Как оформить «продающее» резюме?
Расспросили Ярослава Жижченко, руководителя стартап студии leads.studio и эксперта в people-менеджменте, какие ошибки встречаются при формировании резюме, о чем стоит рассказать в CV джуну, миддлу и синиору и какие критерии необходимо учитывать при отклике за рубеж.
Руководитель стартап студии leads.studio
Навигация
Резюме — это продукт
Представьте, что вы продакт-менеджер и на все смотрите через фреймворки разработки нового продукта. Применим этот подход и к составлению резюме. Основными параметрами здесь могут быть:
- Рынок. Нужно понимать, кто ваши конкуренты, с кем придется “воевать”. В нашем случае — это другие кандидаты.
- Целевая аудитория. У вашего резюме есть клиент, скорее всего — HR компании, который его читает и принимает решение о качестве.
- Проблема. Каждое резюме — описание навыков кандидата, которые он может предложить для решения какой-либо проблемы в компании.
- Прототип. На первом этапе необходимо сделать какое-то MVP (шаблон) резюме, которое необходимо будет дорабатывать под потенциального нанимателя.
- Анализ и адаптация. После получения обратной связи от HR или нанимающего менеджера у вас будет возможность проанализировать ваш продукт (резюме) и выдвинуть новые гипотезы по его улучшению.
Рынок: сколько конкурентов?
Сперва необходимо проанализировать спрос (работодатели) и предложение (соискатели) определенной вакансии/позиции, чтобы четко понимать, через какие барьеры вам необходимо пройти. Для этого можем зайти, например, на hh.ru, ввести в поиске интересующую должность и увидеть количество открытых вакансий, резюме и соискателей.
Пример: оценка рынка продактов.
С помощью нехитрых расчетов понимаем, что конкуренция составляет около 28 человек на место. Заметьте, в нашем примере не принимали во внимание уровень соискателя, поэтому для более четкой аналитики грейд (junior, middle, senior) лучше прописать.
Аналогично анализируем другие IT-сферы и выявляем, что
- Проджект — 20 человек на место
- Маркетолог — 10 человек на место
- Разработчик — 5 человек на место
- Консультант — 15 человек на место
Как вывод, конкурентная среда достаточно высокая, поэтому важно “выигрывать” уже на самом первом этапе — скрининге резюме.
Аудитория: кто будет читать резюме?
Если резюме — это продукт, то целевых аудиторий (ЦА) у него две.
HR
- Цель: быстрее закрыть вакансию.
- Мотивация: получить классный фидбек от нанимающего менеджера, помочь компании в поиске подходящего человека
- Что будет искать в резюме: доказательства того, что кандидат подходит компании, так как у каждого бизнеса есть различные потребности, которые hr будет сравнивать с возможностями соискателя
- Сколько будет читать резюме: не более 30 секунд
Нанимающий менеджер
- Это может быть Senior менеджер, CPO (Директор по продукту) или генеральный директор. Все зависит от уровня компании и ее масштабов.
- Цель: заработать деньги для компании, сделать взрывной продукт
- Мотивация: найти идеального кандидата, чтобы перестали работать за двоих или чтобы равномерно распределить нагрузку команды
- Что будет искать в резюме: доказательства того, что кандидат подойдет под команду и цели
- Сколько будет читать резюме: не менее 3 минут
Почему на резюме не обращают внимание?
Грустный факт: около 5 резюме из 100 проходят первичный скрининг при поиске или отклике на вакансию
Главная проблема всех резюме — структура.
Например, в блоке “достижения” соискатель описывает не реальные показательные кейсы, а сухие фразы, по которым нельзя сделать вывод о классных навыкак или качестве работы. В примере ниже еще есть достижение “удаленный учебный класс” — из формулировки совершенно непонятно, что с классом произошло и к чему это привело. Подобные резюме сразу улетают в “отказ”.
