Зарплаты продакт-менеджеров, удаленка и участие в найме: что происходило в професси в 2022 году

Продакты получают больше аналитиков и проджектов, а компании среднего размера оказались самыми неустойчивыми к кризису — вот что мы узнали из исследования о развитии специалистов продуктовых компаний, которое провели в декабре 2022 года. В этой статье поделимся основными инсайтами о зарплатах, формате работы, участии в найме и изменение размера продуктовых компаний по итогам 2022 года. В исследовании затрагивается гораздо больше тем — просто их не уместить в одной статье.

Начнем сразу с выводов, а уже потом поговорим, на чем они основываются:

  • Несмотря на предсказания о скором возвращении сотрудников в офисы, которыми всех держали в напряжении последние пару лет, этого практически не происходит, а удаленка стала неотъемлемой частью работы в продуктовых компаниях — по крайней мере, для околопродуктовых специалистов.
  • В 2022 году чаще удавалось сохранить или даже увеличить число продактов либо совсем маленьким компаниям (до 200 человек) , либо крупным (от 500 человек) . Больше всего сокращений продуктовых менеджеров произошло в компаниях со штатом 200–500 человек — они оказались наименее устойчивыми к внешним обстоятельствам.
  • Чем выше у специалиста зарплата, тем активнее он участвует в найме.
  • Продакты участвуют в найме гораздо чаще, чем остальные окопродуктовые специалисты вроде дизайнеров, проджектов, аналитиков и маркетологов.

В статье четыре раздела: зарплаты продактов, сокращение и рост штата продуктовых компаний, работа на удаленке и портрет участников исследования.

Зарплаты продактов

Один из самых интересных пунктов — потому что про деньги. Самой распространенной зарплатной вилкой стал интервал 180–220 тысяч рублей в месяц. При этом второе место уверенно заняла вилка 300–370 тысяч рублей. В прошлом году мы задавали подобный вопрос и там был явный крен в сторону интервала 110–150 тысяч рублей, а особого пика на зарплатах свыше 300 тысяч рублей не было.

Говорит ли это о росте зарплат продактов? У нас два предположения:

  • Зарплаты на самом деле подросли.
  • Возможно, причина в изменившейся выборке (хотя каналы дистрибуции исследования практически не изменились) .
Зарплатные вилки менеджеров продукта
Зарплатные вилки менеджеров продукта

Еще по таблице прослеживается, что у тех, кто в найме не участвует, зарплатные вилки после интервала 110–220 тысяч рублей встречаются гораздо реже.

Зарплатные вилки и участие в найме
Зарплатные вилки и участие в найме

Любопытно посмотреть зависимость зарплат и от специальности. Отметим, что подавляющее большинство респондентов были продактами, следовательно, по другим специальностям (особенно маркетологам и дизайнерам — и это четко видно по таблице) из-за небольшой выборки данные могут быть искажены. Плюс продвигалось исследование именно по продуктовым каналам, то есть «ловили» мы больше таких респондентов, которые живо интересуются продуктовой тусовкой. Это также могло сказаться на результатах.

Зарплатные вилки и позиция в компании
Зарплатные вилки и позиция в компании

Пики на зарплатах 300+ тысяч рублей прослеживаются только у продактов и руководителей, остальные специальности практически не выбираются за пределы 200 тысяч рублей — разве что у аналитиков есть заметный пик 220–260 тысяч рублей.

Зарплатные вилки коррелируют и с размером компаний. В самых маленьких компаниях и зарплаты поменьше. Хотя у компаний со штатом 10–200 человек наблюдается пик на вилке 300–370 тысяч рублей. Но у них же есть серьезный провал после вилок 220 тысяч рублей.

Компаниям в 200–1000 человек в плане найма уже явно приходится конкурировать за продактов с крупным бизнесом и предлагать специалистам более высокие вилки. Однако их самая популярная вилка — 180–220 тысяч рублей, причем лидирует она с большим отрывом. А вот у крупных компаний со штатом от 1000 человек вилки чуть сильнее «размазаны» по всем интервалам, начиная со 110 тысяч рублей.

Зарплатные вилки и размер компании
Зарплатные вилки и размер компании

Как изменилось количество продактов в компаниях

Интересные данные получились и в ответе на вопрос о том, как изменилось количество продактов в компаниях в 2022 году. В плане сокращений все оказалось не так плохо: большая часть компаний сохранила или даже увеличила количество продактов — такие ответы дали 79% респондентов. Если же посмотреть на эти данные в разрезе размера компаний, то окажется, что самыми неустойчивыми в кризис стали компании со штатом 200–500 человек. 20% специалистов таких компаний отметили сокращение количества продуктовых менеджеров на 10–40%.

