Как выбрать и пройти обучение до конца: два простых инструмента

Как не терять время и деньги на ненужных курсах, а мотивацию — на нужных? Делимся опытом и двумя инструментами для сотрудников и руководителей, а еще историей про французские круассаны.

В наших головах прочно засела установка, что учиться надо всегда. Компании транслируют life-learning подход, в соцсетях продвигаются разного рода курсы, на собеседованиях спрашивают: «Чему вы научились за последнее время?»‎

Выходит, что освоение новых навыков и расширение знаний по уже имеющимся — один из основных параметров для роста в доходе и карьере. Проблема в том, что подход «обучение в течение всей жизни»‎ часто превращается в «учиться, чтобы учиться»‎ или «процесс ради процесса».

О том, как не попасть в ловушку ненужного обучения, рассказывает методист образовательных программ Selectel.

Алена Стаценко
Уже 7 лет занимаюсь развитием и обучением сотрудников. Начала в сфере HoReCa, затем перешла в IT.

Почему нужна глубинная мотивация в обучении? Объясняем на круассанах

Начну с жизненного примера. Уверена, многие узнают себя или знакомых.

На встрече подруга поделилась, что записалась на курсы французского. Меня это удивило, ведь она не питала особой любви к изучению языков. На вопрос: «А для чего это тебе?»‎ получила очевидный ответ — «Чтобы знать»‎.

Как человек, который занимается обучением, я не могла остановиться на этом и продолжила задавать вопросы.

— А зачем тебе знать его?

— Чтобы я могла на нем говорить.

— А зачем тебе на нем говорить?

Я еще несколько раз задала один и тот же вопрос. В итоге пришли к тому, что когда-то в фильме подруга увидела, как красивая девушка, приехав в Париж, заказала круассан в кафе на французском. Подругу это впечатлило: она захотела пережить такой же опыт.

У меня и, надеюсь, у вас возник вопрос: действительно ли нужно изучать французский ради того, чтобы заказать круассан?

Конечно же, нет. Если бы подруга изначально нашла в своем запросе глубинную мотивацию, ей понадобилось лишь скачать бесплатное приложение. С его помощью она бы выучила пару полезных фраз и сэкономила два ресурса – деньги и время.

Как определить глубинную мотивацию?

Для того, чтобы разобраться, как искать глубинную или истинную мотивацию в обучении, советую использовать метод «лесенки».

Как выбрать и пройти обучение до конца: два простых инструмента

Если хотите пройти обучение для каких-то рабочих процессов, используйте вопрос: «Что я должен научиться делать?» Ответ формулируйте через действие.

Я хочу изучать JavaScript → Что я должен научиться делать? → Я должен научится применять JavaScript в web-страницах.

Вариант «Я должен научиться писать на JavaScript» общий и трудноизмеримый. В нем нет точной цели с логическим завершением. А в формулировке «Я должен научится применять JavaScript в web-страницах»‎ уже становится понятно, для чего именно нужен навык.
Вариант «Я должен научиться писать на JavaScript» общий и трудноизмеримый. В нем нет точной цели с логическим завершением. А в формулировке «Я должен научится применять JavaScript в web-страницах»‎ уже становится понятно, для чего именно нужен навык.

Если сложно указать цель с четкими контурами, обозначьте так, чтобы появилась понятная рамка. Например, не «научиться писать на JavaScript», а «изучить основы JavaScript» или «освоить навыки, необходимые для джуна». Так в процессе изучения сможете лучше разобраться, что является основами, и цель приобретет логическое завершение.

Когда определились с действием, задайте себе вопрос → зачем? Он поможет разобраться и обосновать самому себе, для чего нужно научиться этому действию.

Просто научиться действию не достаточно. Понимание, для чего мы идем на обучение, делает цель обоснованной для нас самих.‎

Наш мозг очень ленив, и если ему не докажем, что это действительно нужно, он будет саботировать обучение всеми возможными способами.

Я должен научится применять JavaScript в web-страницах → Зачем мне это нужно? → Чтобы отправить резюме на позицию джуна в Selectel.

Как выбрать и пройти обучение до конца: два простых инструмента

Как понять, что вы нашли глубинную мотивацию?

1) Каждый раз, когда отвечаете на вопрос «А зачем?»:

  • подвергайте ответ сомнению: убедили ли вы себя?
  • прислушайтесь к отклику: драйвит ли вас ответ?

