{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","hash":"1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Чтобы понять рынок, нужен лист и ручка. Рассказываем, как схемы помогают предпринимателям

Чтобы создать новые стандарты индустрии, выйти на новый рынок или сменить бизнес-стратегию, руководителям компаний приходится иметь дело с большими объемами информации. Если описывать всё текстом, в элементах, участниках и связях легко запутаться и что-то упустить. Решение: перенести всё на бумагу в виде схемы.

Привет! Я Алексей Комаров, сооснователь образовательной платформы EntSpace. Сегодня я пригласил Вячеслава Злобина — автора программы «Схематоп». Он учит предпринимателей и менеджеров строить схемы и использовать их в своей деятельности. В статье Вячеслав расскажет, в каких ситуациях схематизация незаменима и как этот навык меняет мышление.

Для чего используют схемы в предпринимательской деятельности

Схема позволяет визуально представить то, что существует только в сознании человека. Например, можно взять такой сложный и многосоставной объект, как рынок, и зафиксировать его с помощью визуальных элементов — проще говоря, нарисовать на бумаге, планшете или доске.

Вот несколько вариантов, для чего схемы нужны предпринимателям и менеджерам.

Проанализировать идею будущего проекта. Можно показать, какие участники и ресурсы требуются для воплощения замысла, какое место займет проект в индустрии, какие внешние риски важно учесть и с кем придется конкурировать.

Исследовать рынок и разработать план развития. На схеме понятия «государство» или «общественная организация» становятся осязаемыми, можно увидеть взаимосвязи и процессы, которые происходят на рынке.

На схеме можно показать, как ситуация на рынке или в компании меняется во времени. Для этого рисуем шкалу времени и иллюстрируем несколько сценариев с учетом разных факторов

Донести замысел до команды. Схема дает предпринимателю возможность наглядно разложить идею, а другим участникам — понять и включиться в обсуждение, а еще достроить или реализовать замысел. При этом меньше риск, что кто-то неправильно трактует изображение: двусмысленность нередко возникает, когда объясняешь на словах.

Почему практика схематизации не так проста и зачем этому учиться

На первый взгляд в схемах нет ничего сложного: рисуешь прямоугольники и круги, соединяешь стрелками, подписываешь — готово. Кажется, специальные знания и навыки для этого не нужны. А иногда предприниматели и руководители в принципе не готовы тратить время на отрисовку, поэтому ставят ТЗ текстом и делегируют задачу дизайнеру.

Суть создания схем не в результате на бумаге или доске, а в мыслительном процессе, который этому предшествует. Схематизация развивает умение видеть ситуацию, раскладывать ее на составляющие и отображать в доступной форме.

Когда начинаешь использовать схематизацию, мощность мышления увеличивается. Можно схватить, преобразовать в голове и доступно показать многоуровневые процессы.

Тем, кто не знает, что стоит за изображением, некоторые схемы могут показаться примитивными. Все потому, что схема не всегда считывается вне контекста. Важно, кто ее делал, какую цель преследовал и какие смыслы закладывал.

Схематизацию можно сравнить с творчеством абстракционистов. Человек, который не разбирается в искусстве, ничего не поймет и скажет: «Такое даже ребенок нарисует». Но если прочитать книгу Кандинского «Точка и линия на плоскости» или Малевича «Черный квадрат. Мир как беспредметность», можно увидеть смысл и глубину, которые стоят за картинами.

Когда человек начинает схематизировать, его схемы выглядят просто: в них мало элементов и связей. Но чем чаще он практикуется, тем больше удается охватить и отобразить графически

Что предприниматели и топ-менеджеры делают на программе «Схематоп»

В EntSpace мы помогаем предпринимателям и менеджерам освоить навык построения схем за две недели. Обучение нацелено на практику: участники приходят со своими вопросами, которые хотят решить через схематизацию, и сразу прорабатывают их. Расскажу подробнее, как все проходит.

Ставят цели и выбирают объекты схематизации

Первое, что делают участники, — определяются, зачем им схематизация и какие вопросы они хотят решить с ее помощью. Например, одним схемы нужны, чтобы оставаться в курсе ситуации на рынке, а другим — для эффективной коммуникации с командой.

Второе — выбирают объект. Можно схематизировать свой бизнес, внутренние процессы, рынок и процессы, которые происходят на нем, свой продукт или проект его создания. Мы не ограничиваем участников — наоборот, чем больше уникальных запросов разберем на программе, тем богаче опыт, который получит каждый.

Изучают принципы схематизации

Принципы схематизации помогают направить размышления в нужную сторону и последовательно представить схему — так она мягче войдет в сознание других людей.

Например, принцип временности предполагает, что нужно представить объект во времени. Например, возьмем рынок. На начальном этапе он условно состоит из пяти компаний и 20 потребителей. Через N лет рынок становится более крупным и развитым. А еще через N лет, возможно, грянет кризис, и часть игроков прекратит свою деятельность. Все эти изменения можно показать на схеме.

На программе разбираем и закрепляем на практике десять принципов, в том числе принципы размерности, смены позиции, картирования и другие. Участники получают теоретическое объяснение, как устроен принцип, пример его визуализации, а потом берут свой объект и «раскладывают» его на листе бумаги.

Рисуют схемы, применяя новые знания

Предприниматели и управленцы отрабатывают навык создания схем в мини-группах, чтобы была возможность обсудить и посмотреть другие кейсы. Кроме того, я лично проверяю схемы участников и даю обратную связь как по графическому отображению, так и по смысловой части.