Еще один пример — нечитаемые “простыни” текста. Напомним, что HR работает с резюме всего 30 секунд. CV как на скриншоте ниже вряд ли захватит его внимание. Также, можно заметить большое количество “умных” слов вроде “семантика”, “ CTR” или “JTBD” — зачастую у hr’a нет глубоко погружения в деятельность специалистов, для него важны другие параметры. Один из них — комфорт чтения и способность доносить информацию.
Так что,
- никому не нужен роман
- на простыне можно лежать, а не писать ее
- сторителлинг оставляем для кофебрейков
- избавляем HR’a от ситуации ниже
Что не нужно вставлять в резюме?
- Клише: формирование УТП, общение с ЛПР — все специалисты с этим сталкиваются, данная информация не принесет ценности, а лишь заберет время нашей ЦА
- Сложные вещи: проект для УпДК МИД РФ по 223-ФЗ (РП), сокращение затрат на 8 FTE, ГСМ +2%, время/логистика +20% — эти фразы ни о чем не скажут ни HR, ни нанимающему менеджеру, сложно считывается и не дает понимания работы кандидата. Важно уметь “красиво” фиксировать свои результаты (об этом дальше).
Что хочет видеть ЦА?
Исходя из небольшого CustDev’a и опыта Ярослава, выяснили, что наша целевая аудитория нуждается в совершенно разных вещах.
Для HR важно:
- Релевантный опыт работы. В какой компании работали до этого? на какой позиции? выполняли ли аналогичные задачи? Ключевое здесь — от А до Я расписать, над каким продуктом/проектом трудились, какие были результаты.
- Нужные навыки: выделяем небольшой абзац, в котором четко описываем свои умения, в портфолио прикрепляем реальные показательные кейсы — подтверждаем ссылками.
- Soft skills. Еще на основе написанного вами текста HR сделает вывод о том, насколько хорошо вы умеете доносить информацию, остальные навыки будет проверять на собеседовании. Здесь, например, можно подчеркнуть, что тайм-менеджмент — ваша сильная сторона, а еще вы умеете классно выходить из “острых” ситуаций во время переговоров.
- Cultural Fit. Если устраиваетесь в быстро развивающийся стартап, не стоит говорить о любви к стабильности, нормированному рабочему дню и корпоративных плюшках. Скорее всего HR решит, что вы не впишитесь в культуру компании. Постарайтесь найти для себя более подходящее место, если понимаете, что не хотите работать в условиях неопределенности, ведь тогда вам и самим будет некомфортно на новой должности.
В случае с нанимающим менеджером все немного более сурово: здесь скорее про деньги и подход к решению поставленных задач.
- Метрики и достижения. Очень важно показывать свои результаты в виде было/стало: столько денег заработали, на х% подняли конверсию, вот так увеличили ретеншн и т.д.
- Участие в классных проектах. Представьте, вы создали продукт, которым пользуется нанимающий менеджер. Ваши шансы на успешное прохождение явно вырастут.
- Мощная зона ответственности. Сотрудники, которые полноценно берут ответственность за себя, свои решения, продукт и команду, очень ценятся.
- Принятие командой. Работа над любым продуктом/проектом является совместной, поэтому важно, чтобы новый член команды быстро влился в коллектив.
Как хорошо, а как не очень?
👎 Внедрено атрибутивное распознавание. Не совсем понятно, как это применимо к новой компании, нет сроков и метрик.
👍 В результате внедрения затраты сокращены на 12 млн за 12 мес. Что-то было сделано и как итог — измеримый показатель и сроки. Ставим лайк.
👎 Осуществлен подбор персонала в команду. Не ясно, вы кого-то подбирали из-за нехватки кадров или можно было более ответственно распределить задачи с помощью текущих ресурсов. Слишком много вопросов, слишком мало ответов.
👎 Конверсия в покупку составила 15%. Вроде неплохо, но важно уточнить отправную точку: может, она была 21%, а вы опустили ее до 15.
👍 Конверсия в покупку составила 15% (рыночный бенчмарк 10%). Это супер, показывает, что вы работаете лучше конкурентов на рынке.
MVP: делаем прототип CV
- Сокращаем резюме до одной страницы. Отсекайте лишнее и выбирайте только самое главное.
