Почему сегодня модель Герцберга важна при разработке системы стимулирования?

Система стимулирования является одним из наиболее используемых инструментов управления. Она рассматривается как инструмент поощрения за достижение определенных показателей, важных для компании.

Суть любой системы стимулирования - поддерживать у сотрудников определенную модель поведения, которая ведет к достижению заданных показателей.

В ситуации, когда внешние условия резко поменялись и рынок стал другим, отношение к работе сотрудников компании становится одним из ключевых факторов выживания бизнеса.

Действия, которые вчера давали хорошие результаты, сегодня уже не работают.

Управленческая задача.

Для достижения результатов в текущей ситуации надо начать делать то, что никогда раньше не делали.

Для этого, сначала новые действия нужно придумать, а потом начать выполнять.

Чтобы этот процесс изменений в компании стартовал, необходимы управленческие решения, в том числе по изменению системы стимулирования.

Самая известная модель, которую используют и HR, и маркетологи - пирамида Маслоу.

Модель Герцберга менее известна, однако, на мой взгляд, более полезна для решения той управленческой задачи, которая описана выше.

Она была разработана Фредериком Герцбергом в 50-х годах прошлого века.

В основе модели лежат 2 группы факторов.

  • гигиенические факторы
  • мотивационные факторы

Гигиенические факторы включают в себя:

  • з/плата
  • условия работы
  • система контроля
  • политика компании
  • и тд

Мотивационные факторы включают в себя:

  • интересные задачи, требующие творческого подхода
  • обратную связь
  • признание заслуг/результатов
  • карьерный рост
  • и тд

Само по себе разделение на разные группы факторов не является значимым отличием этой модели.

Принципиальный элемент заключается в том, что Герцберг ввел понятие удовлетворенности и неудовлетворенности с точки зрения использования разных стимулов.

Ключевой вывод, который он сделал, заключается в том, что удовлетворенность и неудовлетворенность чем-то находятся на разных шкалах.
Это две разных системы оценки.

Пример.
Допустим, конкретный сотрудник неудовлетворен уровнем своего оклада. По итогам беседы руководитель принимает решение увеличить оклад.

По модели Герцберга, в случае, если это увеличение соответствует ожиданиям сотрудника, неудовлетворенность исчезнет.
Однако дальнейшее повышение оклада не приведет к росту удовлетворенности.

Противоположное состояние для неудовлетворенности от работы - это не появление удовлетворенности работой.

Это отсутствие неудовлетворенности.

Факторы, которые влияют на рост удовлетворенности Герцберг назвал мотивационными факторами (мотиваторами).

Гигиенические факторы по мнению Герцберга, уменьшают уровень неудовлетворенности.

Мотивационные факторы "работают" на повышение удовлетворенности.

Для изменения поведения сотрудников мотивационные факторы очень важны.
Безусловно, уровень дохода играет значимую роль в стимулировании сотрудников.

Интересный психологический эффект.

Повышение уровня дохода вызывает позитивные эмоции в течении относительно короткого промежутка времени.
Дальше возникает привыкание к новому уровню дохода.
Интерес к новым задачам, обратная связь от руководителя, признание заслуг - эти факторы-мотиваторы имеют существенно более продолжительное влияние на действия сотрудников во времени.

Вопрос.
В чем причины того, что факторы-мотиваторы используются гораздо реже в практике управления, чем гигиенические факторы?

На мой взгляд, одна из значимых причин заключается в том, что реализация гигиенических факторов опирается на ресурсы компании.
В первую очередь на материальные и денежные ресурсы компании.

Реализация факторов-мотиваторов требует, в первую очередь, личных ресурсов руководителя: его энергии, знаний, эмоций.

Важно!

  • Факторы-мотиваторы, во многом, связаны с личными ресурсами руководителя
  • Невозможно полностью компенсировать личные инвестиции руководителя в изменение поведения сотрудников денежными и материальными ресурсами компании
  • Для позитивных изменений поведения сотрудников важен рост удовлетворенности, а не только снижение неудовлетвооренности

В этом для меня заключается смысл модели Герцберга и ее полезность для бизнеса.

22
Начать дискуссию