Страх и ненависть в финтехе: как с масштабированием не потерять контроль над бизнесом и важных клиентов

Как мы разложили по полочкам процессы в компании «Деньги Вперед»: навели порядок в воронках продаж, настроили автоматизации, упорядочили работу сотрудников и — сделали для владельца пульт управления бизнесом.

Меня зовут Андраш, и я занимаюсь тем, что упорядочиваю бизнес-процессы в компаниях. Раскладываю их по полочкам — почти как Мари Кондо.

В декабре я писал, как мы сделали классный проект по автоматизации для интернет-магазина тату-перчаток Glove.me с помощью связки «Битрикс24» и «МойСклад» (холиварить за эту гремучую смесь можно прямо там). В этой статье расскажу о новом проекте для сервиса по досрочной выплате зарплаты «Деньги Вперед». Но обо всем по порядку.

1. Нащупать боль: автоматизируйся или умри

В начале года ко мне в фейсбуке постучался предприниматель Паша Гужиков — хороший, веселый и харизматичный парень. Ранее он основал продукт Worki и продал его Mail.ru Group. Его новый проект «Деньги Вперед» помогает сотрудникам компаний получать зарплату раньше обычных дней выдачи: например, если необходимо прямо сейчас купить ребенку портфель к Первому сентября, а зарплата только третьего числа.

<i>Это Павел. Павел молодой, успешный и веселый.</i>
Это Павел. Павел молодой, успешный и веселый.

Несмотря на небольшую команду, ребята достигают прекрасных результатов. Метрики фантастические, бизнес растет. Но как человек с бэкграундом масштабных B2B-проектов Павел понимает, что точка невозврата — момент, когда команде будет не хватать для полноценной работы уютных экселек и ноушнов — близка. Без «рельсов» автоматизации не масштабироваться.

Мы начали разбирать задачу и задавать вопросы.

Что нужно сделать в растущей компании?

Когда мы только заговорили о проекте, сразу выяснили две задачи:

  • Внедрить CRM-ку. В ней будут храниться данные, ставиться задачи. Там будет виден прогресс.
  • Создать систему отчетности. Нужен такой инструмент, чтобы и этот срез посмотрел, и такой показатель проверил — в режиме реального времени.

Что на самом деле нужно сделать?

Внедрить CRM или BI — это не задача. Любая CRM (как и любая другая система) — это инструмент для решения реальной проблемы клиента. И чтобы найти это решение, нужно копать глубже и искать боль. Так какие боли нужно решить?

1. С ростом не допустить потери важных клиентов

Ситуация: менеджеру Петру написал клиент Василий, а Петр не ответил (у него много задач, и он забыл). Сейчас такого не бывает, но по мере роста такие ситуации — вполне реальный риск.

Мы каждый день видим в русскоязычном фейсбуке результаты отсутствия налаженных процессов. Буквально на днях Наталья Прокофьева из «Собаки Павлова» жаловалась на магазин и его B2B-сервис.

<i>Там дальше грустнее — на 11 пунктов. <a href="https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=3762802573809081&amp;id=100002381262127" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Почитайте</a>.</i>
Там дальше грустнее — на 11 пунктов. Почитайте.

Когда система не прозрачна, местами компания теряет контакт с клиентом (потенциальным, существующим), просто потому что теряет его из поля видения. И нужно, чтобы была такая система, с которой Петр не забудет ответить Василию и другим лидам и клиентам. И не просто из-за личной ответственности или мотивации, а из-за особенностей системы, в которой он работает.

2. Повысить прозрачность, чтобы подготовиться к нагрузкам

Вот отдел продаж общается с клиентами, ведет какие-то сделки в каком-то виде. А руководителю компании, чтобы узнать про ситуацию, нужно уточнять у менеджеров статусы по каждому клиенту.

Если в небольшом бизнесе при сравнительно небольшом количестве клиентов это рабочая механика, то с ростом она может превратить работу в хаос.

