Как стать продакт менеджером, если ты сантехник?

Это реальный вопрос, который я услышал в чате одной онлайн школы. Отвечая на него, вспомнил, как «входили в айти», когда это еще не было мейнстримом и как этим способом можно воспользоваться сейчас. Получился неплохой пошаговый гайд.

Как стать продакт менеджером, если ты сантехник?

Многие хотят в IT, но не знают, как это сделать - в итоге, поддаются на агрессивную рекламу онлайн школ, тратят кучу денег и усилий на учебу - а работу потом найти не получается.

1,5 млн запросов в месяц
Показывает Яндекс.Wordstat по фразе "Как перейти в IT"

Как я понял, онлайн - школы транслируют примерно следующее:

  • Псс, парень. Работаешь вне IT и зарабатываешь 60 000 руб. или меньше?
  • Пройди обучение в онлайн школе: 9 - 18 мес, всего то 180 000 руб. Можно даже в рассрочку.
  • Готово! Ты работаешь в IT, твоя зарплата 150 000 руб. И 250+ уже не загорами.

Во-первых, после перехода (если он случится) зарплата будет МЕНЬШЕ, чем до перехода.

Во-вторых, на практике, я ни разу не встречал такого карьерного пути. Ни разу. Напишите в комментариях, если у вас получилось пройти именно по такой схеме.

В-третьих, работа в IT имеет много существенных специфических минусов - вы можете на волевом усилии затащить учебу, получить работу иии… через год понять, что это вообще не ваше.

На распутье

Итак, начнем. Ваша стартовая точка:

  • Работа, никак не связанная с IT (бариста, плотник, сантехник).
  • Нет профильного образования (только школа)
  • Вам где то 25 - 35 лет
  • Зарплата 60 000 или меньше

Конечная точка:

  • Работа, связанная с IT
  • Зарплата 200 000+

Я буду исходить из этого “портрета”, а вы сами определите ваше текущее положение: у кого то плюсом на старте будет диплом преподавателя английского языка, у кого то - опыт продаж трубопроката, а у кого то - знание бухучета.

Конкретно мой путь выглядел так:

Стажер (1С) - Специалист тех.поддержки (1С) → Специалист отдела внедрения (1С) → Программист 1С → Руководитель проектов/Бизнес-аналитик → Продакт оунер/руководитель группы → Продакт менеджер

Как его пройти? Разберем подробнее.

Примериваемся к IT

Ваша цель на этом этапе - понять, а как это вообще - работать в офисе? Это может звучать смешно, для тех кто провел 5 лет за партой в универе. Но комфортно должно быть конкретно вам. Сможете ли вы:

  • Проводить за компьютером 8 - 10 часов в день
  • Корректно отвечать на звонки
  • Грамотно отвечать на письма
  • Находить общий язык с коллегам

Дальше принципиально по форме ничего не изменится. Если спустя три месяца вы по прежнему чувствуете себя неуютно - стоит обсудить эти моменты с коллегами, друзьями, семьей.

Плюс на уровне тактики, чтобы двигаться дальше, нужно чтобы у вас в резюме:

  • Последним местом была указана работа в компании, близкой к IT
  • Какая то офисная работу за компьютером (позиция кладовщика не подойдет)
  • В идеале, компания известна в IT тусовке

Это нужно из за специфики поиска на HH (а работу вы будете искать именно там) - если ваше резюме не открывать, то видно только название последнего места работы и должность. На основании этой инфы HR принимает решение смотреть ваш отклик вообще или нет.

<p>Так будет выглядеть ваше резюме в поиске. Важно название компании и должности на последнем месте работы. </p>

Так будет выглядеть ваше резюме в поиске. Важно название компании и должности на последнем месте работы.

Какие могут быть варианты (в порядке уменьшения интересности для вас)

  • Стажер/Начинающий специалист технической поддержки
  • Оператор клиентского сервиса
  • Ассистент отдела продаж
  • Оператор колл-центра *

*ВАЖНО! Это должны быть входящие звонки, а не телемаркетинг (холодные спам звонки).

