Доверяй, но проверяй: когда слежка за сотрудниками просто необходима

Серфинг в социальных сетях, фриланс в рабочее время или раскладывание пасьянсов — вы уверены, что все это не про ваших сотрудников? А может, стоит проверить?

Доверяй, но проверяй: когда слежка за сотрудниками просто необходима

Около 50% отечественных компаний следят за своими сотрудниками. DLP, тайм-трекеры и системы учета рабочего времени стали не более чем обыденностью. Отношение к этому может быть разным — маразм, «совковые пережитки», прискорбное наследие КГБ или же передовые технологии, которые способны увеличить эффективность работников в несколько раз. Факт остается фактом: тренд на виртуальный контроль в ближайшее время не потеряет актуальности.

Более того, программы для мониторинга ежегодно умнеют: они уже ищут «промышленных шпионов», анализируют поведение сотрудников, контролируют действия за рабочим столом и так далее.

Таким образом, уже неактуально дискутировать о целесообразности слежки на работе — пришло время обсуждать, как адаптироваться под новые условия рынка, требования работодателей и новую интерпретацию личных границ.

А главное, как сделать так, чтобы контроль рабочих компьютеров приносил пользу не только работодателям, но и самим сотрудникам. Рассмотрим на примерах нескольких ситуаций.

Ситуация 1. Сотрудник сливает информацию конкурентам или ворует у компании

Сможете ли вы, впервые увидев человека, сказать, что он «вражеский лазутчик», будет сливать конфиденциальную информацию или прихватит с собой клиентскую базу при увольнении? Вероятность мала. Однако с этой проблемой сталкиваются 89% как мелких, так и крупных компаний.

К сожалению или к счастью, использование детекторов лжи на постоянной основе пока не вошло в практику собеседований. Однако ситуация с воровством не так безнадежна, как могло бы показаться. Обнаружить недобросовестного сотрудника можно с помощью камер видеонаблюдения и DLP-систем.

Лишь отчаянный безумец посягнет на корпоративную собственность, когда прямо на него смотрит пара роботизированных «глаз». И неважно, объект интереса - конфиденциальные данные или оборудование.

В случае если кража все-таки произошла, работодателю не составит труда с помощью видеозаписей, скриншотов экрана найти нарушителя и принять соответствующие меры.

В чем плюс для сотрудников: работник может не переживать, что его несправедливо обвинят в чем-либо противоправном ведь все его действия за компьютером зафиксированы.

Ситуация 2. Трехчасовой рабочий день или саботаж бездельников

Украсть можно не только коммерческую тайну и персональные данные клиентов, но и время работодателя.

Наверное, в каждом коллективе, найдется парочка бездельников, поражающих своей бесцеремонностью. Одни уверены, что работодатель просто обязан платить им лишь за факт присутствия. Прочие, возможно, страдают врожденной аллергией на работу или ждут начальственного «волшебного пенделя». Словом, бездельники бывают самые разнообразные.

Но объединяет это пестрое содружество одно – урон, который они наносят деятельности компании. Оперативное обнаружение лентяев и направление их сил в правильное русло становится приоритетной задачей компании, которая использует систему повременной оплаты труда.

Конечно, ситуации бывают разными. Каждый человек имеет свой комфортный режим работы и излишнее давление может выбить его из продуктивной колеи.

Истории известны множество талантливых самородков, способных выполнять работу стахановскими темпами за три часа. Естественно, оставшееся время они за неимением задач вынуждены уделять себе.

На самом деле, для сотрудников, чьи способности значительно превышают круг обязанностей, придумали такую вещь, как карьерный рост. В этом случае бонусы имеют все: работодатель максимально загружает способного специалиста. Он в свою очередь, получает «плюшки» в виде повышения и признания со стороны руководства. Гениальность не является уважительной причиной для прокрастинации.

Впрочем, процент «гигантов мысли» в числе бездельников настолько мизерный, что принимать его во внимание было бы нерациональным.

