{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Вызов для HR-рынка в IT. Как в 2023 году сплотить сотрудников из офиса и на удалёнке?

Привет, меня зовут Таня, я — CEO агентства ITD. Уже более 8 лет мы с командой влюбляем айтишников в HR-бренд IT-компаний. В этом материале мы делимся анализом ситуации и прикладными инструментами с живыми кейсами.

Сейчас на рынке сложилась непростая ситуация с разобщённостью команд. Как физической, так и ментальной. Явный тренд на 2023 год — гибридный формат работы. О переходе к нему официально заявили в «Яндексе», потому что заметили снижение эффективности при работе на удалёнке.

За прошлый год мы также наблюдали за передвижениями digital nomad, которые каждый раз выходили на рабочий зум из новой страны и нового часового пояса. Только если раньше многие из них были в статусе фрилансеров, то сейчас к кочевникам подсоединился класс штатных сотрудников крупных компаний.

Сейчас уже понятно, что ультиматум «работа только в офисе» звучит не очень разумно, поэтому hr-ам важно адаптироваться к новым условиям.

Что происходит на рынке?

В начале года мы провели аналитику hr-рынка IT с целью понять, как устроена работа в топ-компаниях и какие есть запросы у соискателей.

Собрали саммари из ключевых поинтов исследования:

  • 44% IT-компаний пришли к полной удалёнке, 30% — к гибридной форме с наличием офиса на территории России.
  • В списке рабочих проблем инженеров ожидаемо появилась релокация. И сразу на втором месте после «автоматизации» работы.
  • В пятёрку критериев при выборе работодателя финальные два места в топ-5 заняли условия работы и возможность быть на удалёнке.

Изнутри мы видим запрос на сильный менеджмент. При том менеджмент эмпатичный и аккуратный. Важно сделать упор на общении и эмоциональной поддержке.

*Данные из нашего исследования по аналитике IT-рынка за март 2023 год

Какие есть трудности?

«Удалёнка» давно зарекомендовала себя как удобный формат. Но сложно поверить, что человек может без потерь уйти в одиночное плавание, когда не одно поколение до него одевалось утром и шло на работу трудиться в социум.

С появлением удалёнки сотрудники начали терять принадлежность к компании/отрасли/комьюнити. Ребята перестали ассоциировать себя с брендом и считать себя членом команды. Думаем, что на это сказывается потеря и визуального контакта (офисы, лого, мерч, детали), и ослабление HR-связей (ребята теперь не «решают вопросы у кулера» или за ланчем).

Какие есть инструменты?

  • Внутренние медиа

    Это внутренние корпоративные медиа, где сотрудники могут одновременно и развлечься, и узнать новое по работе, и обсудить проблемы, и составить совместный плейлист. Чем больше свободы и фичей во внутреннем медиа, тем лучше.

    Наше исследование также показало, что работа — основной источник полезной информации для сотрудников. Поэтому это отличная возможность совместить профессиональное развитие с коммуникацией.


    Как создать?

    Как правило, у компаний есть официальные чаты, и в плюс к ним сотрудники создают новые. Но роль админа такого чата может на себя взять эйчар, чтобы:

    а) была возможность легко добавлять и удалять участников;

    б) создавались рубрики и был регулярный постинг;

    в) придумывались общие активности. Формат контента каждая компания выбирает свой.


    Третий кит внутренних медиа после админа и контента — платформа. Можно использовать готовую (если в компании уже есть) или сделать под конкретную задачу и прикрутить к внутреннему порталу уже по API.


    Чем вдохновиться?

    Например, нам нравится лёгкость медиа от техлида Вастрика. А ещё недавно ребята из агентства Setters запустила в запрещенной сети отдельный аккаунт с «внутряками» команды.
  • Новый формат тематических ивентов

    При выборе внутрикорпоративного мероприятия компании в первую очередь нацелены на эффективность. Поэтому сначала выясняется потребность, а далее уже разрабатывается решение — в итоге получаются командообразующие ивенты с фокусом на конкретную «боль».


