К выбору сотрудника нужно относиться так же, как к выбору будущего мужа или жены. А может быть, даже более ответственно, ведь с этим человеком вам и вашим коллегам предстоит прожить вместе не один год.
Часто будущий руководитель смотрит на уровень знаний, задач, которые решал будущий коллега, не обращая внимания на личные качества человека. Конечно, нужно оценить личностные качества и мотиваторы потенциального сотрудника. Далее сравнить с тем, какими качествами должны и обладают коллеги.
В любой компании, как в семье, есть действующая корпоративная культура, есть гласные и негласные правила поведения и взаимодействия в коллективе. Нужно оценить, как впишется человек.
Если человек разделяет ваши принципы работы и близок по чертам характера, то он гораздо проще войдёт в коллектив и станет результативным сотрудником. Если вы ищите фрилансера, и ему предстоит взаимодействовать только с вами, то подбирайте под себя.
Итак, нужно разобраться с мотиваторами человека: деньги, интересные задачи, карьера, должность, развитие, стабильность, результат, оценка, обратная связь, признание, полезность и так далее. Далее понять, как его мотиваторы пересекаются с задачами, которые будут перед ним стоять, что готова и может дать компания.
Обязательно нужно получить обратную связь с предыдущего места работы от руководителя. При этом нужно покопаться и задать все интересующие вопросы, чтобы развеять или укрепить сомнения, которые появились во время интервью.
Вообще во время интервью нужно соблюсти простое правило: если вам человек нравится, то поищите проблемы, а если изначально не нравится, то потратьте время и поищите в нём что-то хорошее. Часто во время встречи мнение меняется.
Хороший сотрудник, помимо профессионализма, должен любить дело, которым занимается, хотеть добиваться результатов, быть мотивируемым и управляемым.
Сотрудник подбирается под задачи, функции, коллектив и начальника. Мы все разные и подбор делаем под себя. Иногда непосредственный руководитель произносит такую фразу: «Не случилось химии». Вроде ерунда какая-то, чувства и взгляды на мир не совпали, но это очень важно. Хотя не нужно забывать, что если химия не появляется ни с одним из десятков кандидатов, то нужно поискать проблемы уже в себе. Может быть, просто вы не готовы взять на себя ответственность.
При этом если говорить про обычную компанию с понятными прозрачными задачами развития, роста доли рынка, создания новых продуктов, роста выручки и прибыли, то достаточно легко выявить проблемные черты потенциально вредных сотрудников.
Чаще всего вредны бизнесу следующие сотрудники.
Пессимисты. Причём часто это достаточно активные люди, которые первично из-за активной жизненной позиции могут не производить впечатления пессимистов. Но после попадания в коллектив они начнут демотивировать весь коллектив. Они очень часто начинают свои высказывания с отрицания. Как правило, они обижены на своего предыдущего работодателя.
Процессники. Это люди, которые получают удовольствие от процесса работы, а не от результата. Программист-процессник, например, будет вычищать код до идеального с его точки зрения результата, использовать лучшие новые методики, при этом не сдаст в срок ни одной задачи. Процессник, отвечая на вопрос о предыдущем опыте, описывает незавершённые действия: «мы разрабатывали и внедряли», а «не разработали или внедрили».
Люди с неверной самооценкой. Человек с заниженной самооценкой может скатиться в пессимисты, а с завышенной — сделать ошибки, которые никогда не признает.
Одиночки. Люди, которые не способны работать в команде, часто приписывают себе результаты коллективного труда. Они говорят «я», а не «мы». Они не всегда вредны, их нужно просто правильно использовать, и на определённых позициях они будут очень полезны. Например, на функции контролинга.
Склочники и сплетники легко выявляются, если начать обсуждать кого-то из коллег. Можно задать простой вопрос: «Были ли на предыдущем месте работы сотрудники, которые незаслуженно получали награды?» или подобный, и потенциальный склочник легко втянется в разговор и начнет перемывать косточки бывшим коллегам.
Воры или люди нечестные на руку. Для их выявления лучше всего собрать обратную связь с нескольких последних мест работы.
Лучший способ при увольнении — договариваться. Всем будет спокойнее, если сотрудник уволится по соглашению сторон или по собственному желанию.
