{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Как мы автоматизировали рекрутинг: HR начал быстро находить крутых специалистов

Крутые специалисты — главный ресурс компании. Но какой ценой они достаются (особенно если в штате не менее сотни сотрудников)? Когда мы столкнулись с проблемой кадров и не нашли на рынке подходящих решений, разработали собственный подход к автоматизации рекрутинга. Теперь наш HR быстрее находит крутых кандидатов.

Поначалу мы тратили много времени и впустую сливали деньги на работу с «не теми специалистами». Не сразу поняли, что рекрутинг критически важен для развития бизнеса. Хороший сотрудник знает свою работу. Он не создает видимость бурной деятельности, а реально решает задачи. Просто берется за дело и доводит его до конца.

Если нанимать посредственных специалистов, посредственными становятся результат работы и компания в целом. Бизнес теряет огромный потенциал.

Да, искать крутых спецов сложно, особенно последние 2 года. На это наш HR убивал львиную долю своего рабочего времени. Поэтому мы автоматизировали процесс.

Какие задачи предстояло решить

Перед рекрутером встает много операционных задач. Они повторяются при найме любого кандидата на любую позицию:

  • Размещение объявлений с вакансией.
  • Переписка с каждым кандидатом.

  • Назначение интервью.
  • Ведение базы резюме и т.д.

Хуже всего то, что большое влияние на результат оказывает «человеческий фактор». Примеров много: рекрутер что-то забыл, не занес данные в базу, не позвонил вовремя соискателю, отправил письмо не на ту почту и т.д. Мы ищем сотрудника, как старатель золото на рудниках, а когда находим, можем по глупости его потерять. Это недопустимо.

В интернете есть много сервисов, которые автоматизируют работу HR-отдела. Для себя мы увидели в них несколько минусов:

  • Расфокусировка внимания. Всю работу мы ведем в CRM (у нас это Jira). Если добавить еще какой-то сервис, придется переносить из него данные. Это потеря времени и риск допустить ошибки.
  • Абонентская плата. Рекрутинг для нас всегда актуален. В долгосрочной перспективе даже самый дешевый сервис обходится дороже разработки самой дорогой автоматизации под собственные задачи.
  • Нет подходящих метрик эффективности. Невозможно понять, рекрутер без толку просиживает штаны или ничего не успевает потому, что действительно занят работой.

Как мы автоматизировали рекрутинг

Все способы автоматизации в нашем бизнесе очень простые. При помощи Zapier мы объединяем в единую экосистему сервисы, которыми пользуемся ежедневно:

  • CRM.
  • Google Документы, Таблицы, Формы.

  • Почтовый сервис.
  • Рабочий чат.

У такой автоматизации нет собственного интерфейса. Сотрудники продолжают работать в привычных программах. При этом информация хранится в единой базе и ничего не теряется. В зависимости от прописанного процесса автоматически запускается нужное действие:

  • сбор анкет соискателей;
  • отправка шаблонных писем;
  • ответы на однотипные вопросы;

  • прохождение тестов;
  • назначение интервью и т.д.

Проекты мы ведем в Jira, поэтому каждое действие отражается на канбан-досках. Но с тем же успехом мы могли реализовать этот процесс на Trello, Bitrix, любой другой CRM или просто в Google Документах. Считаем, здесь главное не инструменты, а подход к делу.

Продвижение кандидата по HR-воронке отображается на канбан-доске в Jira.

Как работает наша автоматизация рекрутинга

Мы видим, как HR-сотрудники различных компаний проводят всех соискателей от начала до конца по одному и тому же сценарию. Рекрутер собеседует каждого кандидата. Он задает уйму вопросов, которые часто никак не помогают в подборе кадров — не профилируют человека. В какой-то момент HR устает (или подходят дедлайны). На работу берут посредственного сотрудника (лучшего из худших), мучаются с ним, а через 2-3 месяца увольняют и тратят время на поиски нового человека.