В чем плюс для сотрудников: усердный и кропотливый труд будет достойно вознагражден, ведь руководитель всегда знает, чем конкретно заняты его сотрудники, сколько времени занимает решение той или иной задачи, кто больше всех работал, а кто – отдыхал.

Ситуация 3. Удаленщики сокращают рабочий день до минимума

Тут все очевидно. Чем дальше от офиса, тем меньше контроля со стороны руководства.

При этом делать ставку на честность и добросовестность аутсорсеров – значит рисковать сроками выполнения задач. В этом случае «палочкой-выручалочкой» становится программа-трекер на рабочем компьютере удаленщика.

В теории она дает работодателю неограниченный доступ не только к рабочим процессам, но и к личной жизни сотрудника. Однако смотреть переписку, чтобы узнать не беременна ли Маша из бухгалтерии, не стоит. Такое вмешательство подрывает авторитет компании, более того, это уголовно наказуемо.

Решается эта проблема следующими способами. Сотруднику специально выдается рабочий компьютер либо предоставляется возможность включать и выключать трекер в начале и конце дня.

В чем плюс для сотрудников: одна из проблем удаленки – сложность самоорганизации. Полностью отвлечься от домашних дел и сфокусироваться на работе получается не всегда. Программы мониторинга позволят частично воссоздать офисную атмосферу.

Ситуация 4. Уволенные работники с неутоленной жаждой мести

Не все увольняются по собственному желанию, и не все согласны со своим увольнением. Поэтому неудивительно, что большая доля «вредительства» остается на совести обиженных сотрудников. В этом случае слежка со стороны компании становится способом самозащиты.

В большинстве компаний, как только сотрудник озвучивает решение об увольнении, ему тут же блокируют доступ к материалам, которые составляют коммерческую тайну или интеллектуальную собственность организации. Но как дорабатывать положенные две недели, если нет доступа к необходимой информации? Выход – мониторинг рабочих столов и снимки экрана. Когда работодатель наблюдает за процессом, у сотрудника меньше соблазна «начудить» напоследок.

В чем плюс для сотрудников: человек спокойно дорабатывает положенные две недели без опасений, что его обвинят в каком-нибудь «вредительстве», спишут штраф и т.д.

Ситуация 5. Руководитель хочет знать, насколько эффективно работают его подчиненные, но у него недостаточно данных для объективной оценки

Руководство всегда хочет знать, чем подчиненные занимаются в рабочее время и насколько эффективно они его используют. При этом далеко не каждый руководитель может ответить на эти вопросы точно и однозначно. Поэтому, чтобы постоянно держать руку на пульсе событий, некоторые начальники используют проверенные временем методики, например, набирают бизнес-консультантов или личных помощников, другие -проводят беседы с подчиненными. Третьи, экономя время и деньги, внедряют системы мониторинга.

Такой подход позволяет убедиться в том, что работники не просто так сидят за компьютером. Руководитель на основании статистики распределит мотивационные выплаты и будет способствовать карьерному росту действительно заслуженных кандидатов.

Доверяй, но проверяй: когда слежка за сотрудниками просто необходима

В чем плюс для сотрудников: система мониторинга позволит справедливо оценивать продуктивность специалистов и избавит их от необходимости «изображать бурную деятельность», чтобы быть на хорошем счету у начальства.

Ситуация 6. Обеды и перекуры длиною в рабочий день

Любители неспешного и вдумчивого чаепития, мастера пасьянсов, кабинетные ораторы, завсегдатаи курилок – неизбежная реальность для каждой компании. Перефразируя известную поговорку: «Дал бог бизнес, даст и прокрастинатора».

В режиме реального времени сложно отследить, насколько специалист погружен в рабочий процесс. Этим активно пользуются некоторые сотрудники, заполняя свой день в основном приятным времяпрепровождением. Ведь новости в социальных сетях сами себя не посмотрят, а телефонные разговоры с подружками просто так не начнутся.

Подобная «вольница» очень легко пресекается программами мониторинга. Они не только отслеживают время работы компьютера, но и засекает периоды бездействия.

