Решения для корпоративного обучения: готовые и на заказ. Какое выбрать и от чего зависит стоимость

Рост бизнеса невозможен без развития сотрудников. Чтобы достигать высоких показателей, создавать новые продукты и менять процессы работы, нужно повышать компетенции персонала. Корпоративное обучение позволяет это сделать, но не все могут организовать его своими силами — по данным исследования Нетологии, 36% российских компаний обращаются за помощью к внешним провайдерам и тренерам.

Софья Ратникова, руководитель b2b-направления Нетологии, на примере курсов платформы объясняет, какими бывают корпоративные образовательные решения, от чего зависит их эффективность и стоимость и как выбрать подходящий продукт.

Российский рынок корпоративного образования предлагает широкий выбор продуктов. Обучение может быть организовано с помощью видеокурсов, тренингов, очных и онлайн-программ. Каждый провайдер предлагает свои подходы к разработке решений, но все они так или иначе строятся на общих принципах.

Как правило, корпоративную программу можно приобрести в готовом виде или сделать на заказ. У этих вариантов есть свои особенности, преимущества и недостатки. Разберёмся в этом подробно.

Готовые решения

Это образовательные продукты, которые полностью упакованы и готовы к использованию. Их содержание продумано заранее и никак не меняется в зависимости от покупателя. Такие решения универсальны и подходят для широкой аудитории. Так, видеокурс Нетологии по техникам проведения переговоров могут использовать как компании, которые обслуживают частных клиентов, так и те, кто работает с b2b-сегментом.

Готовые программы не предполагают большой интерактивности и сложных технических решений: обычно они состоят из видео, презентаций, текстов и проходят на платформе провайдера или во внутренней системе компании.

Преимущества готовых решений в том, что они:

  • Могут быть использованы сразу. В отличие от решений на заказ, здесь не требуется ожидания. После покупки можно сразу приступать к обучению сотрудников.
  • Обычно стоят дешевле других решений и имеют фиксированную стоимость. Это позволяет сразу же рассчитать бюджет и организовать для сотрудников базовое обучение. Приобретая короткий видеокурс, можно уложиться в 100 тысяч рублей. Но стоит учесть, что стоимость готового решения зависит от сложности программы, её длительности и формата, поэтому такой продукт не всегда будет дешевле других. Так, комплексная программа с набором из нескольких готовых курсов может стоить более 800 тысяч рублей, а это уже дороже некоторых решений на заказ.

Недостатки в том, что готовые решения:

  • Не учитывают конкретные бизнес-задачи компании. Эти продукты ориентированы лишь на общие требования: оптимизацию бюджета, универсальность форматов для загрузки во внутренние платформы и восприятие информации студентами. Они помогут развить у сотрудников определённые навыки для решения рабочих задач, но не подстроятся под специфику компании или конкретные бизнес-цели.
  • Устаревают. Такие решения закроют актуальные потребности в обучении, но не подойдут для долгосрочного использования. Однажды купленный курс не получится использовать всегда — подходы и инструменты работы меняются, и вместе с ними должна меняться образовательная программа. Если сегодня отдел продаж общается преимущественно в чате, а купленный ранее курс обучает основам телефонной коммуникации, то его эффективность будет низкой. Поэтому образовательные компании постоянно пересматривают свои программы: добавляют в них свежие кейсы, обновляют материалы и их форматы в соответствии с новыми трендами. Но перед покупкой готового решения всё-таки стоит убедиться в его актуальности.

Решения на заказ

Это курсы и тренинги, которые разработаны специально для компании с учётом её индивидуальных запросов. Онлайн-программы обычно состоят из разных материалов, включая интерактивные задания и вебинары. Очное обучение проходит в формате занятий или интенсивных тренингов, иногда — с применением онлайн-платформы, где учащиеся выполняют задания и получают дополнительные материалы.

Большой упор в индивидуальных решениях делается на аналитику: отслеживание прогресса обучения и оценку результатов. В Нетологии подбор таких продуктов проходит в несколько этапов:

  1. Сначала мы проводим бриф, на котором вместе с компанией-заказчиком обсуждаем задачи и требования.
  2. Если необходимо, делаем предварительные замеры: оцениваем исходные навыки сотрудников и собираем их пожелания.
  3. Затем вместе с заказчиком определяем образовательные цели и предлагаем решение.
<p>Это фрагмент брифа, который мы составили вместе с клиентом. Документ помог сформулировать цели и определить подходящий формат обучения </p>

Это фрагмент брифа, который мы составили вместе с клиентом. Документ помог сформулировать цели и определить подходящий формат обучения

Подробно о том, как строится весь процесс работы над индивидуальным решением, мы рассказали в предыдущей статье.

