Масштабная трансформация
Сбербанка в прямом эфире
LIVE

Профессия менеджер по продукту: как устроиться и сколько можно заработать Материал редакции

Менеджеры по продукту и их работодатели — об обязанностях, начале карьеры, обучении и навыках, необходимых для продвижения.

В закладки
Слушать

Зачем нужен менеджер по продукту

Менеджер по продукту занимается полным циклом разработки — от анализа рынка и создания первого прототипа до продаж. Словом, он руководит командой разнопрофильных специалистов, которые на разных этапах подключаются к созданию и продвижению продукта.

Единого стандарта профессиональных требований к менеджеру по продукту пока не сложилось — у каждой компании свои пожелания. Обычно в обязанности этого сотрудника входят:

  1. Анализ конкурентной среды и потребительского спроса.

  2. Разработка стратегии позиционирования и продвижения.

  3. Создание ценовой стратегии.

  4. Руководство процессом создания, тестирования и доработки продукта.

  5. Управление жизненным циклом продукта.
  6. Поиск инвесторов (опционально).

Изначально в ИТ-отрасли под продуктом понималось мобильное приложение или онлайн-сервис. Сейчас это понятие расширилось до отдельных направлений и блоков услуг внутри компаний, которыми управляют продакт-менеджеры.

И таких специалистов нанимают бизнесы, которые традиционно считались далёкими от ИТ — например, в банковской или телекоммуникационной сфере.

Требования работодателей

Все опрошенные vc.ru эксперты отмечают, что на этой должности работодатели предпочитают видеть сотрудников с минимальным опытом работы на одной из стадий разработки и продвижения продукта.

По данным пресс-службы HeadHunter, работодатели практически в равной степени предпочитают сотрудников с опытом работы от одного до трёх лет и от трёх до шести лет.

Без опыта к нам можно устроиться на позицию консультанта контактного центра, чтобы досконально разобраться в наших пользователях, вырасти до руководителя и потом стать продакт-менеджером.

Михаил Сорокин
генеральный директор сервиса «Помогатель.ру»

Некоторых руководителей интересуют предпринимательские таланты кандидатов.

По словам продакт-менеджера онлайн-агрегатора цветочных салонов Flowwow Антона Ельникова, для его руководителя была важна именно предпринимательская жилка в сочетании с отсутствием опыта работы в крупных компаниях с отлаженными процессами. Раньше Ельников занимался продажами рекламы в ИД «Комитет», и этот опыт ему пригодился на новой должности.

Кроме того, работодатели обращают внимание на личностные качества соискателей: креативность, тайм-менеджмент, умение управлять командой, коммуникабельность.

По словам ведущего продюсера направления «Бизнес и управление» онлайн-школы «Нетология» Натальи Гарахановой, большинство работающих продакт-менеджеров перешли из смежных профессий, и у них есть слабые стороны, которые нуждаются в развитии.

  • Разработчикам часто не хватает гибких навыков (soft skills);

  • Маркетологам и специалистам по продажам нужно развивать технические навыки;

  • Финансовым аналитикам следует больше работать с тем, чтобы продукт был интуитивно понятным для пользователя;

  • Дизайнерам стоит подтягивать финансы и бизнес-моделирование.

Образование

Программ высшего образования по продакт-менеджменту пока тоже нет.

Большинство работодателей отдают предпочтение соискателям с образованием в сфере ИТ и маркетинга. Порядка 80% кандидатов на позицию продакт-менеджера имеют техническое образование, остальные — маркетологи, экономисты, специалисты по связям с общественностью.

Мария Епифанова
руководитель группы консультантов по подбору персонала направления «Продажи и маркетинг» кадрового холдинга «Анкор»

Но в этой нише развиваются специализированные курсы как от онлайн-школ («Нетология», Skillbox), практикующих экспертов (Олег Якубенков, Аркадий Морейнис), так и от крупных ИТ-компаний (Mail.ru Group, «Яндекс»).

В апреле 2019 года Mail.ru Group анонсировала бесплатный курс «Академия продуктовых менеджеров» для специалистов с минимальным опытом работы.

Было подано более 5000 заявок, то есть конкурс составил почти 100 человек на место. Уровень претендентов мы оцениваем как высокий

Анна Артамонова
вице-президент Mail.ru Group и куратор курса

Стажировки для продакт-менеджеров также широко не распространены. «Ещё год назад стажировок, кажется, не было, а сейчас они начинают появляться, например, такая практика возникла у «Авито», говорит директор по продукту N1.RU Екатерина Снегирёва.