    Как это работает?

    С помощью эйчаров и/или пульс-опросов снимается аналитика состояния сотрудников и выявляются их точечные потребности и ожидания от ивента. После формулируется ТЗ на креатив и разработку конкретных идей с механиками.


    Поделимся собственным опытом.

    Например, в одной крупной IT-компании сотрудники хотели собраться вместе, но не хотели стандартного развлекательного формата. Пульс-опрос показал, что больше всего не хватает живого общения — проблема разрозненности команд и удалёнки.


    Мы решили использовать готовую платформу и уже под неё написали сценарий игры. Специалисты создали отдельное онлайн-пространство – космический корабль со всеми визуальными атрибутами.

    Сотрудники вдруг оказались в будущем, где должны были выполнить всё ту же привычную им задачу – организовать рабочий процесс, но уже в игровой механике. Мы старались прописать план, максимально отражая ценности компании, но с юмором и с помощью различных аналогий. Все члены экипажа корабля играли на борту свою роль. Таким образом, мы сделали акцент на значимости каждого, а также дали людям повод для взаимодействия.

    В процессе игры участники называли свои города и раскрывали самые популярные запросы в поисковике – это раскрывало их уже не как сотрудников, а как живых людей. Мы разделили коллег на группы по 25 человек, так как важна была именно степень глубины знакомства. Таких игр прошло несколько, и вовлечённость участников держалась на уровне 90% до самого конца. Лишь точечные сотрудники не смогли завершить игру.

Инсайт: компаниям стоит протестировать разные форматы командообразующих мероприятий, чтобы понять, какие из них эффективнее решают наболевшие проблемы. Советуем создать свой календарь мероприятий — официальный и не очень. Он будет зависеть как от политики руководства, так и от пожеланий и финансовых возможностей. С форматами тоже можно экспериментировать: экскурсии по городу, онлайн-чемпионаты, Lan-вечеринки.

А как это все организовать?

Сформулируйте главную «боль» команды. Это может быть разрозненность сотрудников по городам и странам или большое количество новых кадров. Потом решите, кто вы друг другу? Некоторые компании и агентства говорят о себе «семья». Мы с этим не совсем согласны.

Рид Хастингс, гендиректор «Netflix», во время представления культуры компании, говорил:«Мы команда, а не семья». У команды есть цели и задачи, по эффективности которых состав может меняться для достижения успеха. Да и рамки между семьей и работой должны быть ощутимые. Нам близка концепция колеса баланса: домой мы работу не берём и наоборот.

Определиться с форматом активностей. Что выбрать: онлайн или офлайн? С точки зрения организации онлайн-формат значительно проще. Появилось много инструментов для проведения разного вида мероприятий прямо из офиса или из дома. Эмоциональную отдачу теперь легко проверить и оценить через специальные сервисы. Количество посещений, вовлечённость, длительность присутствия – всё стало как на ладони. Но живое общение, конечно, полностью незаменимо. Хотя у крупных брендов, филиалы которых разбросаны по стране, не всегда есть возможность его организовать.

Это лишь один из примеров того, как чётко определив задачи и желаемый результат, можно без труда превратить тимбилдинг в эффективный рабочий инструмент, развить корпоративную культуру и выстроить взаимодействие сотрудников так, что они станут функционировать как единый механизм.

Важно всегда быть с командой на одной волне, улавливать контекст интересов. Выбор инструментов для достижения такого единения широк, а удалёнка – вовсе не помеха, а скорее новая веха в истории развития корпоративной культуры.

0
28 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
ITD Agency
Автор

Мы про разное немного.

Тут контекст "принадлежности" скорее про патриотизм к компании, над которым работает HR-бренд/внутриком/маркетологи через разные инструменты. Например: наращивание позитивных нейронных связей, через визуальные контакты с брендом.

