На что обратить внимание при выборе руководителя отдела продаж

Если вы не хотите, чтобы задачи отдела продаж решались с помощью таро и расположения планет, стоит внимательнее выбирать РОПа.

Резкая необходимость в поиске руководителя отдела продаж появляется в нескольких случаях:

  • Команда растёт не по дням, а по часам, и нужен человек, который будет её контролировать;
  • Старый руководитель решил, что его должность ему надоела, поэтому ушёл в вольное плавание, а в компании появилась потребность в новом РОПе;
  • Человек, который на данный момент занимает должность РОПа, даже не знает, как расшифровывается эта аббревиатура (не справляется с обязанностями руководителя отдела продаж).

Может возникнуть ощущение, что каждый из этих вариантов супер сложный и нужно глубоко нырять, чтобы разобраться.

На деле же — важно на старте просто определиться с задачами, которые вы хотите решить, наняв руководителя в отдел продаж.

Не пытайтесь плыть против течения. Выбираете цель — понимаете, кого требуется найти и как стоит двигаться дальше.

При выборе РОПа важно отталкиваться от его рабочего опыта и качества кейсов по продажам, если, конечно, вы не хотите, чтобы задачи в компании решались с помощью таро и расположения планет.

Часто во время поиска вы будете встречать кандидатов, которые указали, что были руководителем отдела продаж, но на собеседовании окажется, что в подчинении у него был он сам, и, в лучшем случае, еще один сотрудник на сопровождении + аквариумная рыбка в качестве ачивки за ответственность. Это ни в коем случае не претендент на РОПа или тимлидера, а скорее просто грустный самоуправляющий, который верит, что придуманный опыт в резюме откроет ему двери в желаемое будущее.

Я считаю, что в продажах важно иметь именно управленческий опыт

Senior Помидор

Управленческий опыт руководителя отдела продаж

Очень хорошо, если у кандидата в РОПы есть управленческий опыт, который использовался в двух и более компаниях.

Ещё лучше, если в каждой компании управленческий опыт накапливался по пути карьерной лестницы, то есть кандидат приходил на более низкую должность, (например, — менеджер) а в итоге поднимался до руководителя отдела продаж компании (или хотя бы тимлидера), параллельно расширяя свой функционал.

Это даже не критерий отбора, а желательный для нас карьерный путь кандидата. Подобные кейсы показывают, что человек разбирается в своей профессиональной сфере, потому что он несколько раз может с одинаковым успехом прийти к повышению до РОПа.

Вполне распространенный вариант развития карьеры: когда в первый раз достигаешь управленческого опыта, при выходе на рынок ты столкнёшься с кучей трудностей, быстро найти работу будет также сложно, как облизать локоть. С таким развитием событий человек или жертвует масштабами и идёт управлять пятью людьми в маленьком офисе, либо жертвует должностью и устраивается на должность ниже, но в крупной компании. После чего развивается до руководителя. Это та часть, на которую определенно стоит обратить внимание при выборе руководителя отдела продаж.

Продолжая, перейдём к следующему шагу отбора, заодно поделимся лайфхаком: если вы видите, что человек вырос из менеджера по продажам в РОПы, после чего пробыл в новой должности всего три-четыре года, это не значит, что все плохо и надо сразу закрывать перед ним дверь.

Есть нюанс. В работе РОПа есть два основных фокуса: построение бизнес процессов и контроль команды по продажам. Стоит обратить внимание на вторую обязанность. Понять, что нового за время своей работы он внёс в работы команды (и внёс ли вообще), а также за какое время получилось это сделать. Часто бывает, что при разборе этого вопроса на интервью выясняется, что он когда-то что-то поставил на рельсы (или что-то поставили до него), а нам важно понимать, как он апгрейдил свой отдел продаж, что нового именно он вносил в работу. Просто поддержка процессов — это функционал заместителя РОПа или тимлида. Вам же нужна инициатива, готовность что-то менять и понимание целесообразности этих изменений.

Хороший РОП всегда видоизменяет процессы

Senior Помидор

Факт: профессиональный Руководитель отдела продаж не просто укладывает рельсы и идет по ним всем составом, он ещё и вовсю пытается отыскать новые решения на рынке, способствующие улучшению процессов как внутри команды, так и вовне. Это может касаться улучшения воронки продаж, изменения формата встреч или же скриптов продаж – все, что делает конверсию в продажу выше, а работу отдела — эффективнее. Именно этой особенностью и выделяется руководитель отдела продаж. В резюме обычно используются громкие тезисы, но во время разговора важно уловить моменты о том, как он обогащал, видоизменял и упрощал рабочие процессы, к каким результатам удалось прийти. Если РОПу за три-четыре года его работы есть чем поделиться (сюда можно отнести планы команды и их реализацию), перед нами кандидат, который точно вам подходит и сможет решить более 90% поставленных перед ним задач.

