касаемся конфликтов на работе: иногда просто характерами не сошлись, иногда интересы отделов пересекаются и т.д. Что делать в ситуации, когда коллектив / контрагент бесит, а работа нравится? (Если она не нравится, вы сами знаете, что делать)

11
С кем останешься дружить?

Вышел месяц из тумана, Вынул ножик из кармана, Буду резать, буду бить — С кем останешься дружить? Детская считалочка))

Конфликт с начальством: как сохранить отношения и решить проблему

Столкновения с руководством — неизбежная часть карьеры, но их исход зависит от вашей готовности действовать хладнокровно и стратегически. Такие ситуации не только проверяют стрессоустойчивость, но и открывают двери для профессионального роста. Как превратить конфликт в инструмент развития? Разберём ключевые причины, реальные примеры и работающие ме…

22
реклама
разместить
А надо ли бояться конфликтов? Может, лучше к ним подготовиться?

Показываем, что конфликтов бояться не надо, важно правильно их оценивать и осознанно участвовать в них либо наоборот обходить стороной. Для этого разбираемся, в чем суть любого конфликта. Это поможет вам не бояться и не теряться при возникновении острых ситуаций – ведь кто предупрежден, тот вооружен!

11
Как работать с человеком, который «всегда прав»?

Меня зовут Михаил Ромашов, я тренер по коммуникации в Soft Skills Lab, преподаватель по переговорам в ВШЭ и Сколково. Сегодня рассказываю, как строить общение с человеком, который априори ставит свое мнение выше вашего.

Как работать с человеком, который «всегда прав»?
22
[]