Для себя мы разработали HR-воронку. Каждый этап отсеивает людей, которые нам не подходят. Из десятков откликов до собеседования доходят единицы. Рекрутер не тратит время впустую — из лучших кандидатов отбирает самых крутых.

HR-воронка нашей компании.

Собираем отклики на вакансию

Наша система автоматизации работает с любой площадкой вакансий. Условие лишь одно — при отклике кандидата на почту присылают уведомление. Такое письмо отправляют все ресурсы из тех, что мы знаем. Поэтому мы не ограничиваемся поиском сотрудников на HeadHunter. Собираем отклики со всех сайтов вакансий, где могут оказаться интересные нам люди. Шире воронка на входе — лучше результат на выходе.

Когда приходится искать людей вне сайтов вакансий, отправляем им ссылку на гугл форму. Человек заполняет анкету и попадает в нашу HR-воронку.

Анкета со стандартными вопросами заменяет созвон HR-менеджера с кандидатом.

Отправляем шаблонное письмо

Как только на почту приходит письмо с сайта вакансий или из HR-формы, в CRM автоматически появляется карточка задачи. При этом кандидату на почту уходит письмо с приветствием и предложением пройти тест.

Соискатель проходит тестирование, и в карточке Jira появляется уведомление с ответами. Если результат нас устраивает, в один клик отправляем письмо и продвигаем человека на следующих этап воронки. Если кандидат нас не устраивает, жмем «отказ» и ему приходит другое письмо. Нет жалоб формата «они мне даже не ответили», которые часто негативно влияют на бренд.

Все кандидаты остаются в CRM, даже те, кому мы отказали в данный момент.

Тестируем кандидата

Можно предвидеть лишь кратковременные изменения; поступки и успехи довольно точно предсказываются, исходя из предшествующего поведения и прошлых успехов. Я не отрицаю значимость всех тестов, какие есть, — если какой-либо позволяет предсказывать важный итог с достоверностью 0,20 или 0,30, его следует использовать. Но не стоит ждать большего. Аналитики с Уолл-стрит, которые надеются превзойти рынок в предсказании цен на будущее, ошибаются почти всегда. Также не рассчитывайте на экспертов, выдающих долгосрочные прогнозы, хотя они и могут поделиться ценным советом относительно ближайшего будущего. Граница, которая отделила бы предсказуемое будущее от непредсказуемого, пока еще не установлена.

Даниэль Канеман «Думай медленно... Решай быстро»

Мы не пытаемся прогнозировать долгосрочную отдачу от будущего сотрудника. Считаем, это невозможно и бесполезно. А отсеять кандидатов, которые нам не подходят в моменте, можно при помощи простых HR-тестов.

После отклика на вакансию кандидату автоматически приходит ссылка на тест. В зависимости от результата мы в два клика отправляем шаблонный ответ. Раньше использовали 3 опросника профилирования личности. Потом заметили, что третий тест никак нам не помогает и оставили два.

Тестирование — это простой способ экономии времени. Если сейчас у вас HR-менеджер собеседует соискателей по скрипту, звонки легко заменить опросником. Заполнить форму и рассказать о себе может каждый. Рекрутер не тратит свое время на типовые рутинные задачи. Он быстро обрабатывает готовую информацию о кандидатах и занимается действительно важными делами.

Если соискатель не готов уделить 30-60 минут тестированию, значит, он не заинтересован в трудоустройстве. Считаем, HR-специалист или руководитель не должны тратить время на таких кандидатов.

Проводим собеседования

Когда соискатель успешно прошел тестирование, он попадает на интервью. В CRM автоматически создается соответствующая задача. Предварительно приходит напоминание со ссылкой на онлайн-конференцию.

Мы проводим собеседование в два этапа. Сначала с кандидатом общается руководитель компании. Второй этап — интервью с техническим специалистом на пригодность к профессии.

Каждый этап прохождения кандидатом HR-воронки отображается в Jira — все происходит быстро и наглядно. Исключена потеря ценных кадров по невнимательности.