В апреле 2019 года «Авито» предлагал такую стажировку студентам третьего-четвёртого курсов технических вузов. Она оплачивалась, и уровень заработной платы составил 40 тысяч рублей.

Заработная плата

По данным HeadHunter, в большинстве вакансий на должность менеджера по продукту с указанной зарплатой, она превышает 90 тысяч рублей в месяц.

«Менеджер по продукту с опытом от двух лет может рассчитывать на фиксированную часть от 130 до 150 тысяч рублей в месяц (без вычета налогов), а также получать бонусы, выстроенные на индивидуальных KPI», — рассказывает Мария Епифанова.

При этом у 70% соответствующих вакансий на HeadHunter зарплата не указана.

«Мы перенимаем западный опыт, где ни одна крупная компания не раскрывает информацию о заработной плате. Зарплаты зависят от умений конкретного сотрудника, и менеджеры одного отдела могут иметь разницу в доходе до 100 тысяч рублей», — поясняет Екатерина Снегирёва.

Лучшие условия для продакт-менеджеров предлагают в крупных компаниях. «Сильно мешают гиганты ИТ-отрасли собирающие с рынка толковых ребят и делающих их придатками "одной маленькой кнопки"» , — добавляет Михаил Сорокин. Диапазон зарплат менеджеров по продукту в Mail.ru Group раскрыть отказались.

Карьерные перспективы

Представители отрасли хорошо оценивают перспективы профессии: в ближайшее время она будет развиваться и дальше — не только в ИТ, но и в других отраслях. Кроме того, квалифицированный продакт-менеджер из России может продолжить карьеру на Западе.

На рынке труда очень высокий уровень конкуренции, большое количество работодателей борются за опытных и драйвовых продакт-менеджеров. Кандидат, находясь в активном поиске работы, имеет минимум три предложения о работе.


Мария Епифанова
руководитель группы консультантов по подбору персонала направления «Продажи и маркетинг» кадрового холдинга «Анкор»

В то же время собственники малого и среднего бизнеса не всегда понимают, чем им может быть полезен продуктовый менеджер и какого уровня специалист им нужен. С другой стороны, при найме руководители не всегда могут оценить качество и реальные результаты работы кандидата.

Екатерина Снегирёва
директор по продукту N1.RU

На рынке в мире, и в частности на Западе, как правило, в компаниях работает больше сотрудников, и те задачи, которые у нас выполняет один менеджер, там выполняют четыре. Поэтому, в отличие от российской практики, там продакт-менеджеры очень узкоспециализированные.

Наталья Гараханова
ведущий продюсер направления «Бизнес и управление» онлайн-школы «Нетология»
{ "author_name": "Светлана Шаповалова", "author_type": "self", "tags": ["\u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u043a\u0442\u043c\u0435\u043d\u0435\u0434\u0436\u043c\u0435\u043d\u0442"], "comments": 57, "likes": 31, "favorites": 194, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 72202, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Sun, 23 Jun 2019 16:31:30 +0300", "is_special": false }
Объявление на vc.ru
0
57 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
1

У нас в провинции вообще таких вакансий по пальцам пересчитать...

Ответить
10

В провинции вообще нормальных вакансий по пальцам пересчитать)

Ответить
2

меня сейчас хантят на вакансию специалиста по продукту, и это я узнал только прочитав эту статью, потому что в вакансии написано, что нужен инженер-проектировщик, кем я, собственно, и работаю

Ответить
3

Постоянно путают технического директора с менеджером по продукту. Последний должен стоять между клиентами и технической командой.

Ответить
1

а что мешает поискать удаленно не в провинции? а там если пойдет, то и переехать из провинции?!

Ответить
1

Нет, этот фокус в 98% случаев не работает. Там, не удалённо, уже приехали тысячи голодных ртов и горячих голов, и работодателю просто нет смысла искать на стороне, заморачиваться с удалёнными вакансиями и т.п.

Ответить
5

Это далеко не всегда так. Работодателю в принципе пофиг, приехали вы на собеседование на метро или на аэроэкспрессе из аэропорта. Ну и во многих крупных компаниях есть программы по релокации сотрудников.

Ответить
5

С таким подходом, действительно, далеко не уедешь..

