Как стать продакт менеджером, если ты сантехник?

Это реальный вопрос, который я услышал в чате одной онлайн школы. Отвечая на него, вспомнил, как «входили в айти», когда это еще не было мейнстримом и как этим способом можно воспользоваться сейчас. Получился неплохой пошаговый гайд.

Как стать продакт менеджером, если ты сантехник?

Многие хотят в IT, но не знают, как это сделать - в итоге, поддаются на агрессивную рекламу онлайн школ, тратят кучу денег и усилий на учебу - а работу потом найти не получается.

1,5 млн запросов в месяц
Показывает Яндекс.Wordstat по фразе "Как перейти в IT"

Как я понял, онлайн - школы транслируют примерно следующее:

  • Псс, парень. Работаешь вне IT и зарабатываешь 60 000 руб. или меньше?
  • Пройди обучение в онлайн школе: 9 - 18 мес, всего то 180 000 руб. Можно даже в рассрочку.
  • Готово! Ты работаешь в IT, твоя зарплата 150 000 руб. И 250+ уже не загорами.

Во-первых, после перехода (если он случится) зарплата будет МЕНЬШЕ, чем до перехода.

Во-вторых, на практике, я ни разу не встречал такого карьерного пути. Ни разу. Напишите в комментариях, если у вас получилось пройти именно по такой схеме.

В-третьих, работа в IT имеет много существенных специфических минусов - вы можете на волевом усилии затащить учебу, получить работу иии… через год понять, что это вообще не ваше.

На распутье

Итак, начнем. Ваша стартовая точка:

  • Работа, никак не связанная с IT (бариста, плотник, сантехник).
  • Нет профильного образования (только школа)
  • Вам где то 25 - 35 лет
  • Зарплата 60 000 или меньше

Конечная точка:

  • Работа, связанная с IT
  • Зарплата 200 000+

Я буду исходить из этого “портрета”, а вы сами определите ваше текущее положение: у кого то плюсом на старте будет диплом преподавателя английского языка, у кого то - опыт продаж трубопроката, а у кого то - знание бухучета.

Конкретно мой путь выглядел так:

Стажер (1С) - Специалист тех.поддержки (1С) → Специалист отдела внедрения (1С) → Программист 1С → Руководитель проектов/Бизнес-аналитик → Продакт оунер/руководитель группы → Продакт менеджер

Как его пройти? Разберем подробнее.

Примериваемся к IT

Ваша цель на этом этапе - понять, а как это вообще - работать в офисе? Это может звучать смешно, для тех кто провел 5 лет за партой в универе. Но комфортно должно быть конкретно вам. Сможете ли вы:

  • Проводить за компьютером 8 - 10 часов в день
  • Корректно отвечать на звонки
  • Грамотно отвечать на письма
  • Находить общий язык с коллегам

Дальше принципиально по форме ничего не изменится. Если спустя три месяца вы по прежнему чувствуете себя неуютно - стоит обсудить эти моменты с коллегами, друзьями, семьей.

Плюс на уровне тактики, чтобы двигаться дальше, нужно чтобы у вас в резюме:

  • Последним местом была указана работа в компании, близкой к IT
  • Какая то офисная работу за компьютером (позиция кладовщика не подойдет)
  • В идеале, компания известна в IT тусовке

Это нужно из за специфики поиска на HH (а работу вы будете искать именно там) - если ваше резюме не открывать, то видно только название последнего места работы и должность. На основании этой инфы HR принимает решение смотреть ваш отклик вообще или нет.

<p>Так будет выглядеть ваше резюме в поиске. Важно название компании и должности на последнем месте работы. </p>

Так будет выглядеть ваше резюме в поиске. Важно название компании и должности на последнем месте работы.

Какие могут быть варианты (в порядке уменьшения интересности для вас)

  • Стажер/Начинающий специалист технической поддержки
  • Оператор клиентского сервиса
  • Ассистент отдела продаж
  • Оператор колл-центра *

*ВАЖНО! Это должны быть входящие звонки, а не телемаркетинг (холодные спам звонки).