С чем мы сталкивались до внедрения автоматизации рекрутинга

Кандидат мог ловко заполнить резюме и попадал на собеседование. В процессе интервью выяснялось, что он ничего собой не представляет, а заслуги в анкете сильно преувеличены. Мы много времени тратили на общение с такими болванами.

Сейчас подобные хитрости вскрываются на этапе тестирования. HR-воронка значительно сужается уже после этого этапа. Не нужно проводить бесполезные собеседования.

Мы не всегда понимали, хорошо работает рекрутер или плохо. Он постоянно был чем-то занят, но метрик оценки эффективности не было.

Сейчас по каждому этапу HR-воронки у нас есть отчет: количество откликов, пройденных тестов, назначенных собеседований и т.д. Если за неделю поступило лишь 5 заявок, а сотрудник говорит, что ничего не успевает — это как минимум странно.

Было много нестыковок и путаницы. Часто слышали от сотрудников: «я потерял письмо», «не увидел отклик», «забыл про интервью» и т.д.

Сейчас подобные ошибки исключены. Вся информация сразу попадает в CRM-систему, в которой мы работаем каждый день. Это помогает оптимизировать рабочие процессы, время сотрудников и не сливать бюджеты впустую.

Что происходит в других компаниях

В марте 2020 года команда HeadHunter опубликовала исследование, касающееся автоматизации рекрутмента в российских компаниях. Оказывается, что найм сотрудников пока автоматизирует только треть опрошенных руководителей. При этом средние по численности предприятия менее технологичны.

Автоматизацией рекрутинга пользуется треть российских компаний.

HeadHunter

Когда HR-специалистов спросили, как автоматизация влияет на эффективность подбора кадров, они отметили положительный результат:

  • 42% — сказали, что появилось время на выполнение новых задач.
  • 28% — смогли понять, куда тратятся их бюджеты.
  • 26% — отметили, что срок найма становится быстрее, чем у конкурентов.

Мы можем что угодно думать о новых инструментах развития бизнеса, но с цифрами не поспоришь. Автоматизация — это наше будущее. Вы можете внедрить ее прямо сейчас — начать экономить время и деньги. А можете продолжить работать по-старому — упускать ценных сотрудников и тратить впустую ресурсы компании. Решение только за вами.

0
125 комментариев
Написать комментарий...
Яна Лелес

Тестирование перед хоть каким-то общением с живым человеком - это вступительный экзамен на вакансию. При такой последовательности оставаться в воронке будут в большей степени лишь те, кому некуда девать время/некуда приткнуться. Хорошие специалисты находят работу быстро, любые тестовые тормозят подбор (ощутимо), а тестовое на входе - это ну честно плевок в лицо(

Не стоит забывать, что на рынке много компаний, где нет сложных этапов отбора и эти компании вполне в рынке по условиям, которые предлагают. Хороший специалист не будет искать сложных путей в поиске работы.

Чем дальше этап воронки, тем меньше там кандидатов. Очень жаль ресурса СЕО, который вынужден обрабатывать неотфильтрованный поток. И выходит, что ресурс СЕО дешевле ресурса технического специалиста (наеврное, та кбыть не должно).

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Любимов

Сначала определитесь, что такое хороший специалист. Ваше видение может сильно отличаться от критериев оценки ТС

Ответить
Развернуть ветку
Яна Лелес

Хороший - не то слово, нужный - то. Не всегда ТС-у нужен хороший)) Мое мнение всегда будет калиброваться под критерии оценки ТС, я ведь не по своим ощущениям работаю, а по требованиям вакансии и заказчика) С моей стороны глупо игнорировать его критерии оценки. Если у нас картины расходятся - я открываю рот и проясняю их до той степени, чтобы мне было понятно "вот это наш кандидат или нет". А иначе я в трубу спущу свое время.

Ответить
Развернуть ветку
122 комментария
Раскрывать всегда