Поскольку программа проходит онлайн, для работы используем платформу Miro — здесь собираем схемы всех участников. Я рекомендую сначала схематизировать на бумаге, чтобы приноровиться и четче передать содержание схемы. Но кто-то сразу использует планшеты или ноутбуки.

Так выглядит рабочая доска в Miro. В конце программы у каждого участника получается десять готовых схем, которые иллюстрируют выбранные ими объекты

В результате индивидуальной и групповой работы на программе участники осваивают навык осознанной схематизации. Это расширяет предпринимательское мышление: удается охватить то, что раньше было вне поля зрения, и найти новые пути развития и идеи.

Феликс Бедненко, генеральный директор компании «Экоторг М», пришел на программу с идеей проекта развития и за два дня представил ее графически. Сейчас он собрал команду и готовится к предстоящей работе. На всех собраниях, мозговых штурмах и стратегических сессиях используют схемы — даже покрасили стены в кабинетах, чтобы на них рисовать. Феликс говорит, что «так гораздо проще объяснять сложные вещи».


Виталий Денисов, сооснователь бренда Imagine Group, использует схематизацию в общении с разработчиками. В компании собрали большую схему от замысла до устройства проекта, над которой одновременно работают пять человек. Кроме того, Виталий использует схемы и для личных целей: «Раньше я всё хранил в голове, а теперь систематизировал планы и задачи по месяцам и дням».

Ближайший поток «Схематопа» пройдет в начале июня. А еще сейчас я работаю над отдельной программой по схематизации бизнес-моделей для команд. Если интересно — следите за новостями в телеграм-канале EntSpace.

Что думаете про схематизацию в бизнесе? Видите смысл учиться этому или кажется, что и словами можно понятно описать объекты и процессы?

0
4 комментария
Татьяна Артемова

Мне всегда казалось, что схемы — это для людей, у которых изначально какой-то свой склад мышления. Мне вот легче пройтись по тезисам распределенным по частям, чем по некой схеме
Даже таблицы не люблю со школы — нифига они не упрощают
короче, я б наверно не стала использовать, хотя тезисы в статье звучат интересно..

И все таки, любому это подходит или все таки зависит от человека?

Ответить
Развернуть ветку
Злобин Вячеслав

Татьяна, благодарю за вопрос. Тут дело в том, что наши развитые способности играют злую шутки с нами же. Пример: в школе у нас был бассейн (повезло, блин!). И я рано начал осваивать все 4 типа плавания - кроль, брасс, на спине и баттерфляй. В силу того, что техника дыхания и качество очков оставляли желать лучшего, я в первую в моментах когда мы "на перегонки" с одноклассниками стартовали - я выбирал плыть на спине. И часто побеждал, в последствии сформировалось представления что "на спине быстрее всего". И "прокачивал" этот способ дальше. Через год понял, когда все научились нырять правильно, делать вдох на кроле, купили нормальные очки, которые не срывало и они не пропускали - что заблуждался в этом. При том что по прежнему, когда только "на спине" плавали - я был лучший. Но жизнь редко дает нам такие "изолированные шансы". Как правило - "кто первый тот и прав и не важно как именно он стал первым\верным\точным и тд". Не то что у вас не тот склад мышления и схемы вам не доступны. У вас есть крутой навык работы с текстом и тезисами. И вам легче опираться на него. А чтобы опираться не только на него - нужно прокачивать и другие, как пример - язык схем и схематизации, образов, визуального мышления. Принцип двойного кодирования, который Алан Пайвио вывел и на котором стоит весь Скрайбинг - как раз про то, что опираясь на текст и образ мы способны кратно усилить как запоминание, так и обработку, создание новых смыслов. Просто надо начать прокачивать эту "мышцу". Некоторым помогает начать "рисовать" схемы другой рукой - писать все равно получается криво, так мы чуть убираем влияние нашего уже прокаченного навыка. Плюс можно в пространстве даже привычные нам тезисы начать распологать не линейно друг за другом, а в более сложной организации (список - это тоже схема, просто одномерная, где каждый пункт нанизан на одну ось). Надеюсь что попробуете. На двух основаниях будет кратно больше пользы в работе с содержанием. Успехов!) (извиняюсь что так длинно, сам не ожидал на старте)

Ответить
Развернуть ветку
Ekaterina Maslova

Кажется, эта история всё-таки для крупных компаний, где много разных подразделений и сотрудников. Там, возможно, у руководящего звена и найдется время осваивать такие нестандартные инструменты)

Из личного опыта знаю, что предприниматели, у которых малый бизнес, еле-еле справляются с операционкой. А если они и учатся чему-то, то прикладным вещам — бухучету, например.

Ответить
Развернуть ветку
Злобин Вячеслав

Тоже из личного опыта - не совсем соглашусь. Особенно когда человек погружен в операционку по уши. Конечно для него сначала задача - остановить это самозакапывание. А затем уже начать разносить в разные стороны тот ворох дел, которые сыпятся на него со всех сторон. И вот как раз чтобы структурировать все эти стороны и направления, как они устроены, какие есть ресурсы у него самого, на что нужно держать фокус, какие действия предпринимать - что отдать на аутсорс, что закрыть автоматическим сервисом, от чего вообще отказаться - тут помогут схемы. и не важен размер бизнеса. Но только в том случае, если есть желание расти, развиваться, менять\упорядочить ситуацию. Если этого нет - то не пригодится.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда