5 кейсов: как справиться со стрессом и настроить баланс между работой и личной жизнью

Вы устали от работы настолько, что раздражаетесь даже на мелочи? Понимаете, что перегорели, но не знаете, как справиться? Хотите добиться карьерного роста, но не ценой личной жизни? Вы не одиноки. Именно с такими проблемами чаще всего обращаются в HR Tech сервис Mentorbot. Консультанты Mentorbot совместно с командой HR-аналитков Yva.ai проанализировали тренды выгорания и рассказали, как эффективнее всего решать эти проблемы – на примере пяти реальных случаев.

Сотрудники Mentorbot проводят научное исследование по эффективности коуч-сессий в контексте мотивации сотрудников. <i>Пресс-служба Mentorbot</i>
Сотрудники Mentorbot проводят научное исследование по эффективности коуч-сессий в контексте мотивации сотрудников. Пресс-служба Mentorbot

Синдром выгорания и стресс

Так как тревога и стресс – это последствия, важно найти первопричину состояния, чтобы помочь «сгоревшему на работе». Давайте на примерах посмотрим, что чаще всего вызывает СЭВ.

Кейс № 1 «Тревога 24/7»

Клиент А.назначен на должность руководителя отдела, но через шесть месяцев задумался о смене работы. Ощущение тревоги сохранялось в течение 24 часов, отсутствовал нормальный сон, было постоянное ощущение усталости и подавленного состояния.

Причина– отсутствие единых целей и ценностей у руководителя и его команды. Из-за этого руководитель не делегировал полномочия, тотально контролировал выполнение задач, был перегружен работой. Ситуация вызвала недоверие с обеих сторон. Клиент понял, что важно улучшить коммуникативные навыки с подчиненными.

Важно знать: экспертиза Mentorbot – мотивация сотрудников, которые обращаются в онлайн сервис к профессиональным коучам со своими индивидуальными запросами, связанными с карьерным развитием. Экспертиза Yva.ai – разработка методов и инструментов аналитики, которые выявляют тренды HR в компании и позволяют предугадывать потенциальные увольнения сотрудников, вызванные выгоранием.

Эксперты People Analytis Yva.ai отмечают, что конфликты – серьёзное препятствие не только для карьерного роста, но и для роста эффективности компании. Они вызывают стресс у сотрудников, снижают мотивацию и вовлеченность, ведут к профессиональному выгоранию и даже увольнению сотрудников: всё, что угодно, лишь бы не работать с ненавистным руководителем или коллегой.

А организационные меры, направленные на снижение конфликтности в подразделениях, помогают оздоравливать климат в компании и улучшать как личные, так и командные результаты. Так, например, случилось в одной из компаний-клиентов Yva.ai – Axxonsoft. Какое-то время назад филиал Axxonsoft в Бразилии начал массово получать негативную обратную связь от коллег. По формальным показателям всё было в порядке: высокая эффективность, высокий оборот писем и коэффициент выполненных задач. Но если всё хорошо, в чём же причина отрицательной обратной связи?

Руководители воспользовались данными платформы Yva.ai, и одна из метрик указала причину – филиал показывал колоссальное количество конфликтов. Для устранения конфликтов к бразильской команде отправили одного из топ-менеджеров. Несколько грамотных, точечных организационных мер, и уровень негатива за короткое время снизился в несколько раз.

В то же время выросли индексы лояльности клиентов, а кроме того, бразильский филиал Axxonsoft вышел на взаимодействие с такими крупными IT-партнёрами, как Intel, Huawei и DELL.

Кейс № 2 «Стресс и выгорание»

Клиент Б., руководитель департамента, испытывает состояние стресса, хотя и работа любимая, и авторитет в команде, и понимание коллективом общих задач. Но клиент ощущает себя «лошадью с повозкой, а не всадником». И такую ситуацию он создал сам, считая, что руководство оценит его сверхусилия.

