Как и зачем готовиться к собеседованию: советы соискателям от HR

Многие кандидаты особо не готовятся к собеседованиям, надеясь, что HR или руководитель поведёт их по понятной схеме, а им останется лишь прийти и ответить на вопросы. Эта позиция изначально проигрышная. Поэтому сегодня мы будем говорить и о том, как подготовиться к собеседованиям, и о том, почему это вообще стоит делать.

Как и зачем готовиться к собеседованию: советы соискателям от HR

Почему к собеседованию стоит готовиться

1. Чтобы не попасть в неподходящую и неприятную вам компанию

Представьте: вы кандидат. Приходите на собеседование без подготовки, получаете хороший оффер и принимаете его без лишних вопросов. А потом начинаете работать и вдруг оказываетесь в компании, которая невероятно вас вымораживает. Выгораете, увольняетесь, и чтобы немного отойти от этой истории, идёте лечиться к психотерапевту, на которого сливаете ползарплаты.

Грустная история? А её можно было бы избежать, если поискать информацию о компании до того, как откликаться на вакансию и принимать приглашение на собеседование.

2. Чтобы выглядеть заинтересованным и не забыть задать важные вопросы

Меня оценят, поставят кол или пятёрку, и от этой оценки будет зависеть, расстроюсь я или нет

Именно так кандидаты часто воспринимают собеседование, забывая, что это всегда взаимная история. Вообще-то, вы оцениваете работодателя точно так же, как и он вас. Если вы не будете задавать вопросы и не проявите хоть немного интереса к компании, то для работодателя это станет тревожным звоночком. «Может работать у нас ему не особо-то и хочется? А может, он и к работе будет относиться так же безынициативно?» — именно с такими мыслями собеседник может поставить крест напротив вашей фамилии в списке кандидатов.

3. Чтобы произвести хорошее впечатление и получить оффер

В российских системах школьного или хотя бы студенческого образования нет обязательных дисциплин, которые учат презентовать себя и свои проекты. Поэтому навык самопрезентации — довольно слабое место у многих кандидатов. Оказавшись перед интервьюером без подготовки, вы можете растеряться и не понять, что на самом деле хочет услышать от вас работодатель.

Так, на просьбу рассказать что-нибудь о себе вы можете начать говорить о садике, детстве и школьных каникулах, тогда как работодатель хочет услышать хоть что-то, связанное с вакансией.

Чтобы избежать таких неловких ситуаций, можно задавать уточняющие вопросы. Например: «Я могу начать с этого, этого или этого. С чего вам было бы комфортнее, чтобы я про себя рассказал?». И такое начало уже само по себе намного выигрышнее.

Как готовиться

1. Прошерстите любые источники в поисках полезной информации о компании. Если в открытом доступе такой информации мало, попытайтесь получить её через посредника в виде рекрутера из агентства, через личный нетворк либо через отзывы и отклики на различных ресурсах.

Задача — понять, насколько компания вообще релевантна в важных для вас вопросах. Например, подходит ли она вам по этической составляющей, величине свободы для принятия решений или не попадёте ли вы в супертоксичную команду.

2. Ещё раз изучите вакансию и разберите, каким образом ваш опыт может быть ей релевантен. Это тоже часть вашей самопрезентации. То, как вы сформируете резюме, какое напишете сопроводительное письмо и насколько учтёте условия и требования вакансии — всё это повлияет на впечатление о вашей кандидатуре. А грамотный ответ на вопрос об опыте — первое, что от вас потребуется на собеседовании.

3. Тренируйтесь. На интервью у вас будет очень мало времени (дай бог минут 20) на то, чтобы рассказать о себе самое важное. А работодатель не телепат — он не догадается о том, какой вы классный, если вы сами же ему об этом не расскажете.

Например, на западе распространён необычный формат подготовки к собеседованиям — мокап-интервью. Это когда вы тренируетесь проходить интервью с такими же соискателями и в процессе оттачиваете навык самопрезентации и ведения переговоров.

В России подобные сервисы пока не особо распространены, поэтому можно пойти к карьерному консультанту и попросить его вас натаскать на прохождение собеседований — у них обычно есть такая услуга.