2) Задавать дальше вопрос «А зачем?» больше нет смысла, дошли до абсурда.

Почему важно быть честным?

Есть прямая зависимость между честностью с самим собой и эффективностью подхода. Увы, люди не всегда готовы признать свои истинные мотивы.

— Деньги? Нет, я же не корыстный человек!

— Повышение авторитета и признание коллег? Быть тщеславным недостойно, я не такой!

Эти и другие отрицания корнями уходят во внутренние блоки. Это — объемная и отдельная тема, сейчас обсуждать ее не будем. Могу лишь дать простой совет: будьте откровенны с собой. Без честности есть риск остаться на поверхности и не докопаться до сути мотивации. Если преодолеть блоки трудно, стоит обратиться к психологу или коучу.

Резюмируем: что стоит сделать перед выбором обучения?

  • Начните с поиска глубинной мотивации.
  • Задайте себе вопрос: «Какое действие я хочу научиться делать?»
  • Дальше от действия спуститесь по «лестнице» с помощью вопросов к самому себе и разберитесь, зачем хотите научиться этому действию.
  • Честно ответьте на все вопросы.

Как руководителю работать с поиском мотивации?

Если вы руководитель, который хочет отправить сотрудника на обучение, инструмент для поиска глубинной мотивации поможет:

  • убедиться, что сотруднику действительно нужно это обучение,
  • объяснить ему, зачем нужно учиться с вашей точки зрения.
Увы, руководители не всегда объясняют, какое именно действие сотрудники должны научиться делать.
Увы, руководители не всегда объясняют, какое именно действие сотрудники должны научиться делать.

Нам не всегда легко убедить мозг, что нужно учиться. Даже если сами этого хотим. А тут нужно убедить мозг другого человека. Точно стоит добавить пару убедительных слов! :)

Если сотрудник не понимает ценности обучения (как с точки зрения личной выгоды, так и с точки зрения приобретенного навыка), результаты будут низкими.

Как мотивировать сотрудника?

На старте пропишите, чего ожидаете от коллеги. Для этого используйте описанный выше метод «лесенки»‎. Спуститесь с помощью вопросов до глубинной мотивации и ответьте на вопрос: что вас побудило отправить его на это обучение?

Далее четко обозначьте:

  • какому действию он должен обучиться,
  • почему, с вашей точки зрения, ему необходимо это сделать.

Если сотрудник сам инициировал обучение:

— попросите обозначить, какому действию он планирует научиться и какую пользу это принесет в контексте рабочих задач.

— спросите о глубинной мотивации сотрудника: что побудило его пойти на обучение?

Совет: если сотруднику сложно сформулировать мотивацию, поделитесь принципом «лесенки»‎ и попробуйте дойти до ответа вместе. Это займет время, но поможет наладить контакт, улучшить целеполагание и конечный результат обучения.

От мотивации к действию

После того, как определились с мотивацией и зарядились на обучение, продумайте дорожную карту процесса. Для этого советую использовать метод шкалирования.

Шкалирование помогает определить стартовую и финишную точки обучения. А также понять, как пройти этот путь.

Как задать шкалу?

Давайте разберем метод на предыдущем примере про JavaScript. Мы уже определили цель-действие: «научиться применять JavaScript в web-страницах»‎. Это наша финишная точка.

Как выбрать и пройти обучение до конца: два простых инструмента

Теперь важно адекватно оценить, что вы уже умеете делать в рамках навыка, который будете изучать. Например, я никогда не изучала языки программирования, поэтому в моей точке старта будет такая формулировка.

Как выбрать и пройти обучение до конца: два простых инструмента

Если сложно самостоятельно определить текущий уровень навыка, обратитесь к опытным коллегам за помощью. Другой вариант — пройдите онлайн-тестирование для самопроверки.

О том, как составить персональный план развития карьеры, подробно рассказываем по ссылке.

Как определить сроки обучения?

Теперь приступаем к самому интересному: срокам и промежуточным шагам.

Для меня определение срока — всегда самое сложное. Первое, на что нужно смотреть: сколько времени вы реально готовы уделять обучению. Часто его откладывают на выходные, но будем откровенны: в эти дни хочется отоспаться, провести время с семьей и увидеться с друзьями. И если выделите два часа на обучение на выходных — это уже много. Но в общей картине двух часов в неделю не достаточно.