Может показаться, что разработка программы на заказ требует длительного времени и больших вложений, но это не всегда так. Многие потребности по обучению сотрудников можно закрыть с помощью доработки существующих программ, поэтому среди индивидуальных решений стоит различать адаптивные и кастомные.

Адаптивные

Это программы, разработанные с помощью готовых решений под потребности компании. В Нетологии адаптивные решения нацелены на развитие конкретных компетенций сотрудников и чаще всего подразумевают доработку практической части под специфику задач и сферы деятельности компании. Своим клиентам мы предлагаем два варианта сборки таких решений:

  1. На основе готовых курсов. Сохраняем структуру и основное содержание программы, но дополняем её нужными элементами. Так, при создании образовательного решения для сети строительных магазинов мы взяли готовый курс Нетологии по продакт-менеджменту, добавили в него рабочие кейсы и заменили практические задания под специфику сферы.
  2. Из модулей существующих программ. В этом случае создаём структуру курса с нуля и наполняем её готовыми материалами. Таким образом мы разработали программу обучения по лидерству. В ней мы объединили модули из курсов по продакт- и проджект-менеджменту, а затем дополнили их теорией и практикой по недостающим навыкам.

Адаптивные решения имеют свои особенности ↓

  • Они дешевле кастомных. Стоимость адаптивных продуктов зависит от объёма доработок. Как правило, такие решения не требуют значительных изменений и разработки большого количества новых материалов, поэтому позволяют сэкономить на обучении.
  • Более персонализированные, чем готовые. Адаптивные решения подстраиваются под сферу и специфику работы компании. При этом разница в стоимости может быть незначительной: когда в программу добавляют кейсы или практику, в среднем она становится всего на 30% дороже, чем готовая.
  • Помогают достичь бизнес-целей. Такое обучение позволяет сотрудникам овладеть на практике необходимыми навыками для решения рабочих задач и сразу их применять. При разработке адаптивного решения провайдер не ориентируется на бизнес-цели, но если обучение подобрано верно и точно им соответствует, оно позволит достичь результатов.
  • Не учитывают требования компании. Адаптивные решения разрабатываются на основе готовых курсов, поэтому не подстраиваются под конкретные пожелания. Если основной курс предполагает занятия в формате вебинаров, то в адаптивном курсе не получится заменить их на видео или текстовые материалы.
  • Требуют ожидания. В отличие от готовых решений, разработка адаптивных требует времени. Так, замена кейсов или практики в готовом курсе может занять около 2 недель, а создание программы из существующих модулей — до 1,5 месяцев.

Кастомные

Это полностью индивидуальные разработки. В них нет готовых элементов: методики, структуру и формат подбирают под образовательные цели, а все материалы создаются с нуля. Кастомные программы нужны, когда у компании есть потребность, которую нельзя закрыть готовым или адаптивным решением. Как правило, это узкий нестандартный запрос, такой как повышение квалификации IT-специалистов для создания инновационного продукта.

Особенности кастомных решений в том, что эти продукты:

  • Соответствуют бизнес-целям и требованиям компании. Решение разрабатывается полностью под запросы заказчика, поэтому позволяет добиться максимальной эффективности обучения. По данным наших внутренних исследований, посещаемость этих занятий составляет 95%. Такая вовлечённость достигается за счёт предварительного замера знаний сотрудников.
  • Перед их разработкой проводится аналитика. Она помогает выстроить эффективное обучение и учесть факторы, которые могут повлиять на достижение образовательного результата. Стандартно в Нетологии мы оцениваем знания сотрудников с помощью анкетирования. Но если компании требуется специфическое решение или позволяет бюджет, мы предлагаем глубокую аналитику: проводим более точную оценку знаний сотрудников, узнаём, что их мотивирует и какие есть потребности. Это помогает адаптировать обучение под уровень и особенности восприятия студентов, разделить их на группы, организовать практику и подобрать оптимальные форматы обучения. Чем более глубокая аналитика будет проведена, тем выше шанс достичь поставленных бизнес-целей.
Знания сотрудников оцениваются с помощью специальных заданий. От количества набранных баллов зависит, в какую группу попадёт человек: junior, middle или senior
Знания сотрудников оцениваются с помощью специальных заданий. От количества набранных баллов зависит, в какую группу попадёт человек: junior, middle или senior
  • Дороже других решений. Такие программы разрабатываются с нуля, поэтому их стоимость выше. Конечно, бывают случаи, когда кастомное решение получается не дороже других: по нашему опыту, можно создать программу и за 500–800 тысяч рублей. Но чаще всего стоимость кастомной разработки всё-таки выше. Цена зависит от многих факторов: сложности задачи, требований компании и форматов реализации. Как правило, провайдер может предложить оптимальное решение под разные бюджеты и скорректировать его в случае необходимости. Например, если сотрудники не потянут нагрузку, или материал, наоборот, покажется им слишком лёгким.
  • Сроки их разработки дольше остальных. При кастомном обучении требуется время на анкетирование сотрудников, дополнительную аналитику, разработку концепции, создание программы и подготовку материалов. Без глубокой аналитики обучение можно начать уже через 1–2 месяца, но если такое исследование необходимо, сроки могут доходить и до 3–4 месяцев. Чтобы сократить время ожидания, в Нетологии мы по возможности предлагаем разработку программы параллельно с обучением. В таком случае после проработки концепции и создания первых модулей мы запускаем процесс, а пока сотрудники учатся, готовим оставшуюся часть. Кроме того, это позволяет получить обратную связь от студентов и учесть её в следующих модулях курса.

Что важно при выборе образовательного решения

Чтобы подобрать подходящее образовательное решение, компании нужно учесть свои требования и ограничения. Необходимо:

  1. Соотнести образовательный продукт с поставленными бизнес-целями: оценить, получится ли с помощью этого обучения их достичь. Готовый курс по коммуникации поможет развить навыки общения сотрудников по отдельности, но если цель — улучшить взаимодействие внутри команды, он не подойдёт. В такой ситуации лучше заказать адаптированную программу с групповой практикой.
  2. Учесть технические и организационные требования. Необходимо продумать, как именно будет использоваться решение: может ли обучение проходить на платформе провайдера или нужно предоставлять его на внутренней платформе компании, требуется ли отслеживать прогресс обучения, планируется ли повторно использовать решение в будущем или менять его содержание.
  3. Предусмотреть удобство для сотрудников. Эффективность обучения сильно зависит от самих студентов, поэтому необходимо подобрать такое решение, которое будет соответствовать их техническим навыкам, уровню знаний и особенностям восприятия.
  4. Учесть потребности руководителя и HR-менеджеров. Если руководителю или HR-менеджеру необходимо контролировать процесс обучения специалистов, им должно быть удобно это делать. Нужно чтобы выбранное решение позволяло им получить всю необходимую информацию по посещаемости, выполнению заданий, результатам тестов и при этом не требовало больших усилий или времени. Особенно если планируется длительное обучение.

Найти идеальное решение, которое будет соответствовать всем требованиям, сложно. Приходится чем-то жертвовать, особенно если бюджет сильно ограничен. Поэтому стоит приоритизировать требования.

Когда в критериях есть удобство сбора статистики для бизнеса и вовлечённость сотрудников в процесс обучения, нужно выбрать, что важнее. Если работодателю важно видеть промежуточные результаты обучения, а руководитель и HR-менеджер сами готовы работать над мотивацией команды, то требования к аналитике будут в приоритете.

Если сформулировать требования или приоритизировать их самостоятельно не получается, это нормально. Специально для этого провайдеры сначала проводят бриф, на котором задают все необходимые вопросы и помогают подобрать подходящее решение.

От чего зависит стоимость и эффективность образовательного решения

Бывает, что у заказчика уже есть представление о будущем образовательном продукте: сколько в нём должно быть видео, как можно организовать практику и каких экспертов пригласить. Но даже если был предыдущий опыт обучения сотрудников, нужно понимать, что задачи бизнеса, условия и подходы к обучению меняются. Поэтому к выбору образовательного решения нужно подходить открыто, и лучше всего положиться на опыт провайдера. Он сможет сопоставить требования и подобрать оптимальное решение.

Задача провайдера — соблюсти баланс между стоимостью, сроками и эффективностью обучения.

Заказывая решение для своей компании, достаточно понимать, что поставленные образовательные задачи могут быть решены по-разному.

На стоимость и эффективность обучения влияет несколько факторов ↓

Типы материалов

Онлайн-программа может состоять из текстов, презентаций, видео, вебинаров, интерактивных заданий. Современные курсы чаще всего комбинируют разные типы материалов — это помогает поддерживать вовлечённость студентов и делает обучение более эффективным.