Называться может по разному, но суть одна - это самые массовые офисные сотрудники, к которым самые низкие требования со стороны работодателя:

  • Зарплата 20 - 25 к.
  • Обязанности: Отвечать на входящие звонки, внятно говорить, строго следовать инструкции, не срываться на клиента.
  • Сколько предстоит работать: 3 - 4 мес

Вот пример из резюме рандомной девушки:

<p>Выбирайте IT схожее с вашей текущей работой: продавцу-кассиру легче будет попасть в маркетплейс и тп.</p>

Выбирайте IT схожее с вашей текущей работой: продавцу-кассиру легче будет попасть в маркетплейс и тп.

Получилось? Устроились? - сразу начинаете искать возможность перейти в поддержку (обновляете резюме и активно откликаетесь).

Первая “настоящая” работа

Итак, в вашем резюме появилась строчка с IT компанией, вы поработали пару месяцев в офисе, все в принципе получается. Теперь нужно найти “настоящую” работу - из неквалифицированной рабочей силы перейти в низкоквалифицированную 🙂 .

Неплохой вариант для этого - специалист поддержки (клиентов):

  • Зарплата 30 - 40 к
  • Обязанности: обычно, вы должны стать очень опытным пользователем какого-то софта, который терпеливо и вежливо решает проблемы менее опытных пользователей.
  • Сколько предстоит работать: 6 - 9 мес.

У крупных компаний обычно есть свои планы обучения, просто следуйте ему и все.

Пару слов про то, как выбрать компанию. Ниже основные области и примеры компаний, которые активно набирают людей (актуальны на лето 2022 г)

  • Финтех (это банки, больше всего вакансий для первого шага)
  • E-com (и близкая им по смыслу логистика - OZON, Lamoda, СДЭК и тд)
  • Облачные сервисы (amoCRM, Битрикс24, Мой склад, iiko, r-keeper)
  • Экосистема 1С (6000 партнеров, работа есть в каждом селе)
  • Телеком (большая 4ка + куча компаний поменьше)

Очень удобно, если переход с шага 1 на шаг 2 происходит в рамках одной компании. Поэтому выбирайте компанию внимательно, для вас возможность роста сейчас даже важнее денег.

Получилось? Пора выяснить у руководителя, что нужно сделать, чтобы стать инженером тех. поддержки.

Точка безубыточности

Вы работает уже около 1 года, освоились с корпоративными инструментами, отлично знаете продукт, который поддерживаете, нашли общий язык с руководителем и коллегами.

Теперь нужно получить техническую базу - понимать, как передать задачу программистам, понимать процесс разработки, как функционирует тот софт который вы обслуживаете.

Обычно, это называется инженер техподдержки:

  • Зарплата 60 - 80 к (ура, наконец то больше чем до перехода 🙂 )
  • Обязанности: решение сложных технических инцидентов по инструкции, сбор дополнительной информации с пользователей, фиксация багов в трекере и передача информации в разработку
  • Сколько предстоит работать: 12 - 18 мес.

Если сравнивать переход в IT c прыжком веры, то этот этап у меня ассоциируется с выныриванием на поверхность воды после прыжка - у вас есть понимание, нравится отрасль или нет, стабильная работа, коллеги со схожими с вашими устремлениями.

На этом, условно ученические шаги заканчиваются. Дальше идут специальности, которые требуют профильного образования. Его отсутствие можно компенсировать только опытом и целенаправленными усилиями по переходу. Это тяжело и не всем нужно.

Выбираем специализацию

Тут нужно сделать оговорку. Я знаю немало ребят, которые на позиции инженер техподдержки работают по 2-3 года и даже больше. В принципе, уже нормальная зарплата, интересные задачи, если коллектив дружный - то вообще кайф.

<p>Человек работает в техподдержке на одном месте почти 10 лет</p>

Человек работает в техподдержке на одном месте почти 10 лет

Чтобы вам не втюхивали в рекламе - вполне нормально не желать двигаться дальше. Для кого то работа - это просто работа. А фокус его жизни - на семье или например, на волонтерской деятельности.

Можно со временем немного прокачивать смежные навыки - основы программирования, архитектура сетей, управления проектами. Можно взять какую то менеджерскую нагрузку - руководство группой поддержки, например.

Зарплата со временем еще немного вырастет и будет вполне достойные 90 - 110 к.