Если мы перед собой видим РОПа, который больше контролировал и сопровождал отдел продаж без создания процессов, то, в целом, это норма, но стоит тщательно сравнить его навыки с теми, какие вы ищите для развития своего отдела продаж. Если нам нужен хороший контролирующий роп, а основные процессы созданы, упор в интервью делайте именно на этом. Выясните, какие инструменты использовал, как контролировал, какие метрики смотрел, как взаимодействовал с другими отделами и т. д.

Если же вам надо что-то создавать (а чаще всего РОПа ищут именно когда что-то не работает, или что-то еще не создано, но уже сформировалась необходимость), то смотрите на его опыт, его насмотренность на рынке, на методики, которые он применяет и ищет.

Каждый РОП приводит с собой опыт, который он использовал в другой компании

Senior Помидор

Большая насмотренность РОПа = много новых интересных механик, которые вы сможете использовать, и меньше провальных моментов в работе с другими специалистами компании. Важно: вы инвестор, который вкладывает в опыт сотрудника, а он, в свою очередь, ищет быстрые и простые рычаги для достижения цели.

Не стоит забывать и про свой опыт. Держите в голове то, чем был хорош для вас предыдущий Руководитель. Ищите такие же привилегии в будущем, а плюсом ко всему добавляйте и новые требования.

Что касается испытательного срока, здесь нужно исходить из плана задач для отдела продаж, которые будут реализованы в течение первых двух-трех недель. Потом стоит переходить к общей картинке: смотреть, что удалось реализовать, а что нет. До старта лучше не составлять план задач, так как кандидат пока не внутри вашего бизнеса, он не знаком с командой и вашими бизнес процессами. Это касается абсолютно всех кандидатов. Чтобы не тратить времени на гадание по кофейной гуще, помните, что результат может быть связан не только с деньгами здесь и сейчас: некоторые задачи делаются на долгую перспективу. Порой кажется, что в каких-то зонах ничего не поменялось, но в будущем вероятнее всего будут видны плоды — просто сделайте работу кандидата прозрачной, подберите единое поле работы.

Опять же, хороший руководитель отдела продаж будет искать как быстрые деньги, так и потенциал на будущее. Смотрите на то, какиеточки роста он зафиксировал, и какие предлагает улучшить.

Если не придерживаться этих рекомендаций, вы рискуете часто менять руководителей отделов продаж. Это не катастрофично, но это временные и денежные затраты. Онбординг РОПа занимает больше времени, чем онбординг команды.

И не забывайте простую истину: частая смена руководителя в отделе продаж негативно сказывается на работе всей команды и вашем настроении.

Если вы сами не хотите этим всем заниматься, обратитесь в агентство по подбору РОПов: там 100% знают, что делать, кого искать, как подбирать и на каких кандидатов не стоит тратить драгоценное время.

2.9K2.9K показов
806806 открытий
22 репоста
20 комментариев

Хорошая статья. Действительно много нюансов есть и, наверняка, все довольно индивидуальные.

Было бы интересно посмотреть еще с другой стороны: как РОПу справиться со всеми этими вопросами, проверками от HR/агентства. А то кажется, что после этих собесов даже сильные ребята могут испугаться и задуматься над ответами. Надолго.

Ответить

Сильные ребята не пугаются, а рады таким вопросам, потому что эти вопросы помогают им раскрыть свой красочный опыт. :)

В любом случае, чем больше сито, тем меньше нерелевантного.)

Сначала вопросы задает тот, кто платит.)

Ответить

Интересно, конечно, но в большинстве случаев, с которыми лично мне приходилось сталкиваться, это РОПы, которые совершенно ничего не делают на рабочем месте и только более-менее регулируют работу своих манагеров. Точнее: регулируют звонки, распределяют заявки при необходимости.

Но я ни разу еще не видел, чтобы кто-то выстраивал воронки продаж, заморачивался над мотивацией и тд. В целом, результат был аналогичным (когда ТЗ -ХЗ, то и результат ХЗ, как говорится).

Видимо, первичный отбор все-таки важен.

Ответить

То были тимлидеры, и хорошо, если они качественно работали, а не просто закрывали свои амбиции "поруководить группой" :)

Ответить

Меня вот как маркетолога волнует совсем другая история с РОПами: всю свою карьеру (около 7 лет) сталкиваюсь с феноменом существования РОПа, который всю свою безалаберную работу скидывает на отдел маркетинга. Нет продаж, потому что плохие лиды) Но о том, что нужно работать со скриптами и в целом над улучшением дожима (потому что продать то, что и так кому-то надо - это не работа продажника) - почему-то такие руководители не думают.

Просто наболело, простите))))

Ответить

Готова поспорить. Вы считаете, что маркетолог в этом случае будет прав? Сомнительно.

Работая в продажах, точно могу сказать, что-то качества трафика зависит конверсию в продажу. Невозможно дожать того, кто покупать не хочет, перешел по не релевантному запросу и вообще нет у него денег. Например.

Хотя бывают и исключения, факт.

Ответить

лучше всего проанализировать результаты продажников в команде и выбрать кого повысить и тщательно следить первое время за его деятельностью

Ответить