Решение проблемы: попробовать не делать первому шаги, а фокусироваться на обратной связи от коллег. Изменить свое убеждение, что руководству нравятся безотказные работники.

В целом, более 80% клиентов сервиса Mentorbot испытывают стресс, тревожность:

- считают эффективным делать больше, чем от них ожидают,

- не могут отказывать в сиюминутных просьбах,

- осуществляют 100% контроль за действиями подчиненных вместо структурного делегирования.

Похожая ситуация возникла у клиента Yva.ai – американской компании Light Edge. В феврале-марте 2020 года, в период начала пандемии, отдел продаж испытал стрессовую нагрузку, так как начался кризис, а квартальный план не изменился. Платформа Yva.ai, к которой были подключены сотрудники, выявила признаки выгорания у руководителя отдела продаж. После нескольких доверительных бесед выяснилось, что человек был готов уволиться.

<i>Пресс-служба Mentorbot</i>
Пресс-служба Mentorbot

Компании важно было удержать его, поэтому, несмотря на «горячий» период, руководителя отправили в четырехдневный отпуск. Он восстановился, с новыми силами вышел на работу и закрыл несколько важных сделок, так что компания даже почти выполнила план. Если бы компания допустила увольнение ключевого сотрудника, то гарантированно потеряла бы несколько сотен тысяч долларов за счёт несостоявшихся сделок.

Баланс между работой и личной жизнью

Второй по численности запрос связан с отсутствием баланса между работой и личной жизнью. «Большая загруженность, нет времени заняться собой», «Работа отнимает все силы» – таковы основные жалобы.

Наиболее распространенные причины такого положения:

- неумение просить о поддержке и помощи,

- нет ясности, каким должно быть личное время и как его провести,

- нет понимания, что необходимо выделять внешние и внутренние ресурсы для нахождения личного пространства и времени,

- страхи и убеждения.

Кейс № 3 «Страх утратить контроль над ситуацией»

Клиент С. – успешный топ-менеджер, но у него из-за работы нет свободного времени для себя. Важно было понять, для чего конкретно необходимо выделить время, сколько (% от общего), почему это важно и что будет поддерживать мотивацию.

Mentorbot выявил причину проблемы: страх утратить контроль над ситуацией на работе, оказаться недостаточно информированным и выглядеть в глазах учредителя некомпетентным.

Решение было найдено в 2-х направлениях:

1. обеспечить себе приток информации, которая даст 100% владение ситуацией,

2. выделить конкретное количество часов в день, свободных от работы.

В Yva.ai отмечают, что на разных стадиях выгорание проявляется по-разному: часто по виду сотрудника невозможно определить это состояние. Самодиагностика выгорания – тоже достаточно проблематична. Для самостоятельной оценки стресса и выгорания есть тесты, но ответы на эти тесты очень субъективны и зависят от личности сотрудника, от его восприятия себя и рабочей нагрузки.

Кто-то при самом сильном стрессе будет считать, что все нормально, а кто-то при малейшем дискомфорте оценит свое состояние как критическое, поэтому результаты такого теста будут слишком субъективные.

Выявить уровень тревожности позволяет оценка выгорания сотрудника, основанная на его рабочей активности и накопленном оптимизме / пессимизме. Наиболее объективную оценку даёт сочетание регулярных опросов и автоматизированной аналитики сотрудничества по корпоративным источникам данных: электронной почте, мессенджерам, доскам задач и т. д. Дальше с этой информацией нужно работать, принимая конкретные решения, как в случае с Клиентом С.

Кейс № 4 «Стирание границ личного пространства»

Клиент Д. не может найти баланс между работой и личной жизнью. Внешне серьезная, сильная, независимая, но испытывает стресс продолжительное время. Описывая своё состояние, она рассказывает, что это не прекращается даже дома.

Д. резюмирует причины: создала ситуацию, при которой позволила нарушать границы её личного пространства. Она решила жёстко соблюдать собственный режим двумя способами. Во-первых, обозначить границы личного пространства и заявить об этом окружению. Во-вторых, структурировать триггеры, которые запускали её стресс (что недопустимо, а что можно игнорировать, не обращать внимания).

