Личный опыт: как из координатора вырасти в исполнительного директора

За несколько лет Наталия Шалимова смогла с начальной позиции перейти в топ-менеджмент. И всё это сразу после университета — практически без опыта и знаний. Наталия поделилась с редакцией Нетологии своей историей и дала советы тем, кто хочет развиваться в своей профессии.

Наталия Шалимова
Исполнительный директор в международном холдинге

Привет! Меня зовут Наталия Шалимова, я работаю в компании по продаже медицинского оборудования — начинала координатором в отделе маркетинга и за 4 года доросла до должности исполнительного директора. Хочу рассказать, как мне это удалось. Спойлер: пришлось много учиться на ходу и понять, что диплом не волшебная таблетка, которая даст новую работу, признание и повышение.

Я инженер по биомедицинской технике по образованию. Мне нравилось учиться в университете, но я быстро поняла, что работать по профессии вряд ли буду, — у специалистов моего профиля зарплата поначалу очень низкая, а карьерный рост медленный. Поэтому ещё во время учёбы я попробовала себя в маркетинге. Им занимались мои родители, и я знала, что это перспективная сфера. Подрабатывала в агентствах и занималась разным: заказывала наружную рекламу, организовывала мероприятия, продвигала компании и даже звёзд, помогала готовить и загружать контент на сайты, была модератором на одной платформе. А после окончания вуза мне повезло найти работу, в которой получилось объединить мой опыт и образование.

Как провалить запуск приложения и понять, что нужно учиться

Я стала координатором в отделе маркетинга международного холдинга по продаже медицинского оборудования — помогала организовывать выставки и другие мероприятия для продвижения продукции. После испытательного срока меня перевели в отдел интернет-маркетинга координировать работу команды из 15 удалённых сотрудников. Стало понятно, что мне не хватает знаний в интернет-маркетинге, опыт у меня был, но небольшой и несистемный. Поэтому я записалась на первые онлайн-курсы — они помогли лучше разобраться в том, что делает моя команда, и со временем стать руководителем всего отдела.

Наладив процессы в новой должности, я решила попробовать себя ещё в одном направлении — организации комплексного маркетингового продвижения в проекте по продаже офтальмологических томографов. Одним из его компонентов был запуск мобильного приложения — здесь и начались проблемы. Я не понимала, с чего начать, не знала общего подхода к созданию нового продукта, да и никто в нашей компании не знал, некому даже было подсказать, что именно гуглить. Я начала читать статьи на профресурсах и смотреть вебинары. Оказалось, у нас нет чёткого понимания, как правильно выявлять потребности врачей по отношению к цифровой части продукта и насколько они готовы с ним взаимодействовать. Когда мы всё же выпустили приложение, а скачивать и активно пользоваться им наша ЦА не стала, я поняла — мне нужно полноценное обучение.

Работа над ошибками: как научиться создавать цифровой продукт

Важно было разобраться, что именно мы сделали не так, и я узнала, что может помочь курс продакт-менеджмента. По формату и содержанию мне понравился курс в Нетологии — очный, потому что хотелось полной вовлечённости, живого обмена опытом.

Я старалась применять знания, которые получала, сразу же. Например, после лекции по CustDev по-новому посмотрела на опросы пользователей. До этого я не относилась к ним серьёзно, потому что пользы они особо не приносили. А после занятия решила составить опросник, раздала его менеджерам и получила валидные результаты. Они в том числе помогли понять, что не стоило в приложении, которое мы выпустили, делать ставку на визуальную составляющую — в основном оно нацелено на врачей старше 40 лет, и их смартфоны часто просто не тянут хорошую графику. Кроме того, мы увидели необходимость в обучающих вебинарах и бумажных материалах, которые бы помогали расширять и подогревать нашу аудиторию.

В итоге мы с командой пересмотрели дизайн приложения и добавили недостающие шаги в процесс продвижения.