Большой бизнес — это как мощная спортивная машина. Представьте, что вы ведете ее с грязным лобовым стеклом, а дворников нет. Вы вроде бы летите на быстрой скорости, а куда — не очень понимаете. И для того, чтобы ориентироваться в направлении, реализовывать стратегию и в целом избегать ненужных отклонений от курса, нужно перед глазами держать всю информацию о бизнесе.

3. Не тратить время на сотни отчетов.

Например, у Павла уходит несколько часов на то, чтобы подготовить отчет для акционеров. Он открывает несколько таблиц в Экселе, сводит данные в новую таблицу, делает расчеты, а потом на их основе делает презентацию с графиками и диаграммами. С правильной автоматизацией этот отчет мог бы создаваться автоматически.

А еще один из клиентов просит отчет по своей форме. В результате аккаунт тратит час, а то и больше на то, чтобы этот отчет собрать. При автоматизации такую выгрузку можно получить за минуту.

С этими проблемами мы и начали работать.

2. Понять, как устроены бизнес-процессы: вскрытие покажет

Нельзя просто взять и начать автоматизировать всё. Софт — это полезно и хорошо, но если его просто внедрить без учета специфики команды, каждого ее члена, то получается бессмысленная разработка. Я не раз видел, как делаются системы, которые в конечном итоге никем не используются. Поэтому начали мы не с инструмента, а с того, как всё в компании устроено, чтобы создать визуализацию в Miro.

Немного о Miro

Miro — это невероятно гибкий инструмент для визуализации всего, что угодно. Я много работаю с совершенно разным ПО и для себя разделил его на софт старого и софт нового поколения.

Софт старого поколения похож на лего-подделку: это, когда у тебя вроде бы есть кубики: готовы какие-то здания, элементы, — но чтобы их вместе соединить, приходится их друг в друга вбивать. В итоге либо тебе нужен крутой специалист по этой системе (который знает, куда и под каким углом нужно эти детали соединять), чтобы ее запустить и сделать классной, либо у тебя получается что-то несуразное.

И есть софт нового поколения, где у тебя новенький настоящий набор лего на сто миллионов деталей: они мелкие, разных цветов, ты можешь собрать все, что угодно. Все красивенько, и все будет друг с другом контачиться. Miro именно такой: его легко подстроить под задачу: есть большая доска с кучей инструментов. Поэтому для визуализации в своих проектах я использую именно его.

Визуализация бизнес-процессов. Если у вас хорошо развито образное мышление, вы можете «нарисовать» ее в голове. Но чем больше бизнес-процесс, тем выше риск запутаться или не заметить ошибки и лишние действия. А на бумаге всё чётенько и стройно!
Визуализация бизнес-процессов. Если у вас хорошо развито образное мышление, вы можете «нарисовать» ее в голове. Но чем больше бизнес-процесс, тем выше риск запутаться или не заметить ошибки и лишние действия. А на бумаге всё чётенько и стройно!

Мы созвонились с каждым сотрудником, который отвечает за то или иное направление: с менеджером по заявкам, с менеджером по интеграции, с директором по маркетингу, с генеральным директором. С каждым человеком мы обсуждали его рабочий процесс: что происходит с клиентом на каждом этапе сделки, как клиент взаимодействует, что происходит на бэкэнде компании в процессе жизненного цикла клиента. На основе этого делали визуализацию бизнес-процесса: отрисованный в Miro алгоритм:

Приблизительно такой уровень детализации в алгоритмах взаимодействия команды с лидом (пример на изображении вымышленный).
Приблизительно такой уровень детализации в алгоритмах взаимодействия команды с лидом (пример на изображении вымышленный).

На визуализации мы проработали путь каждого клиента: как он из представителя целевой аудитории превращается в интересанта, в лида, а потом подписывает договор. По сути, все это — этапы воронки, на каждом из которых нужно как-то работать с клиентами.

Мы подробно описали этот жизненный цикл: с чего он начинается, чем заканчивается и как взаимодействуют с ним и друг с другом все сотрудники компании. Расставили очень четкие границы каждого этапа, чего раньше не было, и в связи с этим поменялось и количество стадий, и их название, но стало больше логики и больше системности. Сделали это не только для ясности, но еще и для того, чтобы система могла с этим работать: ей гораздо проще реагировать на какие-то четкие состояния, чем на что-то другое.

