Как геймификация может повысить эффективность обучения и мотивацию сотрудников

Привет! На связи ИТ-компания Лабмедиа. Мы занимаемся разработкой электронных курсов и учебного видео для бизнеса. В статье рассказываем про такой феномен, как геймификация в корпоративном обучении: как с её помощью повысить вовлечённость и мотивацию сотрудников, а также улучшить эффективность их работы.

Как геймификация может повысить эффективность обучения и мотивацию сотрудников

Геймификация – это использование игровых механик в неигровом контексте, например, в обучении.

Чем же так хороша геймификация?

Огромное количество людей разных возрастов по всему миру играют в игры и наслаждаются этим процессом. Так почему бы не совместить приятное с полезным, а именно, игры и обучение? Геймификация позволяет сделать образовательный процесс более интересным, увлекательным и при этом значительно повышает его результативность. И использоваться она может в самых разных сферах, в том числе в корпоративном секторе.

Проведено множество исследований, подтверждающих позитивное влияние геймификации. Вот несколько интересных выдержек из небольшой их части:

  • «Учащиеся, которые обучались с использованием геймификации, показали результаты на 89,45% выше, по сравнению с теми, кто изучал только лекции» (журнал ScienceDirect).

  • «80% работников в США считают обучение на основе игр более увлекательной формой обучения. Отмечено повышение вовлечённости сотрудников на 60% и их производительности на 50%. 89% сотрудников также сообщили, что они были бы более продуктивными, если бы их работа была геймифицирована (будь то обучение или операционные задачи)» (журнал Intuition).
  • «97% сотрудников старше 45 лет согласны, что геймификация поможет улучшить их работу, в то время как 87% респондентов считают, что она делает их более продуктивными на работе, а 85% тратят больше времени на геймифицированное ПО, чем на традиционные технологии» (журнал Intuition).

  • «79% сотрудников считают, что использование игр и геймификации помогает им лучше запоминать информацию и повышает эффективность обучения» (компания TalentLMS).
  • «Использование геймификации в обучении помогает снизить уровень стресса участников и повысить их уверенность в своих знаниях и навыках» (журнал International Journal of Human-Computer Interaction).
  • «Использование игровых элементов в программе обучения руководителей приводит к улучшению их лидерских качеств и повышению эффективности их работы» (компания Deloitte).

После такого количества доводов трудно поспорить с тем, что геймификация –действительно рабочий инструмент, который стоит попробовать.

Как работает геймификация

Инструменты геймификации помогают привнести элементы игры, азарта и интереса в обучение, превратив скучный курс в увлекательное приключение. Давайте рассмотрим несколько наиболее распространенных из них.

  1. Баллы, очки, награды, бейджи, которые сотрудники могут получить за выполнение заданий, достижение целей и прохождение уровней. Данная механика может быть использована для трекинга прогресса конкретного сотрудника, сравнения результатов между участниками и прокачки соревновательного духа. Отметим, что награды могут быть как материального, так и нематериального характера. Также существует система, при которой нематериальные вознаграждения сотрудник может обменять на вполне реальные призы (сертификаты, билеты, скидки, бонусы, путешествия, гаджеты и т.д.)

  2. Рейтинги, которые формируются на основе достижений сотрудников, где первые позиции занимают наиболее вовлечённые и преуспевающие из них. Такая механика позволяет создать здоровую конкуренцию: сотрудники сравнивают собственные результаты с результатами коллег и стремятся улучшить свои позиции. Рейтинг может служить источником признания за успехи и запускать механизм внутренней мотивации. Здесь важно, чтобы участники могли наблюдать свои текущие результаты и отслеживать прогресс с течением времени.
  3. Прогрессивная система уровней, которая предполагает последовательное продвижение обучающихся от модуля к модулю (от уровня к уровню) по мере завершения определенных задач и достижения конкретных результатов. При этом каждый новый уровень влечет за собой новые вызовы, усложнение заданий и возможности для развития.
  4. Сторителлинг – это отличная возможность простым языком, на понятных примерах, в формате истории (пусть даже про выдуманные миры) преподнести сложный учебный материал. Сторителлинг придает обучению более эмоциональный и личностный аспект, в результате чего материал лучше запоминается, а сам процесс становится более увлекательным. Ключевые элементы сторителлинга в курсах: захватывающий сюжет, повествовательные элементы, персонажи, наглядная визуализация истории, демонстрация практического применения учебного материала и решения реальных проблем.
  5. Квесты – это настоящие образовательные приключения, в которых учащиеся выполняют задания, решают головоломки, отгадывают загадки, погрузившись в отдельный виртуальный мир. Для квестов характерны интерактивность, сюжетность, уровни, прогресс, награды, то есть целый микс различных игровых механик в одном флаконе.

    Помимо этого, зачастую процесс образования с использованием геймификации построен на принципах микрообучения. Такой формат предполагает деление курса на короткие модули, которые можно пройти за 5–10 минут.