- Структура описания опыта работы: антихронология. Сначала рассказываем про продукт, затем про проект и ваши конкретные действия в нем, завершаем достижениями (в цифрах!)
- Результаты описываем метриками, обязательно в сравнении с чем-то, так как “оторванные” от контекста числа не дадут понимания рекрутеру.
- Указываем релевантные навыки и курсы. Подсвечиваем, но не растягиваем до размера полотна.
Протестировать резюме можно показав ментору, карьерному консультанту или человеку, имеющему опыт в найме сотрудников аналогичного направления. Для начала, можно написать в тг-коммьюнити ProductStar с просьбой дать ОС по резюме, в чате мы собрали большое количество специалистов.
Резюме джуна, миддла и синиора.
Junior
0-2 кейса
- Внеучебные проекты (кейсы, тестовые задания, хакатоны)
- Пет-проекты
- Стажировки
- Курсы
Middle
3-6 кейсов
- Опыт работы (оптимизации и результаты, реальный продукт)
- Специализация (например, продакт по AI, по социальным сетям или в FoodTech)
- Курсы
- Лидерство (можете лидировать проект, иметь людей в подчинении/ассистентов)
Senior
6+ кейсов
- Опыт работы (деньги, запуски, стратегия)
- Выстраивание команды
- Конференции и личный бренд
Резюме за рубеж
Прикрепляем пример топового специалиста, который сейчас выходит на зарубежный рынок. Предлагаем обратить внимание на то, как оно заполнено:
- Оставляем сухие факты
- Цифровые достижения
- Успехи, а не навыки
- Убираем штампы вроде “dynamic”, “proactive”, “motivated leader”, “team player”
Также, важно иметь в виду, что каждая страна имеет собственные стандарты, больше узнать о них можно с помощью анализа рынка: просмотрите как минимум 30-40 резюме на аналогичную позицию в интересующей вас стране. Требования к CV в США, Германии и Китае будут различаться, так что используйте личные связи, нетворк и коммьюнити для поиска нюансов.
Книги для доп. чтения:
- “ACE the IT resume”, Paula Moreira – книга о том, как составлять резюме для IT-специалистов;
- «Die richtige Bewerbung», DUDEN – книга о том, как составить резюме для Германии;
- Книги под авторством Hesse J., Schrader H. – также о резюме для Германии.
Для онлайн-университета IT-профессий Product Star важно не просто вкладывать в студентов теоретические знания, но и развивать российский IT-сектор, поэтому мы и проводим регулярные бесплатные карьерные консультации, гарантируем студентам трудоустройство и развиваем тг-канал с полезными материалами.
Если остались вопросы по курсам или карьерным консультациям, оставляйте заявку по этой ссылке.
Шел 2013 год, мы вчетвером собрались на Рублевке для создания сайта услуг. Сегодня, если ваш телефон разбился или ноутбук завис, я на 99,9% уверен: первое, что вы введёте в поисковике — это «Pedant.ru»
Умные люди учатся на чужих ошибках. Я прошел такую школу, где учился на своих. Сегодня вы узнаете, что меня привело к успеху.
Dell договаривается о поставке серверов на $5 млрд, говорят источники.
Год назад инвесторы оценивали стартап в $2,6 млрд.
Они предлагали $97,4 млрд.
Если пройдет хорошо – все заработают денег.
Но стоит случится одному маленькому косяку и все шоу пойдет под хвост. А все вложенные деньги испарятся, как тыква.
Что с этим можно делать и чья работа не допускать этого?
так превратите резюме со второго скрина в первый!
У меня тоже простыня и как урезать не понимаю... все важно..
Урезать можно: убирая то, что не требуется под определённую вакансию.
В вакансии требуется А, В, С их и пишите, в меру развёрнуто.
Не требуется D, Е пишите их по минимуму, если они встречаются в аналогичных вакансиях.
И на VC есть сообщество "Резюме" - попробуйте там опубликовать, может народ поможет.
https://vc.ru/s/1145500-rezyume