Если все таки хочется идти дальше, то вот какие есть варианты (чем реже я видел на практике - тем ниже в списке)

  • Бизнес-анализ/Системный анализ
  • Тестирование
  • Разработка (переход на junior позиции)
  • Управление проектами
  • Дизайн
  • Pre-sale/Продажи в IT/Bizdev (сейлзовая ветка)
  • Маркетинг

Некоторые пояснения, про то, как это происходит:

  • Бизнес-анализ - вы пишите все более подробные описания багов, новых клиентских кейсов, погружаетесь в мир технической документации, вам это нравится иии.. раз, новый аналитик готов! :)
  • Тестирование - вам надоело вручную тестить глючные сборки, вы разобрались (например) в основах Selenium и JS, ваш руководитель это увидел и всее - вы тестировщик)
  • Разработка - если в какой то момент вы поймали себя на мысли, что баг проще исправить самому, чем объяснить как его воспроизвести разработчикам - тот вот он ваш путь.
  • Управление проектами - обычно, переход происходит все таки через позицию аналитика. Те сначала тебя просят написать документацию на проект, а потом говорят “ну вот сам и руководи тогда всем этим”.

Теоретически, еще можно перейти постепенно в дизайн, маркетинг или продажи (наверное, через pre-sale), но я таких переходов не встречал. Напишите в комментариях, если знаете примеры.

И какую бы специализацию вы не выбрали - вы точно будете увереннее себя чувствовать, имея технический бэкграунд. Это одна из причин, почему я так топлю за техподдержку на первых этапах карьеры.

Итак, вы у цели

Вы прошли путь

  • Оператор клиентского сервиса (3 мес) - 30 000 р.
  • Техподдержка, 1 линия (9 мес) - 60 000 р.
  • Техподдержка, 2 линия (1 год) - 80 000 р.
  • Профессия, какую выберете, начальный уровень (1 год) 90 - 120 к
  • Профессия, уверенный средний уровень (2 года) 150 - 190 к
  • Профессия, опытный старший специалист 200 - 230 к

*Цифры зарплат актуальны на 2021 - 2022 г.

Сколько займет времени: от 5 до 7 лет - выход с 0 на 200 - 250 к

Тут еще раз повторюсь, это для обычных ребят, без образования, без опыта работы в IT, но с прямыми руками и светлой головой.

Ложка дегтя

Основный минус, в IT очень легко заниматься фигней - бесполезной, никому не нужной работой. Которая существует как аппендикс в организме - когда то так сложилось, было нужно, а потом менять ничего не стали - потому что дорого и сложно, а нанять человека дешевле.

В других отраслях тоже есть такое, но наверно нигде, кроме пожалуй, госслужбы это не выражено так ярко, как в IT.

Например, пекарю очень легко "осознать ценность своей работы" - вот булок нет, вот булки есть. Вот идут счастливые сытые люди.

В ИТ можно 10 лет работать и не сделать ничего принципиально полезного.

Когда вам с трудом хватает на еду, это звучит как рассуждения зажравшихся стартаперов, но по факту, это приводит к стрессам, болезням и потере интереса к профессии.

Вам нужно будет внимательно следить, чтобы доля такой работы не превышала допустимый для вашей психики предел. Который придется вычислить экспериментальным путем 🤷‍♂.

В заключение

Сантехник может зарабатывать даже больше, чем крутой айтишник. И для этого не надо тратить 5 лет на переквалификацию.

Но если все таки выбрали этот путь, то рассчитывайте свои силы: переход в другую профессию - не очень то легкий проект, стоит ли рисковать и пытаться сделать это наскоком?

Система роста, которая тут описана, была давным давно отработана в региональных веб - студиях и немодном 1С: приходишь с нуля, у тебя месяц на освоение программы, те кто сдал тест - начинают работать и готовиться к следующему этапу. Через 2 года потогонной системы те, кто справился становятся отличными консультантами и разработчиками.

В качестве руководителя проектов помог пройти по этой цепочке, наверное, двум десяткам специалистов, так что схема рабочая, дерзайте! 😉

Интересно, а кто ты, читатель?
Заметил ошибки в цифрах (и запятых не хватает!) -  похоже я тестировщик 😔
А крайние кейсы то не все описаны - привет от бизнес-аналитиков!
Ох уж эти гуманитарии, пойду лучше новый метод в API добавлю...
Хмм, а как ты на этом зарабатываешь? Да, я продакт менеджер.
Таинственная чупакабра 🦤
88
13 комментариев

Привет! Прочёл по вертикали но было интересно так как сам продакт.