Сотрудник может прощать какие-то ошибки менеджмента, в силу любви к бренду.

Если сотрудник не приходит в офис, работать с этой задачей становится сложнее, так как пока онлайн инструменты больше про гипотезы, и только сейчас появляются цифры с аналитикой эффективности.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius
В чем выгода сотрудника?

Нив чем - но если ты против - то велком из лодки.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

А еще когда гуляешь можно встретить интересную компанию, а в машине ты один сидишь и скучаешь =)
Но почему то все выбирают машину....

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

О,как я уже говорил- я в офисе мог не работать хоть полдня. Как и остальные мои коллег.Магия кулера и туалета.
А почему?А потому что условия были так себе. Но в офисе надо было отбыть 8 часов.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
ITD Agency
Автор

Мы подсвечиваем всё-таки официальную позицию компании, а фантазировать об истинных мотивах и причинах можно бесконечно.

но факт остается фактом: мы видим тенденцию на попытки сократить % удалёнки в компаниях, что будет дальше — неизвестно

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Еще можно накричать при всех. Отличный метод,я считаю.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
ITD Agency
Автор

Один человек с фамилией Мавроди в 94-м был схожего мнения и говорил «Все по-настоящему крупные дела делаются только в одиночку»))

не лучшая риторика

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Работаешь на удаленке - значит почти мошенник =)

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Это очень хорошо видно в кризис - как ценны харды и как не ценны софты -в плане фин устойчивости. собственно, мнеджеры тут всегда боятся увольнения. А программисты философски рассуждают что да, придется походить по собесам...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
ITD Agency
Автор

понятный бизнес-процес и мит с утра — это гигиена для крупного бренда, мы же говорим про новые инструменты для помощи HR-департаментам, функции и задачи которых немного шире)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Если боеголовки - то лучше на удаленке все таки=)

Ответить
Развернуть ветку
ITD Agency
Автор

Мы делимся рабочими инструментами для сплочения удаленщиков и офисных сотрудников, так как часто получаем такой запрос от наших клиентов из HR-департаментов.

Но у нас не было и нет цели убеждать в эффективности того или иного формата работы.

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

у нас пункт 2 давно есть. А недавно и пункт 1 выполняли частично.

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

ребята теперь не «решают вопросы у кулера» или за ланчем).

Ребята теперь решают вопросы в чатиках, зум созвончиках.
Вполне себе замена кулеру.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Помню в офисе работал - в центральном - так вся важная инфа мимо меня спокойно ходила - в том смысле что я и знать не знал.

Сейчас на удаленке - все наоборот - всю инфу льют по сотням чатов.

Так что это не зависит от формата работы.

Еще можно в курилке собираться.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius
Но сложно поверить, что человек может без потерь уйти в одиночное плавание, когда не одно поколение до него одевалось утром и шло на работу трудиться в социум.

Сложно поверить что раб может уйти в одиночное плаваание когда не одно поколение до него гребло на галерах.

А если серьезно - в средние века вообще у людей и работа и дом было одно и тоже место.
Но чертова промышленная революция , обезземеливание крестьян вынудило людей уйти в города.

Сейчас идет обратный процесс - когда человек и место его работы отделено.
И крайне странно находить в таком режиме минусы.

Особенно смешно про бренд работодателя - если условия труда хорошие, то бренд только улучшается.

К счастью, фарш обратно не провернется и удаленка уже есть как нормальный вариант работы.
Офисы конечно останутся , не будет "однасплошнаяудаленка" , однако ужн давненько условия труда работников не улучшались. Наверное последний раз было когда вводили 8 часовую рабочую неделю.

К слову, те владельцы предприятий жаловались что разорятся если рабочий будет работать не 11 часов а 8.

Но всего лишь навсего надо было автоматизировать работу.

Ответить
Развернуть ветку
25 комментариев
Раскрывать всегда