В чем плюс для сотрудников: развивается уровень самомотивации и самоменеджмента поскольку специалист знает, что находится «под присмотром», он старается трудиться более эффективно, лучше планирует рабочий день, быстрее закрывает задачи и т.д.

Ситуация 7. Сталкеры, харассмент и другие нарушения уставных отношений

К счастью, в современной корпоративной среде уже ни для кого не секрет, что сталкинг и харассмент – это не норма.

Навязчивые сообщения с фривольным подтекстом, приставания и прочее значительно понижают мотивацию, продуктивность и рабочий настрой. Это не тот случай, когда сор из избы выносить не нужно и «взрослые люди разберутся между собой».

Однако тщательный мониторинг каждой коллективной переписки, тотальный контроль за межличностными отношениями – дело трудозатратное и неблагодарное. В конечном счете непонятно: что навредит больше – сталкинг или микроменеджмент?

Единственное, что можно сказать точно – при разборе инцидента логи (скриншоты или видеозапись экрана), собранные программой контроля, могут прийтись очень кстати. Они помогут обнаружить проблему, исключить клевету и пустые обвинения. И уже на основе этой информации – урегулировать конфликт.

В чем плюс для сотрудников: они чувствуют себя более защищенно.

Что в итоге

Компании устанавливают наблюдение, чтобы контролировать работу персонала и защититься от преступлений. Но сотрудники должны знать о камерах и прослушке, и дать на них свое согласие.

Да, «слежка» способна вызвать ощутимое недовольство специалистов. Да, работать под чьим-то пристальным взглядом морально тяжело. Однако, многое зависит от подачи руководителя. Сотрудники должны осознавать, что контроль идет на пользу общему делу и нужен для повышения эффективности компании.

Работодатель со своей стороны также должен придерживаться золотой середины: если сотрудник позволяет себе сделать перерыв рабочее время из-за плохого самочувствия или провести 30 минут в социальных сетях после нескольких часов упорной работы – это не преступление. А вот за откровенное безделье можно и нужно наказывать.

1414
10 комментариев

Нормальные компании таким не промышляют. А те, которые жестко ведут слежку, в основноу удаленка типа кроссовера - так там и зп в полтора-два раза выше и в баксах.
Работодателя должно интересовать только одно: сделана ли задача в срок или нет.

Тут я бы добавил, еще, из области ИТ, был у меня разговор с коллегами с загнивающего запада:
Коллега: а что вы делаете, если вы все задачи сделали из спринта раньше срока?
Я: ну, у нас есть "стрэч", типа берем еще задачка какие-то чтобы занять время.
Коллега: ЛОЛ. Вы чо, зачем? Вы же выполнили работу....

Вот так вот, мало того что у нас стремятся к 100% загрузке, не оглядываясь на то, что все запланированное сделано. Так еще некоторые имеют влажные мечты о тотальном контроле.

Хорошо, что вменяемых работодателей слабо волнует слежка, их волнует чтобы задача была сделана. А как и когда - пофигу. На удаленке вообще хоть ночью работай, если тебе удобно, лишь бы с командой не было разсинхрона.

10
Ответить

Забавно прочитать столько ситуаций, где слежка якобы совершенно необходима и не увидеть там моментов, где слежка должна предотвратить нарушения ТБ, приводящие к тяжелым травмам либо к смерти сотрудников.
Автору остается лишь пожелать работы в колодках или хотя бы на цепи. 

8
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

Ну, приходишь в магазин и за спасибо покупаешь продукты. Ой, нет, так не работает)
А вот история про загружать хорошего специалиста, пока он не наянет захлебываться - чистая правда. Тут выход один - когда такая фигня начинается - менять работу, благо хорошие спецы на вес золота.

3
Ответить

Больше всех в колхозе пахала лошадь. Но председателем она так и не стала.

1
Ответить

Рабский труд никогда не был эффективен

3
Ответить

Зачем слежка компании это в целом понятно. Но зачем сотруднику соглашаться на такое?

1
Ответить