<p>На этих компонентах мы построили стратегию продвижения продукта — слайд из презентации проекта</p>

На этих компонентах мы построили стратегию продвижения продукта — слайд из презентации проекта

Это сработало: после запуска в приложении зарегистрировались около 150 пользователей, но они не возвращались, а после доработок и продвижения на выставках количество пользователей увеличилось до 700–800, и каждый третий стал заходить в приложение минимум раз в месяц. Мы даже создали обучающее видео по работе с приложением, вот кадр из него:

Личный опыт: как из координатора вырасти в исполнительного директора

Мне удалось справиться с этим и другими проектами — в 2020 их было очень много. Владелец компании это оценил и предложил мне стать исполнительным директором. Конечно, я засомневалась. Скачок был большим: одно дело руководить отделом, а другое — целой компанией, это казалось слишком сложным. Но я поняла, что у меня уже есть рецепт борьбы с неуверенностью — нужно просто продолжать учиться.

Как руководить разработкой, или Почему я постоянно учусь

На новой позиции передо мной стояла задача — запустить кастомную CRM-систему. Конечно, к тому моменту я уже многое умела: писать ТЗ, рисовать роадмапы и проводить финансовое планирование. Но знаний о том, как правильно строится разработка и как её организовать, очень не хватало. Чтобы их получить, я решила пойти учиться на курс проджект-менеджмента. Мне как раз предложили поработать аспирантом — кем-то вроде старосты, напоминаешь группе о вебинарах, домашках, помогаешь с оргвопросами. За эту работу в Нетологии давали доступ к курсу бесплатно. И я воспользовалась этой возможностью.

После каждого занятия я постепенно дорабатывала процессы: выстроила разработку по Scrum, внедрила регулярные обсуждения, ведение бэклога, и вот CRM-система готова и полноценно работает. А ведь мы 7 лет не могли её запустить!

Сейчас я руковожу 5 отделами: отвечаю за цифровую часть и наём сотрудников. Каждое моё обучение было ступенькой роста — я узнавала новое, сразу же применяла на практике, и это давало заметный результат, который двигал меня дальше.

С каждым курсом находить что-то полезное для практического применения труднее, а переход на следующую ступеньку дольше, и это нормально.

К своей жизни я тоже подхожу как к карьерному проекту: планирую на 5–10 лет вперёд и регулярно оцениваю перспективы. Изучаю рынок, чтобы понимать, насколько ему соответствую, какие обязанности выполняют коллеги на аналогичных должностях, какие навыки и технологии сейчас востребованы и куда можно расти. Важно не стоять на месте — в этом весь секрет.

Совет тем, кто хочет учиться

Если вы ищете курс для развития в своей профессии, я бы посоветовала в первую очередь смотреть на программу. Убедитесь, что в ней есть нужные вам темы и что они применимы в текущей работе. Конечно, в программе могут быть вещи, которые вам уже знакомы или не совсем для вас актуальны. Например, мне блок юнит-экономики в курсе продакт-менеджмента был не нужен, потому что в b2b-сегменте 1–2 продажи окупают все расходы на разработку и продвижение. А вот моим одногруппникам из b2c, наоборот, эти знания очень пригодились. Когда речь идёт о групповом обучении, нужно быть готовым к тому, что программа не будет составлена именно под вас. Главное, чтобы большая её часть отвечала вашим потребностям.

А если вы хотите освоить новую специальность, я бы рекомендовала сначала подумать, подходит ли она вам. На курсах я встречала людей, которые вообще ничего не знали о будущей профессии, кроме потенциальной зарплаты. Занятия казались им бесполезными, они быстро теряли мотивацию и бросали учёбу.

Чтобы добиться результатов, нужно понимать, зачем тебе определённые навыки и как ты будешь их применять.

Всё-таки лучше учиться не ради диплома и повышения зарплаты, а если тебе действительно интересна сфера. Именно это поможет вырасти и добиться качественных изменений в карьере.

55
1 комментарий

Наталия, спасибо, что поделились своим опытом с примерами и подробностями! Очень интересно и вдохновляюще.
Дальнейших вам успехов!

Ответить