Моя рекомендация: 1-1,5 часа на обучение каждый день. Так нагрузка на ваш мозг будет более равномерной. Он будет в состоянии усваивать и перерабатывать информацию.

Исходя из общей нагрузки, оцените, сколько времени вам нужно, чтобы дойти до финишной точки. Максимальный срок — полгода. Если понимаете, что не укладываетесь, пересмотрите цель-действие. Возможно, она слишком масштабная и находится слишком далеко от вашей точки старта.

Чек-поинты для самопроверки рекомендую делать раз в месяц. Они помогут отслеживать прогресс, не терять мотивацию и уберегут от прокрастинации. Еще такой подход наглядно показывает ваш рост.

Как выбрать и пройти обучение до конца: два простых инструмента

Как проверять себя в процессе?

Осталось вписать, что именно будете проверять на чек-поинтах. Это особенно непросто, если вы новичок в сфере. Поэтому начните с первого пункта, а когда дойдете до второго, конкретизируйте его и последующие.

Время от времени возвращайтесь к шкале, проверяйте актуальность сроков и чек-поинтов, обновляйте их по необходимости. Шкала должна быть рабочим и гибким инструментом.

Как быть, если вы осваиваете не один навык?

Бывают ситуации, когда за одно и то же время нужно обучиться больше, чем одному навыку. Сколько шкал нужно сделать в таком случае? Все также одну.

Время на обучение не может удвоиться или утроиться. Поэтому одно обучение или сразу несколько — неважно: всю загрузку нужно вписать в одни и те же рамки. Учтите фактор времени в формулировании ваших целей.

Если сделать шкалы на каждый навык и не синхронизировать их, будут наложения по времени. А если сделать и синхронизировать — проделаете двойную работу.

Резюмируем: как использовать шкалирование в обучении?

1. Определите свою исходную точку с помощью вопроса: на каком уровне владения навыком находитесь сейчас? Для ориентира используйте вашу цель-действие — она станет точкой финиша.

2. Определите общий срок обучения. Важно, чтобы путь занял не более 6 месяцев.

3. Разбейте общий срок на промежутки.

4. Определите промежуточные цели, которые будут проверяться на чек-поинтах.

5. Периодически возвращайтесь к шкале и актуализируйте ее.

Как руководителю работать с методом шкалирования?

Интересная практика — использовать метод шкалирования для командного обучения. Особенно он поможет при внедрении новых процессов и инструментов.

Рекомендация: составьте шкалу вместе с командой и используйте ее на командных встречах. Так сможете оценить и обсудить общий прогресс, трудности и победы на пути.

На десерт: важное правило, которое, увы, не всегда применяют

Полученные знания всегда должны применяться на практике. Описанные выше подходы хороши, только если вы не теряете фокус с конечной, сформулированной с помощью вопросов цели. А после обучения сразу начинаете применять то, чему научились.

Делитесь в комментариях своим опытом развития навыков, а еще подписывайтесь на наш блог с новостями из мира IT и канал в Телеграме.

Читайте также:

4444
28 комментариев

Когда обещают "два простых инструмента", а получаешь 7 листов текста

7

Но инструменты ведь действительно простые. Более того, в статье приведены не только они, но и ценные рекомендации нашего методиста.)

2

где же эта статья была раньше, до того когда я тратил деньги на бесполезные курсы

4

Надеемся, что больше никаких неосознанных трат не предвидится!

Достаточно интересная статья. Я сама хочу попробовать свои силы во фронтенд-разработку, поэтому ваш пример из текста (про is) для меня актуален)) и ответы на вопрос "зачем" именно те, что вы привели - про деньги и авторитет! Больше про авторитет, конечно.
Возможно, действительно, стоит попробовать шкалирование, ибо сейчас у меня самообучение застопорилось.

2

Инна, очень рада, что статья вам полезна)
В мотивации «деньги» я всегда рекомендую задать вопрос, зачем нужны деньги? Там тоже есть большая вариативность и за исключением закрытия базовых потребностей (еда, жильё и тд) может оказаться что вовсе и не в деньгах дело)

4

Инна, спасибо вам за обратную связь!

Желаем успехов во фронтенде и будем рады, если вы вернетесь в комментарии с фидбэком после того, как протестируете метод шкалирования.