Стоимость создания этих материалов различается. Так, тексты и презентации дешевле в производстве; видео, вебинары и интерактивные задания — дороже.

Если бюджет ограничен, провайдер может сократить программу или выбрать более доступные и простые форматы: уменьшить количество модулей в адаптивной программе или дать теоретические материалы в виде текстов вместо вебинаров или видео. Такое обучение может быть менее эффективным: некоторым людям сложнее осваивать программу, в которой больше текстовых материалов и меньше видео и вебинаров с преподавателем. Задача провайдера — это учесть и озвучить все риски, связанные с изменением форматов, чтобы клиент мог принять взвешенное решение.

Так выглядит модуль стратегического планирования в одном из курсов Нетологии для руководителей. Освоить тему помогают разные материалы: лонгриды, видео и тесты
Так выглядит модуль стратегического планирования в одном из курсов Нетологии для руководителей. Освоить тему помогают разные материалы: лонгриды, видео и тесты

Формат обучения

Онлайн-обучение может проводиться в синхронном, асинхронном и смешанном форматах ↓

  • Синхронное проводится вживую и требует присутствия студентов во время занятий. Чаще всего оно проходит в формате вебинаров и предполагает регулярный контакт с преподавателем. Такой формат сильнее вовлекает студентов в образовательный процесс.
  • Асинхронное обучение предполагает наличие доступа к учебным материалам: видео и текстам, которые можно изучать в любое время. Такой формат снимает с HR-менеджера или руководителя часть организационных задач: не нужно собирать группу, искать подходящее место и время для занятий и контролировать присутствие сотрудников.
  • Смешанное обучение позволяет объединить преимущества обоих форматов. Можно дать студентам материалы для самостоятельного изучения, а сложные темы или практику провести в формате занятий с преподавателем.

Как правило, асинхронное обучение дешевле: в нём используются более доступные в производстве материалы и требуется меньше участия образовательного персонала. Однако выбор формата зависит не только от стоимости, но и от образовательных задач. Если необходима групповая практика или плотное взаимодействие с экспертом, лучше выбрать синхронное обучение. Если предмет не требует участия преподавателя и учёта особенностей каждого студента, подойдёт и асинхронный формат.

Количество сотрудников

Стоимость решений на заказ часто зависит от количества человек: для каждого студента требуется проводить отдельный учёт результатов, анализировать прогресс, давать практические задания, проверять тесты и домашние работы. Стоимость разработки материалов при этом не меняется, поэтому при обучении большого числа сотрудников выгоднее использовать более дорогой в производстве контент.

Если необходимо провести обучение по корпоративной культуре для нескольких тысяч человек, оптимальным решением станут интерактивные задания. Они позволят лучше закрепить знания, а стоимость обучения в пересчёте на одного сотрудника будет такой же, как и у курса с видео и презентациями.

Хотя иногда количество сотрудников не влияет на его стоимость. Чтобы провести обучение правилам безопасности, не требуется отдельной аналитики. Такой курс можно организовать в асинхронном формате, тогда его стоимость не будет зависеть от количества студентов.

Резюмируем

Есть разные варианты решений для корпоративного обучения: можно выбрать готовый курс, а можно заказать адаптивную или кастомную разработку. Каждый тип продукта имеет свои плюсы и минусы.

Решения для корпоративного обучения: готовые и на заказ. Какое выбрать и от чего зависит стоимость

Разработка образовательного решения не обязательно потребует долгого ожидания и больших расходов. Главное — убедиться, что выбранное решение:

  • соответствует поставленным бизнес-целям;
  • отвечает организационным и техническим требованиям;
  • будет удобным для пользователей;
  • учитывает потребности руководителя и HR-менеджеров.

Нужно понимать, что эффективность и стоимость обучения зависит от формата, типов материалов и количества сотрудников:

  • Тексты и презентации дешевле в производстве, а видео, вебинары и интерактивные задания — дороже, но сильнее вовлекают студентов. Можно изменить типы и количество материалов, но эффективнее всего комбинировать их.
  • Стоимость программ на заказ зависит от количества сотрудников. Если их много, то будет выгоднее использовать более дорогие в производстве материалы.
  • Синхронное обучение более вовлекающее, чем асинхронное, но требует больше ресурсов на организацию и стоит дороже, смешанное позволяет объединить преимущества первых двух. При этом выбор формата в первую очередь зависит от образовательных задач.
11
Начать дискуссию