Называться может по разному, но суть одна - это самые массовые офисные сотрудники, к которым самые низкие требования со стороны работодателя:

  • Зарплата 20 - 25 к.
  • Обязанности: Отвечать на входящие звонки, внятно говорить, строго следовать инструкции, не срываться на клиента.
  • Сколько предстоит работать: 3 - 4 мес

Вот пример из резюме рандомной девушки:

<p>Выбирайте IT схожее с вашей текущей работой: продавцу-кассиру легче будет попасть в маркетплейс и тп.</p>

Выбирайте IT схожее с вашей текущей работой: продавцу-кассиру легче будет попасть в маркетплейс и тп.

Получилось? Устроились? - сразу начинаете искать возможность перейти в поддержку (обновляете резюме и активно откликаетесь).

Первая “настоящая” работа

Итак, в вашем резюме появилась строчка с IT компанией, вы поработали пару месяцев в офисе, все в принципе получается. Теперь нужно найти “настоящую” работу - из неквалифицированной рабочей силы перейти в низкоквалифицированную 🙂 .

Неплохой вариант для этого - специалист поддержки (клиентов):

  • Зарплата 30 - 40 к
  • Обязанности: обычно, вы должны стать очень опытным пользователем какого-то софта, который терпеливо и вежливо решает проблемы менее опытных пользователей.
  • Сколько предстоит работать: 6 - 9 мес.

У крупных компаний обычно есть свои планы обучения, просто следуйте ему и все.

Пару слов про то, как выбрать компанию. Ниже основные области и примеры компаний, которые активно набирают людей (актуальны на лето 2022 г)

  • Финтех (это банки, больше всего вакансий для первого шага)
  • E-com (и близкая им по смыслу логистика - OZON, Lamoda, СДЭК и тд)
  • Облачные сервисы (amoCRM, Битрикс24, Мой склад, iiko, r-keeper)
  • Экосистема 1С (6000 партнеров, работа есть в каждом селе)
  • Телеком (большая 4ка + куча компаний поменьше)

Очень удобно, если переход с шага 1 на шаг 2 происходит в рамках одной компании. Поэтому выбирайте компанию внимательно, для вас возможность роста сейчас даже важнее денег.

Получилось? Пора выяснить у руководителя, что нужно сделать, чтобы стать инженером тех. поддержки.

Точка безубыточности

Вы работает уже около 1 года, освоились с корпоративными инструментами, отлично знаете продукт, который поддерживаете, нашли общий язык с руководителем и коллегами.

Теперь нужно получить техническую базу - понимать, как передать задачу программистам, понимать процесс разработки, как функционирует тот софт который вы обслуживаете.

Обычно, это называется инженер техподдержки:

  • Зарплата 60 - 80 к (ура, наконец то больше чем до перехода 🙂 )
  • Обязанности: решение сложных технических инцидентов по инструкции, сбор дополнительной информации с пользователей, фиксация багов в трекере и передача информации в разработку
  • Сколько предстоит работать: 12 - 18 мес.

Если сравнивать переход в IT c прыжком веры, то этот этап у меня ассоциируется с выныриванием на поверхность воды после прыжка - у вас есть понимание, нравится отрасль или нет, стабильная работа, коллеги со схожими с вашими устремлениями.

На этом, условно ученические шаги заканчиваются. Дальше идут специальности, которые требуют профильного образования. Его отсутствие можно компенсировать только опытом и целенаправленными усилиями по переходу. Это тяжело и не всем нужно.

Выбираем специализацию

Тут нужно сделать оговорку. Я знаю немало ребят, которые на позиции инженер техподдержки работают по 2-3 года и даже больше. В принципе, уже нормальная зарплата, интересные задачи, если коллектив дружный - то вообще кайф.

<p>Человек работает в техподдержке на одном месте почти 10 лет</p>

Человек работает в техподдержке на одном месте почти 10 лет

Чтобы вам не втюхивали в рекламе - вполне нормально не желать двигаться дальше. Для кого то работа - это просто работа. А фокус его жизни - на семье или например, на волонтерской деятельности.

Можно со временем немного прокачивать смежные навыки - основы программирования, архитектура сетей, управления проектами. Можно взять какую то менеджерскую нагрузку - руководство группой поддержки, например.

Зарплата со временем еще немного вырастет и будет вполне достойные 90 - 110 к.

