Как стать продуктовым героем: рассказывают Product Heroes

Ребята из Product Heroes и Fast Track рассказали много всего интересного про продакт-менеджмент: как стать продактом, какие навыки качать, как проводить коридорки и не бояться говорить «нет».

В Carrot quest прошел митап с Никой Атаманюк, CEO и кофаундером Uncrn.me, где один из продуктов курс — Product Heroes, и кофаундерами Fast TrackАндреем Тяном и Дмитрием Нигголем. Рассказываем, что мы узнали.

Как стать продуктовым героем: рассказывают Product Heroes

Как стать продактом

Если у вас нет опыта работы продактом, попробуйте попасть на стажерских началах в продуктовую команду. Это поможет вам влиться в продуктовый мир, понять, как он устроен изнутри, и узнать, нравится вам это или нет. Вдруг вы поймете, что профессия догситтера вам гораздо приятнее.

Параллельно с поиском места начните активно подписываться на разные каналы и группы про продукты. Есть много специалистов в этой теме, которые ежедневно делятся своим опытом и дают полезные советы.

Это поможет вам создать представление о том, как работают продакты, какие проблемы решают и на каком языке разговаривают. Советуем каналы Ани Булдаковой, Ильи Красинского, Рома Абрамов и Олега Якубенкова.

Возможно, после работы падаваном вам предложат постоянное место в компании, с которого можно будет вырасти до продакта, или вы захотите попробовать себя в другом месте. В любом случае, чтобы получить работу именно продактом, вашего опыта будет недостаточно.

Прокачать навыки поможет хороший курс по подготовке продакт-менеджеров — такой, где будет минимум теории и максимум практики. Профессия продакта про принятие решений. Теория вам вряд ли сильно поможет.

Шорт-лист навыков продакт-менеджера

  • Умение находить причинно следственные связи — понимать, что стало триггером случившейся ситуации, видеть и устанавливать связь между разными событиями.
  • Критическое мышление — не брать в работу то, что не ведет к достижению цели, или если заранее знаешь, что это не сработает. Всегда задавайте себе вопрос: «Чтобы что?».

Если ваш директор или заказчик говорит, что хочет создать мобильное приложение, всегда спрашивайте его «Чтобы что? Что мы от этого получим? А действительно ли это важно?».

  • Умение делать выводы на основе данных — собирать данные и правильно их интерпретировать.
  • Коммуникация — мотивировать команду, знать, как правильно продавать команде идеи, и объяснять, почему это важно.
  • Мышление от результата — если перед вами задача заработать 10 млн рублей к определенному сроку. Вы пытаетесь прикинуть: у вас пять менеджеров по продажам, они делают по 15 звонков клиентам, согласно нашей конверсии, мы достигнем цели к 2020 году. Это мышление от ресурсов.

Мыслить от результата значит задавать себе вопрос: «Как достигнуть цели к нужному сроку?». В таком случае у вас будут рождаться идеи и гипотезы совершенно другого уровня.

Например, подключить к работе продажников колл-центр и передавать им в работу уже теплых лидов. Так мы увеличим их пропускную способность и повысим конверсию. Это и есть мышление от результата.

А еще попробуйте представить себе, что вам нужно заработать 10 млн рублей за сутки. Этот вопрос позволяет выделить ключевые ограничения и понять, как действовать дальше.

Где брать вдохновение

Когда ставишь гипотезы одну за другой, генерируешь бесконечное количество идей, решаешь проблемы, проводишь тысячи интервью, начинаешь быстро выгорать. Как не сгореть на работе и чем себя мотивировать?

Продакту нужно уметь смотреть на вещи с высоты птичьего полета и в то же время знать, что творится в полях. Чтобы не сойти с ума, сочетая два этих процесса, необходимо постоянно подпитывать себя — ходить на встречи продактов, чаще общаться с внешним миром и теми, кто вдохновляет, устраивать митапы, выступать на конференциях.

Это поможет абстрагироваться от рабочей гонки и подпитываться новой информацией.

Как не бояться говорить заказчику «нет» и ставить правильные цели

Одна из самых распространенных проблем продуктовых команд — целеполагание. А именно то, какие цели ставятся и как они доносятся до команды. Кто-то из руководителей придумал идею и спустил ее продакту.