Если договориться не получается, то есть два пути: сокращение позиции или увольнение за нарушения. Не нужно бояться этих путей, главное всё правильно оформить и задокументировать, чтобы быть уверенным в своей позиции при потенциальном разбирательстве в суде или диалоге с трудовой инспекцией.
Чем больше правильно оформленных документов, тем вам будет спокойнее. Например, дайте под подпись задание со сроком исполнения, получите объяснительную о невыполнении срока работы, опоздании или прогуле, объявите замечание или выговор.
Действуйте уверенно и в соответствии с законом, тогда никаких неприятных последствий не будет. Самая большая неприятность заключается в размере компенсации, которую вы выплатите при расставании.
Многие предприниматели сталкиваются с проблемой увольнения сотрудника, с которым у него хорошие взаимоотношения. Если вы готовы за хорошие взаимоотношения платить свои деньги, то вопросов нет. Просто нужно оценить, что размер потерянных денег почти всегда выше размера заработной платы текущего сотрудника.
Ведь он не только сдерживает развитие из-за того, что не выполняет свою работу в срок, но и тем, что его коллеги начинают работать хуже, атмосфера в коллективе портится, да и вам спится уже хуже.
Ответьте себе: вы готовы платить пенсию конкретному человеку? Если да, то пусть лучше сидит дома и получает заслуженную пенсию от вас лично, но не портит вам и вашей компании жизнь.
И нужно понимать, что сохраняя «хорошему» человеку рабочее место, вы вредите самому сотруднику. Он не реализуется нормально, у него начинает страдать самооценка, он не может развиваться и привыкает получать оплату за несделанную работу.
Что с ним будет, когда вы или новый владелец компании с ним всё-таки расстанется? Может быть, лучше отпустить его уже сейчас? Вы готовы взять на себя ответственность за то, что в будущем он не сможет найти себя, что приведёт к самым печальным последствиям в его жизни?
Если конфликт вышел в публичное поле, то всегда есть два пути решения:
Не реагировать. Так поступают крупные работодатели, которые уверены в своей позиции и воспринимают любое упоминание как рекламу. Ведь часто в описании проблемы обиженным сотрудником нормальные кандидаты или другие компании видят проблему не компании, а самого уволенного. Ведь в конфликте, как мы знаем, не бывает одного виноватого.
Реагировать. В этом случае не имеет смысла доказывать что-то уволенному. Доказать человеку, что он плохо работал, практически невозможно. Можно просто описать ваше видение ситуации. Этим и ограничиться. Также использовать эту ситуацию с пользой для компании, рассказав о своем бизнесе, задачах, успехах, корпоративной культуре, оценке работ, мотивации внутри и о многом другом хорошем.
В статье одним из респондентов сказано: "Токсичный сотрудник много внимания уделяет вычитыванию локально-нормативных актов, обнаруживает признаки правдолюба и борца за справедливость, критикует своего бывшего работодателя" - и только так должен поступать грамотный соискатель должности. Зафиксирована масса случаев, когда работодатель, заключая трудовой договор или договор об оказании услуг, заведомо прописывает в нем условия, ущемляющие права работника. Тот, кто готов подписать какой угодно документ, не вникая, сильно рискует. И в результате может пострадать, и материально, и морально.
Токсичный покупатель читает договор купли-продажи перед покупкой автомобиля.
Токсичный заемщик полностью вычитывает договор ипотеки, прежде чем взять займ. Лучше всего отказать ему в последний момент.
Таких сложно кинуть, да.
>Токсичный сотрудник много внимания уделяет вычитыванию локально-нормативных актовВот жеж мудак, прав он каких-то там еще хочет. Может, еще и зарплату будет требовать?
Нельзя забывать про интуицию… Интуиция может стать поводом серьёзно задуматься.
C пониманием отношусь когда девочки «интуичат», но в таких ситуация — это последнее о чём хочется слышать от специалиста.
Ваш кот уже заебал, извините не извините.
Судя по всему, сотрудник должен быть всегда борд и весел, ни на что не жаловаться, не высказывать собственного мнения и не читать трудовой кодекс. Иначе прослывет токсичным ;).
Все-таки работодатели по большей части у нас мудаки