На первый взгляд путь показался сильно длинным, но наверное если учитывать обозначенную тобой точку старта, это может быть оправдано.

В целом круто что помог знакомым, молодец!)

2

Спасибо! Я даже чуть подсократил путь, если честно, указал минимальное значение из историй роста, с которыми знаком. Если среднее брать, там ближе к 7 годам будет.

Я не только в IT, но и отделкой квартиры как хобби занимался долгие годы. Разница очень интересная:
Первое, что сразу замечаешь, - "принадлежность себе". Работая физически, ты можешь о чем-то своем думать параллельно, ты можешь двигаться как хочется, можешь насвистывать или петь, можешь аудиокнигу слушать. Работая в офисе, ты приходишь и "отдаешь себя" работе. Ты больше не распоряжаешься своим временем, мыслями и положением тела - сидишь за компом, постоянно думаешь, водишь мышкой, печатаешь, участвуешь во встречах. Ну да, ты можешь делать перерывы, сесть на стул по-другому. Конечно, есть люди, которые на работе страдают фигней, но это тупик. Человек, который привык распоряжаться своим временем или жить вольяжно ("гедонист" - нынче модное слово), воспримет офисную работу как каторгу.

Второе, что приметно и в чем я заблуждался ранее, - это бодрость. Я раньше думал: "ох, как тяжело программировать, когда хочешь спать, то ли дело, работать руками - стоишь и тупо что-то делаешь". Как я выяснил на практике, работать руками, будучи сонным, просто невозможно. Во-первых, работа руками - это технологический процесс, который нужно помнить и быстро соблюдать. Когда ты хочешь спать, ты - "маша-растеряша" и допускаешь кучу ошибок (непоправимых порой!). Во-вторых, физическая работа - это когда ты носишься кабанчиком. А когда ты сонная тетеря, у которой все валится из рук, особо эффективной работы не получится.
В противовес работа в офисе: ты можешь начать с простой работы, у тебя почти всегда есть право на ошибку (я имею ввиду, что у тебя моментально не испортится что-то, как например ошибка при резке плитки; в грамотных процессах it есть защиты от простых ошибок).

P.S. Четкий гайд с нюансами, которые часто либо умалчиваются, либо размыливаются.
P.S.S. То, что хорошие мастера (электрики, сварщики, итд) могут получать больше айтишников - факт. У меня был знакомый junior-программист, он работал 5 лет на одном месте и получал 40 тысяч.

1

Спасибо! И, похоже, у нас есть заготовка еще для одной статьи - "Как стать сантехником, если ты продакт менеджер" )

3

А где продакт менеджер?

Я рассчитывал, что никто не заметит)

Когда писал статью, в ней изначально был блок про продакт менеджмент, разумеется. Но он вызывал больше вопросов, чем давал ответов, а мне хотелось оставить только конкретные проверенные советы.

Большинство новичков хотят перейти в интересную востребованную и хорошо оплачиваю сферу, а продакт менеджмент их заинтересовал случайно - из за активной рекламы курсов на каждом столбе - поэтому блок про него я убрал.

Если вкратце, то весь мой опыт подсказывает - начинающим IT специалистам продакт менеджмент лучше выкинуть из головы.

1) На данный момент очень мало вакансий (около 800 всего на hh, порядка 40 из них - для начинающих).

2) Непонятный дальнейший карьерный рост для начинающего специалиста. Те переход junior продакт - middle продакт он не факт что произойдет, часто наоборот происходит откат на одну из позиций которые попроще.

3) Почти гарантированно дальнейший рост не получится, если нет хорошего английского языка. А статья все же для тех, кто переходит в ИТ из других отраслей, странно давать совет "а теперь посвятите 2 года изучению английского языка".

И получается, если прям хочется попробовать сразу все эти продакт менеджерские штуки, то лучший вариант - открыть свой бизнес.

Холиварный вопрос, мое субъективное мнение - что да, так можно делать, а есть прямо противоположная позиция https://sense23.com/prodakt-otvechaet/pomogaet-li-svoj-startap-vojti-v-menedzhment-produktov

3