Пример визуализации действий системы всего на двух стадиях. Обычно контроль за этим лежит на человеке — бррр.
Пример визуализации действий системы всего на двух стадиях. Обычно контроль за этим лежит на человеке — бррр.

Далее мы описали, что система должна делать на каждом этапе. Например, на этапе знакомства, когда мы работаем только с представителями ЦА, системой являются маркетинговые инструменты: от Google Analytics до Facebook Pixel — что должно происходить. На последующих этапах работает CRM — какая логика закладывается?

Все это мы упорядочили. Можно было приступать непосредственно к автоматизации.

3. Перестать пользоваться экселем и начать нормально работать

CRM — в PipeDrive (со стопкой интеграций)

Раньше функции CRM в компании выполнял Notion. Это было простое решение с минимальным порогом входа, к которому все привыкли. Но «натянуть» инструмент на новые бизнес-процессы было невозможно: он не сможет поддерживать сотни-тысячи записей, удобно их структурировать и, тем более, визуализировать. Графики, фильтры, отчеты не построишь. Поэтому для мы решили заменить его на PipeDrive.

Немного о PipeDrive

Что мы обычно получаем, когда покупаем CRM-систему? Либо коробочное решение — то, что создатели посчитали нужным: вот вам, нате, тут бантик можете повесить, а тут живите с этим, ничего менять нельзя. Либо очень крутой, но сложнонастраиваемый агрегат: все круто, но разберется только команда разработчиков с зарплатой 500 000 в месяц.

PipeDrive — хороший пример современного ПО: гибкая система, которую можно гибко настроить под свои задачи и бизнес-процессы: создавать свои поля, с легкостью делать интеграции и быстро собирать кастомные отчеты. Кажется, пайп был одним из первых саасов, которые позволяли так легко работать со всеми сущностями системы.

Мы перенесли в PipeDrive всю информацию о клиентах: настроили карточки и все поля. ну, все что положено быть в CRM. Это заняло часа 3, наверное (человек, который хоть раз касался настройки CRM, понимает, что это невероятно мало).

Экран настройки одной из воронок в PipeDrive: можно настроить параметр «гнилых сделок» и вероятность продажи на конкретной стадии, что в итоге позволит строить умные отчеты по прогнозам продаж
Экран настройки одной из воронок в PipeDrive: можно настроить параметр «гнилых сделок» и вероятность продажи на конкретной стадии, что в итоге позволит строить умные отчеты по прогнозам продаж

Бонус-трек: телеграм

Но решили на этом не останавливаться. Я не раз видел, как продавцам и менеджерам по продажам тяжело работать в CRM (особенно в самом начале). Этот инструмент их сковывает, а они вообще-то креативные люди. А например, команда «Деньги Вперед» активно использует телеграм. И мы подумали: почему бы не облегчить с его помощью всем жизнь?

Так выглядит настройка автоматизаций в Integromat
Так выглядит настройка автоматизаций в Integromat

С помощью Integromat (этот инструмент — отдельная интересная тема для холивара среди знающих людей) мы настроили ряд очень хитрых, но на самом деле простых автоматизаций: связали Piperdive с телеграм-ботом, который пишет в разные командные чаты важные вещи. На такие напоминания (еще и в публичном пространстве, в котором их видят твои коллеги) забивать гораздо труднее, чем просто на CRM-систему или алерт в почту.

У команды появился новый инструмент, но мы радикально снизили порог входа и облегчили привыкание (а это проблема) за счет того, что оставили привычный интерфейс — телеграм-чат

Вот так бот влился в ежедневное общение команды
Вот так бот влился в ежедневное общение команды

Например, PipeDrive видит, что лид уже неделю находится на стадии согласования без изменения задач. Телеграм-бот отправляет менеджеру ссылку на лид и напоминалку: пожалуйста, актуализируй статус задач. Если ничего не происходит еще несколько дней, оповещение отправляется директору по продажам — для него это знак, что нужно как-то обсудить вопрос с менеджером. Если сделка закрыта, на всех в чате летит поздравление: ура, у нас новый клиент. Это уже мотивация для всех.

Аналитика — тоже в PipeDrive

Одной из главных задач ребят из «Деньги Вперед» было выстроить гибкую систему аналитики: чтобы можно было делать любые отчеты и смотреть данные по любым срезам. Так как ключевой системой в инфраструктуре был PipeDrive, систему аналитики также выстроили в нем, на родном движке.

Если у компании феноменально впечатляющие цифры, как у «Деньги Вперед», то пайпдрайв показывает такие картинки вместо графиков
Если у компании феноменально впечатляющие цифры, как у «Деньги Вперед», то пайпдрайв показывает такие картинки вместо графиков

Помните проблемы, которые стояли перед клиентом изначально?

Один из менеджеров работает с партнером, которому нужно регулярно делать выгрузку в определенном формате. Раньше на это уходили часы. В новой системе я настроил этот отчет за 7 минут — вместе с записью видеоинструкции для сотрудников, как можно создавать кастомные отчеты, и сохранением стандартного фильтра. Как сделать отчет в PipeDrive: открываешь фильтр, убираешь ненужные сущности из вида, выбираешь нужный формат выгрузки — готово! Отчет выгружается в три клика.

Такая же ситуация с отчетом для акционеров. Если раньше на это уходило несколько часов, теперь все преднастроено и выстраивается автоматически.

Пример настройки отчета: ну, на самом деле, старших классов не надо, чтобы такое настроить
Пример настройки отчета: ну, на самом деле, старших классов не надо, чтобы такое настроить

Именно этим хорош PipeDrive: для работы с ним не нужно два часа настроек или специалиста в системе. UX достаточно прозрачный, справиться с ним менеджер по продажам может самостоятельно. И я очень рад, что появляется все больше удобного софта такого формата.

База знаний — в уже родном Notion

Базу знаний мы сделали в Notion, который клиент уже использовал.

В проектах я пробовал разные инструменты, но ничего более приятного для инструкций не нашел. Он интуитивный, приятный для чтения, удобный для составления wiki и достаточно недорогой.

База знаний по процессу продаж и новой CRM
База знаний по процессу продаж и новой CRM

База знаний — это описание всего, что происходит в компании: какие этапы у нас есть, какие стадии работы с клиентом, как они между собой связаны и как работает вся ИТ-инфраструктура. Дополнительно к этому создали обучающие видео, где показали, как пользоваться новыми системами.

Для чего это нужно:

  • чтобы у существующих членов команды было единое понимание того, что произошло и как работает компания (по факту, не всегда это понимание у всех совпадает);
  • чтобы новые члены команды быстро входили в курс дела: новичок может самостоятельно во всем разобраться и научиться пользоваться системой, сокращая время онбординга.

Кстати, мы делаем крутые инструкционные видео. Вот записали демо на примере gmail, чтобы вы тоже могли насладиться ASMR.

Что думает клиент

Я очень рад, что у нас появился простой и наглядный инструмент, где всем все видно. Что интересно, мы достаточно быстро адаптировались к новой среде. «Вырубили» одним днём все «эксельки», перенесли старые базы, и все — мы теперь работаем в CRM.

Павел Гужиков, CEO и основатель компании «Деньги Вперед»
6565 показов
2K2K открытий
36 комментариев

Движение продолжается!

Ответить

И здесь хочу еще раз сказать спасибо — сплошное удовольствие было работать с твоей командой!

Ответить

Микрокредиторы - атаковали VC?
Когда ждать статьи и восторженные до визга каменты про шаурму?

Ответить

Я бы разделил Ваше негодование, если бы речь шла о микрокредитовании. На самом деле это не так. Советую ознакомиться с услугами «Деньги Вперед», и Вы убедитесь, что негодование здесь неуместно. 

Ответить

Круто читать чужие кейсы. Спасибо
Реализовали сильно больше задач по воронке через связку АМО+бот вотсап+WazUp+Mango+самописце модули. Но начинали тоже в notions)

Ответить

О, интересно! Почему кейс не описывали :)? Кажется, было бы очень интересно. 

Ответить