Изменение количества менеджеров продуктов в компаниях
Изменение количества менеджеров продуктов в компаниях

Наше предположение: более мелкие компании обладают достаточной гибкостью, а крупные — хорошим запасом прочности, что позволяет им не сокращать штат и даже расти в кризисные периоды времени. На наш взгляд, этот фактор стоит учитывать при поиске работы: небольшие компании и энтерпрайз оказываются более стабильными.

Работа на удаленке

Более половины респондентов большую часть рабочего времени работают на удаленке — такой ответ выбрали 56%. Остальные варианты набрали по 9–14%. И эти данные интересно сопоставляются с вопросов о том, какой вообще формат работы принят в компаниях. Доля полностью офлайновых компаний крайне мала — всего 2%, а лидируют компании с преимущественно удаленной работой (43%) и те, в которых большая часть команды находится в офисе (28%) .

Работа на удаленке и в офисе
Работа на удаленке и в офисе

Несмотря на это, более половины специалистов околопродуктовых профессий основную часть времени работают удаленно.

Тех, кто работает исключительно в офисе — 9%, а вот компаний, у которых вообще нет сотрудников на удаленке, всего 3%. Получается, что специалисты из продуктовой сферы могут работать в компаниях с удаленкой, но при этом приходить в офис. Возможно, солидная часть таких сотрудников — руководители в своих направлениях (Head of Product, руководитель отдела маркетинга и т. п.) .

Это предположение укладывается в следующие данные: среди тех, кто получает больше 400 тысяч рублей в месяц, ни один человек не работает в полностью офлайновых компаниях, хотя доля удаленки среди таких специалистов ниже — только 49% из них основную часть времени работают на удаленке против 56% в общей выборке. 5 процентных пунктов у них прибавляет вариант ответа «от 51% до 75% времени работаю удаленно».

Формат работы в компаниях
Формат работы в компаниях

«Есть люди в офисе, а есть на удаленке — и это задает групповую динамику. Те, кто сидит в офисе, у них сильнее неформальные связи, они больше общаются, делятся какими-то сплетнями по коллективу, у них связи более тесные. А еще в офисе кто чаще сидит? Руководство сидит в основном — рядовые сотрудники сидят на удаленке. А если вы метите в это самое руководство, но не сидите в офисе, у меня для вас есть неприятные новости».

Глеб Кудрявцев, фаундер, «Карьерный цех», по материалам подкаста make sense

Портрет участников исследования

Всего в исследовании приняло участие 712 человек — специалисты продуктовых компаний с различных позиций. Больше всего было продакт-менеджеров — такую специальность указали 58% респондентов. Всех остальных специалистов было гораздо меньше, хотя довольно заметную долю составили проджекты (11%) , руководители (9%) и аналитики (8%) . Это традиционная для нашего исследования картина — примерно таким же состав респондентов был и в предыдущие три года. Разве что доля продактов подросла на 8 процентных пунктов.

Важно, что в «управление продуктами» мы включили не только самих продактов, но также CPO, директоров и по продукту и т. п.

Портрет участников исследования: какие позиции занимают респонденты
Портрет участников исследования: какие позиции занимают респонденты

Доля специалистов разных профессий среди участников исследования

Интересно, что среди продактов доля специалистов, которые принимают участие в найме, вырастает по сравнению со всей выборкой — 56% менеджеров продукта вовлечены в хайринговые процессы против 51% по всем участникам опроса. А вот проджекты, на удивление, участие в найме принимают гораздо реже (всего 30%) .

Если говорить об индустриях, которые представляли участники исследования, то с большим отрывом лидирует финтех и банкинг — эту сферу выбрали 26%. На втором-третьем местах образовательные продукты, интернет-магазины и foodTech. По мнению Глеба Кудрявцева, основателя платформы «Карьерный цех», это вполне объяснимо: финтех в принципе отрасль более обеспеченная, а значит и вводить продуктовые позиции они могут гораздо активнее.

Типы продуктов и индустрия, в которых работают участники исследования
Типы продуктов и индустрия, в которых работают участники исследования

Если же смотреть в разрезе типа продукта, а не индустрии, то лидируют B2C и B2B-продукты — что вполне ожидаемо. Платформы, B2G и C2C — гораздо менее распространенные модели.

Заключение

Будем рады вашей обратной связи и вопросам по исследованию. Надеемся, оно окажется полезным и для вас лично, и для бизнеса, над развитием которого вы сейчас работаете.

P. S. Полностью изучить исследование и даже покрутить интересные вам данные в интерактивном дашборде можно по ссылке. Исследование подготовили ProductSense и Яндекс Практикум.

P. P.S. Спасибо ребятам из агентства Antro за разработку, дизайн и верстку исследования, а Роме Бунину, автору канала Reveal The Data — за крутой дашборд.

22
2 комментария

Зарплаты продакт-менеджеров в США