Идея сама по себе не огонь, но продакт взял ее в работу, команда не смогла ее реализовать, результата нет, наступила демотивация. Проблема, скорее всего, в целеполагании и в том, что продакты боятся отказывать заказчику, берут в работу брак и делают брак.

Чтобы решить обе эти проблемы, нужно правильно выстраивать коммуникацию с заказчиком, не бояться критиковать его мнение. А с командой необходимо общаться не только один на один, но и собираться всем вместе: проводить стендапы, митапы, уезжать на стратсессии.

Как проводить коридорные тестирования

Что делать если проверка одной гипотезы занимает пару недель и стоит несколько сотен тысяч рублей? А как известно, из десяти гипотез лишь одна удачная.

Коридорные тесты помогают не тратить огромные суммы денег на гипотезы, которые, скорее всего, не выстрелят. С помощью коридорок можно быстро и дешево проверить, зайдет фича пользователям или нет. Понадобится только прототип, собранный на скорую руку в Figma, и несколько желающих его протестировать.

Несколько советов по проведению коридорок:

  • Достаточно опросить около десяти респондентов, которые ничего не знают о продукте.
  • Перед тестированием расскажите респонденту его легенду: кто он, что смотрит на сайте и зачем. Легенда может выглядеть так: «Вы маркетолог, зашли на сайт по автоматизации маркетинга, перешли в раздел “инструменты”, что вы видите?». С этого момента начинается тест.
  • Три главных вопроса коридорных тестов: «Что вы видите?», «Что понимаете?», «Что хотите сделать?».
  • Не помогайте респонденту, а только наблюдайте за его реакцией: куда он заходит, что смотрит, что говорит. Так вы сможете понять, что бы подумали реальные пользователи, увидев ваш продукт.
  • Делайте видеозапись тестирования, чтобы потом иметь возможность воспроизвести интервью и выписать гипотезы по доработке продукта.
  • Ищите проблемные места. Примерно через пять-шесть интервью вы начнете замечать похожие ответы. Это поможет определить одинаковые проблемы и понять, что нужно изменить в следующей итерации.
  • Действуйте итерациями. После сбора фидбэка с первой группы респондентов вы делаете правки в продукте, а потом снова проводите коридорки. Таких итераций может быть несколько, пока комментарии от пользователей не закончатся.

Небольшой спойлер от Ники Атаманюк: «Комментарии от пользователей не заканчиваются очень долго, улучшать продукт можно бесконечно. Сигналом для прекращения коридорок служит отсутствие новых препятствий на пути пользователя либо достижение другой метрики, с которой в данный момент работает продакт».

Еще один важный инсайт от ребят: «Продакт — это стиль жизни, подход к тому, как и что ты делаешь, зачем и какой результат хочешь получить на выходе. Это можно применять везде».

Желаем успехов в продуктовых делах и советуем посмотреть сериал «Силиконовая долина», из которого мы взяли гифки для оформления статьи. Эта история о нелегкой жизни продуктовой команды с бездной ироничных шуток про стартапы, программистов и продактов 👩‍💻

2525
10 комментариев

Кайфую

3
Ответить

Отличный выбор для оформления)

2
Ответить

Очередные инфоцыгане с курсами за 90к, после которых тебя точно возьмут в Яндекс. Их не взяли. Но тебя-то возьмут :-D

2
Ответить

Вопрос: Когда ставишь гипотезы одну за другой, генерируешь бесконечное количество идей, решаешь проблемы, проводишь тысячи интервью, начинаешь быстро выгорать. Как не сгореть на работе и чем себя мотивировать?


Ответ: Продакту нужно уметь смотреть на вещи с высоты птичьего полета и в то же время знать, что творится в полях. Чтобы не сойти с ума, сочетая два этих процесса, необходимо постоянно подпитывать себя — ходить на встречи продактов, чаще общаться с внешним миром и теми, кто вдохновляет, устраивать митапы, выступать на конференциях.

Если начать статью с этого абзаца, можно всем, кто захотел ее прочитать, сэкономить 2-3 минуты жизни.

1
Ответить

То есть чуваков со скиллами фаундера зовут на якобы крутую должность продукта, и щедро отсыпают аж до 200тыщ денег. Молодцы капиталисты!

Ответить

Скилл фаундера — это бесконечная вера в свой продукт. Скилл продакта — это бесконечное сомнение в нем.

2
Ответить