Как отмечают коллеги из Yva.ai, подобные проблемы усугубили новые реалии пост-пандемии. Если раньше «работу в жизнь» привносило в основном слабое умение человека расставлять приоритеты и управлять временем, то теперь работа «поселилась» у многих дома, и вопросы разграничения рабочего и нерабочего встали ребром.

Однако, вопреки распространенному мнению о повсеместном выгорании сотрудников во время пандемии и самоизоляции, измерения Yva.ai свидетельствовали о положительной динамике благополучия людей во 2й половине 2020 года.

В недавнем исследовании Yva.ai проанализировано 75 000 ответов сотрудников на вопросы о вовлеченности, удовлетворенности и благополучии с помощью интеллектуальных опросов (активные данные), а также около 120 млн сигналов сотрудничества (пассивные данные) в 110 организациях.

Индекс здоровья вырос на 8 пунктов с момента адаптации к эпидемии, и мы также наблюдаем новые прочные горизонтальные связи между сотрудниками. Однако при удаленной работе не все получают достаточное профессионального человеческого внимания. Скрытые тенденции самоизоляции – это ослабление связей с менеджментом и снижение показателя вознаграждения и признания на 5 пунктов.

При анализе пассивных данных Yva.ai также обнаружила проблемы с тайм-менеджментом. Во время пандемии поступил тревожный сигнал об увеличении продолжительности цифрового рабочего дня и ухудшении его целостности: сотрудники используют для работы утренние и ночные часы.

Карьера в компании

Ещё одна тема запросов связана с карьерой в компании. На консультацию приходят менеджеры, которые долго проработали в компании и нацелены на повышение или в росте в заработной плате.

Но казус том, что, по их мнению, просить о повышении неприлично, руководитель сам должен замечать усердных и предлагать им лучшие условия. Но, увы, в действительности этого почти не происходит. И начинают терзать обида и злость, что не оценили. Менеджер принимает решение «Уйду. Пусть поймут, кого не ценили, потеряли».

Кейс № 5

Клиент Е.: оказался в аналогичной ситуации и уже разместил свою резюме на сайте hh.ru. На сессии он рассказал о том, что компания, в которой он работает, одна из лидеров на рынке. Он ценный работник, по мнению коллег. Его ставит в пример руководитель и неоднократно отправляли на обучение. Но он «упёрся в потолок» и наблюдает со стороны за перемещениями коллег по карьерной лестнице.

Совместная работа с коучем привела к осознанию, что желание и намерение – не одно и то же. Была поставлена конкретная цель – назвать желаемую должность в срок до двух месяцев. А для повышения своей ценности надо было ответить на следующие вопросы:

- Что я сделал за этот год?

- Что я сделал такого, что не входило в мои обязанности?

- В чём моя заслуга и уникальный вклад в общее дело?

- Кто рядом со мной работает и получает больше? Что он делает лучше меня?

- Что я смогу сделать за 2 месяца, чтобы повысить шансы на успех?

- Какие моменты благоприятны для того, чтобы заявить о себе?

Спустя два месяца сотруднику Е. сделали предложение, которое превзошло его ожидания.

Стресс на работе испытывают практически все – от обычного специалиста до главы компании. В таком состоянии сотрудники плохо работают, срываются на коллегах, допускают ошибки. Это приводит к выгоранию и увольнению.

Поэтому успешность и эффективность компаний напрямую зависит от инвестиций в персонал: важно организовывать встречу с коучами и психологами. Если сотрудник может управлять своим состоянием, знает, как оставаться в ресурсе, имеет высокий уровень карьерной мотивации и вовлечённости, то не будет саботировать рабочие процессы, конфликтовать с коллегами и не покинет компанию.

Текст подготовлен экспертами компаний Mentorbot & Yva.ai

11
Начать дискуссию