При этом информация усваивается значительно лучше, поскольку оперативная память человека не перегружается. А в совокупности с игровыми элементами вовлечённость повышается в разы.

На чём на самом деле построена мотивация

Геймификация начинается не с игровых элементов, а с того, как она воздействует на ключевые стимулы поведения человека

Ю-Кай Чоу

Современный эксперт по геймификации Ю-Кай Чоу на основе анализа мотивации и поведенческих стимулов сформировал систему, в основе которой лежат 8 ключевых драйверов (факторов) вовлечения.

Их можно разделить на 3 категории:

  1. Белые (положительные) – заставляют человека чувствовать себя сильной, реализованной личностью, помогают проявить творческие способности, но при этом не создают чувство срочности. К ним относятся:
    – Развитие и достижение успеха;
    – Высший смысл и миссия, ощущение собственной значимости;
    – Исследование, развитие творческих способностей.
  2. Чёрные (отрицательные) – вызывают чувство одержимости, взволнованности, тревожности и зависимости. К ним относятся:
    – Дефицит / ограниченность ресурсов, нетерпеливость;
    – Непредсказуемость, любопытство, вовлечённость;
    – Избегание негатива и потерь.
  3. Серые (нейтральные / смешанные) – выполняют функции и белых, и чёрных драйверов мотивации; их нельзя отнести к одной конкретной категории. К ним относятся:
    – Владение, чувство собственности, ощущение контроля;
    – Социальная значимость, общественное влияние, связи, дружба, конкуренция.

Все эти драйверы вовлечения по сути являются потребностями, которые стремится удовлетворить человек. И сделать это можно в ходе обучения, если правильно внедрить в него геймификацию.

Про платформу с геймификацией BoxBattle

Отдельным продуктом, созданным силами и умами нашей компании, является платформа для обучения BoxBattle. С её помощью можно выстраивать уникальные программы обучения, успешную адаптацию и развитие сотрудников, проводить тестирования и аттестацию, организовывать корпоративные активности, эффективно отбирать кандидатов и формировать кадровый резерв. Целый спектр задач компании можно закрыть одной платформой. И в этой статье мы хотели затронуть её наполнение, рассказать, на что она способна.

Всего в BoxBattle 7 разделов:

1) Профиль игрока

В своём профиле сотрудник видит всё самое необходимое: доступные и актуальные занятия, общий рейтинг и своё место в нём, статистику успехов, а также коллекцию достижений.

2) Тренировки

Викторины, в которых сотрудники соревнуются с коллегами или ботом (коробкой). Игра занимает всего 2–5 минут, за это время рассматривается 10 вопросов, то есть 10 порций информации. При этом при повторных играх сотрудники запоминают верные ответы эффективнее, чем при пассивном восприятии той же информации в формате лекций, статей, курсов или видео.

Если игрок часто ошибается в каких-то вопросах, то система предлагает ему пройти конкретные курсы, чтобы закрыть соответствующие пробелы в знаниях и лучше подготовиться к викторинам-поединкам. Для таких курсов в Библиотеке автоматически формируется особая подборка рекомендованных курсов – «Для тебя».

3) Библиотека

База знаний, которую можно наполнить курсами, видеороликами, файлами и полезными ссылками. Активность сотрудников можно отслеживать в интерфейсе администратора. Всё, что загружено в библиотеку, можно использовать при создании квестов.

4) Квесты

О них мы уже говорили в статье. Это тематический набор заданий самых разных типов, в квестах на BoxBattle можно использовать все доступные игровые механики. Квесты помогают сохранить баланс порционной подачи материалов по принципам микрообучения.

Как геймификация может повысить эффективность обучения и мотивацию сотрудников

5) Осада башни

Проверка полученных знаний через тестирование в однопользовательском режиме без стресса. Администратор может с лёгкостью и детально настроить условия прохождения, в зависимости от целей тестирования, а по результатам сформировать рейтинг для сравнения успехов сотрудников.

6) Поединки (баттлы)

Тренировки, ограниченные по времени, в которых сотрудники могут проверить полученные знания по конкретной теме, сразившись с коллегами или искусственным интеллектом – коробкой. Доступны две локации с разным визуальным оформлением: «Арены» и «Восхождения на гору». С помощью поединков можно закрепить любую информацию, которую можно представить в виде вопросов.

Как геймификация может повысить эффективность обучения и мотивацию сотрудников

7) Турниры

Командные соревнования, где нужно быстро и одновременно определиться с верным ответом. Учитывается тот вариант, за который проголосует большинство участников.

Как геймификация может повысить эффективность обучения и мотивацию сотрудников

Более подробно о всех возможностях и особенностях платформы с наглядной визуализацией интерфейса вы можете узнать в замечательной статье, которую подготовили наши коллеги из LIFEL.RU.

Как геймификация может повысить эффективность обучения и мотивацию сотрудников

Если статья оказалась для вас интересной и полезной, дайте об этом знать :)

* Проект реализуется с участием поддержки Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям)

99
Начать дискуссию