Если все таки хочется идти дальше, то вот какие есть варианты (чем реже я видел на практике - тем ниже в списке)

  • Бизнес-анализ/Системный анализ
  • Тестирование
  • Разработка (переход на junior позиции)
  • Управление проектами
  • Дизайн
  • Pre-sale/Продажи в IT/Bizdev (сейлзовая ветка)
  • Маркетинг

Некоторые пояснения, про то, как это происходит:

  • Бизнес-анализ - вы пишите все более подробные описания багов, новых клиентских кейсов, погружаетесь в мир технической документации, вам это нравится иии.. раз, новый аналитик готов! :)
  • Тестирование - вам надоело вручную тестить глючные сборки, вы разобрались (например) в основах Selenium и JS, ваш руководитель это увидел и всее - вы тестировщик)
  • Разработка - если в какой то момент вы поймали себя на мысли, что баг проще исправить самому, чем объяснить как его воспроизвести разработчикам - тот вот он ваш путь.
  • Управление проектами - обычно, переход происходит все таки через позицию аналитика. Те сначала тебя просят написать документацию на проект, а потом говорят “ну вот сам и руководи тогда всем этим”.

Теоретически, еще можно перейти постепенно в дизайн, маркетинг или продажи (наверное, через pre-sale), но я таких переходов не встречал. Напишите в комментариях, если знаете примеры.

И какую бы специализацию вы не выбрали - вы точно будете увереннее себя чувствовать, имея технический бэкграунд. Это одна из причин, почему я так топлю за техподдержку на первых этапах карьеры.

Итак, вы у цели

Вы прошли путь

  • Оператор клиентского сервиса (3 мес) - 30 000 р.
  • Техподдержка, 1 линия (9 мес) - 60 000 р.
  • Техподдержка, 2 линия (1 год) - 80 000 р.
  • Профессия, какую выберете, начальный уровень (1 год) 90 - 120 к
  • Профессия, уверенный средний уровень (2 года) 150 - 190 к
  • Профессия, опытный старший специалист 200 - 230 к

*Цифры зарплат актуальны на 2021 - 2022 г.

Сколько займет времени: от 5 до 7 лет - выход с 0 на 200 - 250 к

Тут еще раз повторюсь, это для обычных ребят, без образования, без опыта работы в IT, но с прямыми руками и светлой головой.

Ложка дегтя

Основный минус, в IT очень легко заниматься фигней - бесполезной, никому не нужной работой. Которая существует как аппендикс в организме - когда то так сложилось, было нужно, а потом менять ничего не стали - потому что дорого и сложно, а нанять человека дешевле.

В других отраслях тоже есть такое, но наверно нигде, кроме пожалуй, госслужбы это не выражено так ярко, как в IT.

Например, пекарю очень легко "осознать ценность своей работы" - вот булок нет, вот булки есть. Вот идут счастливые сытые люди.

В ИТ можно 10 лет работать и не сделать ничего принципиально полезного.

Когда вам с трудом хватает на еду, это звучит как рассуждения зажравшихся стартаперов, но по факту, это приводит к стрессам, болезням и потере интереса к профессии.

Вам нужно будет внимательно следить, чтобы доля такой работы не превышала допустимый для вашей психики предел. Который придется вычислить экспериментальным путем 🤷‍♂.

В заключение

Сантехник может зарабатывать даже больше, чем крутой айтишник. И для этого не надо тратить 5 лет на переквалификацию.

Но если все таки выбрали этот путь, то рассчитывайте свои силы: переход в другую профессию - не очень то легкий проект, стоит ли рисковать и пытаться сделать это наскоком?

Система роста, которая тут описана, была давным давно отработана в региональных веб - студиях и немодном 1С: приходишь с нуля, у тебя месяц на освоение программы, те кто сдал тест - начинают работать и готовиться к следующему этапу. Через 2 года потогонной системы те, кто справился становятся отличными консультантами и разработчиками.

В качестве руководителя проектов помог пройти по этой цепочке, наверное, двум десяткам специалистов, так что схема рабочая, дерзайте! 😉

Интересно, а кто ты, читатель?
Заметил ошибки в цифрах (и запятых не хватает!) -  похоже я тестировщик 😔
А крайние кейсы то не все описаны - привет от бизнес-аналитиков!
Ох уж эти гуманитарии, пойду лучше новый метод в API добавлю...
Хмм, а как ты на этом зарабатываешь? Да, я продакт менеджер.
Таинственная чупакабра 🦤
8
12 комментариев