На интервью мозгу итак приходится несладко — ему нужно моментально решать новые задачи и искать ответы на неожиданные вопросы. А подготовка позволит не впасть в ступор, по плану подсветить перед работодателем достоинства и лучшим образом раскрыть опыт.

Так что навык самопрезентации — это такой же прокачиваемый навык, как и публичные выступления, только с очень чётко таргетированной целевой аудиторией. Если нам предстоит выступать на публике, мы проговариваем речь раз 50, а порой даже учим её наизусть. Таким же образом можно тренировать самопрезентацию и ответы на вопросы работодателя, чтобы получить место в компании вашей мечты.

  • Чтобы не пропускать наши исследования и статьи, следите за анонсами в канале NEWHR
  • Много полезного для тех, кто нанимает людей, мы пишем в «Доказательный Рекрутинг»
  • Если вы находитесь в анонимном поиске работы — приходите на GeekJob
  • Ещё у нас есть канал с мемами про рекрутинг в IT (конечно же, с котиками) «Рекрутинг и жизнь»
  • А видео про рекрутинг, карьеру и зарплаты в IT смотрите на нашем канале в YouTube

Приходите читать, смотреть и комментировать.

1313
6 комментариев

Всегда готовлюсь к собеседованиям. Каждый раз спрашивают, что я знаю о компании))

6
Ответить

Ну конечно спрашивают — им же либо надо самим рассказывать вам о компании, либо можно эту часть сократить.

1
Ответить

1) искать работу -это работа и относится надо так же как к новой работе.
2) допустим начинаете с 9 утра и работаете до 17-00
3) сперва ищите те компании и Вакансии где вы хотите работать
4) готовите резюме под них (под ту компанию куда вы хотите)
5) несмотря на то есть вакансии или нет, звоните в отдел кадров hr-службу и напрашиваетесь на собеседование
6) готовитесь к собеседованию, узнаёте про компанию, о руководителе и тд
7) главное на собеседовании этотгорящие глаза и мотивация к работе. Таких любят и берут в первую очередь, даже при некоторой более слабой компетенции у такого будет колоссальное преимущество
8) параллельно ищите другие вакансии и компании
9) звонок лучше чем отклик или письмо на почту кадровика. Почта это вообще как спам. Звонок - приоритет
10) прозвонили 10-20 компаний, соберёте 5-7 собеседований, готовитесь и идёте
11) не курите перел собеседованием, оденьте свежую рубашку-блузку, почистите зубы и не воняйте потом, не опаздывайте
12) на собеседовании будьте на позитиве, кислые рожи никто не любит и не захочет видеть в коллективе даже при безусловных компетенциях
13) мотивированный, приятный, улыбающийся и позитивный кандидат-это огромная фора перел другими. Приходят часто недовольные, уставшие, вонючие, злые, побитые жизнью кандидаты, деформированные плохой прошлой работой-которые на других работодателей сразу смотрят волком-таких тоже берут, но у вас будет приоритет
14) обязательно звоните после собеседования сами, иногда кадровики сами мудаки, забывают, теряют телефон, тупят и тд.
15) инициатива поощряется, тот кто звонит и интересуется сам гораздо чаще получает работу
16) не надо надеятся на одно собеседование. Их должно быть много и у вас должно быть несколько Офферов.
17) главное понять, что поиск работы это такая же работа. Кто систематизирует поиск, подходит качественно, с головой, готовится и тратит чуть больше времени чем обычный соискатель-получает лучшие офферы.
18) нельзя звонки совершать делая что-то другое, находясь на кассе магазина, преоываясь на сериальчик. Вы даже важный звонок забудете сохранить или не запомните время собеседования, либо запомните неверно.
19) просто поймите, что потратив пару-тройку дней на поиск работы качественно, работая с утра до вечера, с перерывом на обед и кофе, записывая в тетрадку инсайты и предложения и время собеседований, подготовившись погугля о работодателе, вы невероятно опережаете другую серую массу соискателей, у которых хватает мозгов только на подготовку резюме и сделать отклик. Это уровень ноль, или может 1.
20) почти во всех сферах есть нехватка персонала, найти работу сейчас не трудно. Надо лишь приложить усилия, а не как обычно, делая это «междужелом».

6
Ответить

Да уж. Для себя поняла, что поиск работы это ещё та работа 🤯

2
Ответить