Ответить
0

но голодному нужно кушать и платить за квартиру. а удаленно сидит скорее всего в бабушкиной однушке, платит относительно копейки, а питается с придомового огородика. такому и платить меньше можно ;)

Ответить
1

В провинции часто названия вакансий не совпадают с реальной работой...

Ответить
0

Тоже верно

Ответить
1

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
4

Понимать пользователей, свой рынок, своих конкурентов.
Говорить "Нет" всему ненужному и нужному в пользу необходимого.

Ответить
2

да, и этому не научиться на курсах

Ответить
1

Второе предложение тянет на скрижаль продакта. Без сарказма ;)

Ответить
2

Самый ценный навык - доставлять продукт до пользователей. И исходя из этого продакт менеджеру крайне важно помнить, что создать фичу, и доставить её до пользователей — это разные процессы.

Детальнее здесь - https://brammels.com/career/who-is-product-manager/

В книге Intercom "Growth Handbook" эта проблема очень хорошо описана. В ней акцентируется внимание, что на этапе роста, команде критически важно сместить свое внимание с метрики Acquisition на метрику Activation. То есть работать над тем, чтобы до 100% привлеченных пользователей донести ценность продукта.

И в тех продуктах над которыми я сейчас работаю тоже стоит эта проблема. Построить правильный путь пользователя в продукте, сложнее чем получить траффик.

Ответить
1

Я думаю, что предпринимательские задатки и способность управлять командой

Ответить
0

ну не знаю, с точки зрения логики это важно, но сколько работодателей прошел, никому до этого не было дела. Сходу спрашивают о продуктах, которыми занимался...

Ответить
1

Самый ценный навык - грамотно превращать гипотезы в эксперименты и очень быстро их проверять. Очень. Быстро.

Ответить
0

А где проходите? Тоже ищу курсы, чтобы начать обучение. Спасибо!

Ответить
1

У Красинского качественно проработано, но у Морейниса немного хаос, зато условно бесплатно. Из тех, чью кухню видел.

Ответить
0

Спасибо!

Ответить
0

если не секрет, какое обучение - бесплатное или за деньги? и если за деньги - стоит оно своих денег или ...

Ответить
0

Умение не распыляться, а держать фокус. Следующая стадия - правильно выбирать фокус. Всё остальное - набор базовых атрибутов, причём каждый из которых важен конечно, но который можно компенсировать командой.

Ответить
0

Эмпатия к клиентам, чтобы чётко понимать для кого и что делается в конечном итоге и постоянно жить своей темой, т.к. мозг может выдать интересные решения в любое время, если он не заполнен другими отвлекающими мыслями.

Ответить
0

А где именно проходите?

Ответить
2

в мэйле запустили учебу на данную тематику. Не прошел на финальном этапе :\ есть мнение, что предприниматель на зарплате может быть не совсем лоялен продукту

Ответить
1

« опционально- поиск инвестора».
Фактически, анализируя перспективы по этому направлению я пришёл к мнению, что кредит дешевле, чем продажа доли. Поддерживаю авторов статьи и в том, что менеджер по продукту работает на стыке и разработки и продаж и маркетинга. Не уверен, что я бы мог получить в учебных способах то, когда несколько миллионов потратил на разработку приложений для CRM.

Ответить
1

Забавно получается- обучения нету, т.е. должен органично вырасти либо из сотрудника тех. компании либо из разработчика). В идеале это кто свое приложение разработал и сумел на нем заработать)

Ответить
1

Без мотивационных постеров на стенке продактом не стать, видимо...

Ответить
0

Без мотивационных постеров, бывает, и с кровати не встать! ;)

Ответить
1

„Product Owner“ и „Product Manager“ — разные роли. Не смешивайте.

Ответить
–2

Для работодателей они сливаются

Ответить
0

Поправьте меня, если я не прав, но вроде как с конца 2016 года рынок продактов не просел. В статье указывается, что продакт с 2-3 года опыта получает 130-150К до вычета НДФЛ. У меня диссонанс. Либо мне так везет, либо рынок реально просел, а я не знаю. Но в 2016 году можно было в легкую получить 130К чистыми абсолютно нулевому продакту, но с опытом, скажем, в интернет-маркетинге. И в 2017 ситуация не поменялась, проводили ресечь, совсем джуны (0-1,5 года) получали 110-140 чистыми. Людей же с 3 года опыта продактом сейчас цифрой в 150 не заманишь, не?

Ответить
1

Как продакт менеджер (отвечающий за доход по продукту) может стоить всего 110-140?

Как может джун (опыт 0 - 1.5 года) отвечать за доход по продукту? Полтора года это аналитик, тестер, техпис, менеджер/администратор. Но продакт?!

Как размыта профессия!

Ответить
0

Да не может джун отвечать за доход продукта отвечать. Это понятно. Потому и джун, потому и всего 110-140. Но блин, 50-70. Так уж можно просто аккаунтом быть, зачем во всю эту дичь вписываться? :)

Ответить
0

Тот, кому интереснее быть аккаунтом, безусловно, не должен идти в джуны. Вообще, работать "только за бабло" — дичь.

Как вы считаете, что такое junior product manager, в чем суть этой роли в рабочем процессе?

Ответить
0

Бабло это условие необходимое, но не достаточное. Конечно, одним баблом сыт не будешь. Можно пофилософствовать на тему роли джуниора в продукте. Но полностью раскрыть тему получилось бы разве что в отдельном посте.

Ответить
0

Где джунов по 110-140К берут?

Ответить
0

Сейчас не скажу где конкретно, потому и спрашиваю :). Но раньше брали точно. И предлагали и в Альфе, и в Сбере и в рекламных сетках разных. Просто зачем продактом быть тогда?

Ответить
0

Альфа и Сбер сейчас поправили свои запросы и предложения)
На мой взгляд чаще вижу до 140к у миддлов. Джуны грубо до 100К

Зачем? Яб наверняка джуном пошел за 110-140К сейчас. У джуна поменьше задач и ответственности, чем у миддла с окладом выше на 30-50 штук... Имхо

Ответить
0

Само собой. Видимо, рынок просел. Я тоже начинаю видеть в чатах телеги вакансии джунов по 60-70К рублей. Совсем не интересно, конечно

Ответить
0

Популярность профессии и правда растет, но о зарплате начинающих специалистов в 110-140К я не слышала)

Ответить
0

Как-то она странно растет, что з/п падают :)
Реально, в конце 2016 я, будучи нулем в продукте (был опыт диджитал маркетинга и управления маркетинговыми проектами) в легкую устроился на 130. Можно подумать, что мне просто прокатило, но...поспрашивал народ, все кто 0-1,5 года в продукте примерно столько же и получали. Ну, +/- десятка
Сейчас не так?

Ответить
0

Вам повезло. Поверьте.

Ответить
0

Видимо, всем моим коллегам тоже :)

Ответить
0

Речь про Дефолт-сити конечно же?

Ответить
0

В данном случае да

Ответить
0

Если что, я в поиске по данной позиции в КБТ.

Ответить
0

Что такое КБТ?

Ответить
0

Крупная бытовая техника

Ответить

Комментарий удален

0

Начинал продактом году в 2002 и работал им в ИТ дистрибуции 10 лет, занимаясь в основном железом. Сейчас это больше про софт конечно. По сути, это предпрениматель внутри компани, задача которого консолидировать все возможные ресурсы для максимально эффективной работы направления. Продажники здесь — лучшие кореша. Маркетинг делает бомбы, логистика обеспечивает процесс. Видел компании, где института продакт менеджеров нет. Есть тупо закупщики, отдельно маркетинг и сам по себе сейл. Там любой новый бренд фактически обречен. Он никому не нужен просто. А продакт двигает свой бренд/направление. Да, этому нигде не учат. Да, в разных компаних разное понимание этой должности и почти всегда можно научится чему-то новому. В какой-то момент я понял, что уперся в потолок и пошел на MBA. Помогло.
Лучшие продакты приходят из продаж и закупок конечно. Причем, как было написано в статье, для каждого профиля есть над чем работать. И у многих продактов в этом плане есть слабые места, а значит регулярное обучение шутка необходимая.
У меня много коллеги и абсолюное большинство из них очень крутые ребята. По прошествии времени почти все запустили свои бизнесы, я том числе. В принципе, у тебя складывается полное понимание "как это работает", а в какой-то момент, будучи больше вовлечен в процессы ты начинаешь понимать в бизнесе больше собственников. Дальше уже вопрос, как конвертировать такой опыт. И выход из зоны комфорта помогает ))

Ответить

Комментарии