«Расскажите о себе от имени ваших наручных часов!». Зачем нужны нестандартные вопросы на собеседовании?

Самая частая ошибка руководителей, которые ищут себе людей в команду, - это задавать банальные HR-вопросы: «По какой причине вы ушли с прошлого места работы?», «Почему вы хотите работать именно у нас?», «Расскажите, что вы умеете делать!» и так далее. Такие вопросы неэффективны, так как к ним обычно готовятся заранее и выдают отрепетированные ответы. Лучший способ узнать всю правду о человеке – удивить его неожиданными и небанальными вопросами, которые невозможно предугадать. Директор отдела маркетинга технопарка в сфере высоких технологий «Физтехпарк» Ульяна Макшанова, которая за свою карьеру руководителя провела около тысячи собеседований, поделилась примерами таких вопросов и объяснила, что именно за ними стоит.

Подготовьтесь заранее

Чтобы человек мог свободно говорить о себе, важно с первых минут создать атмосферу доверия. Лучше проводить интервью с глазу на глаз, в отдельном кабинете или переговорной комнате. Предложите кандидату на работу чай или кофе. Идеально, если общение больше будет напоминать дружескую беседу, чем собеседование. Вначале расскажите о компании и конкретной вакансии. Можно использовать обороты со словом «мы» - «нам предстоит в следующем месяце сделать то-то и то-то», «перед нами стоят такие задачи…». Такой прием очень хорошо убирает психологическое напряжение: человек невольно начинает считать себя частью команды и как бы «примеряет» на себя конкретные рабочие обязанности.

Далее предложите кандидату рассказать о своем опыте работы – это даст возможность оценить то, насколько хорошо он говорит и презентует себя. Только после этого можно переходить к списку нестандартных вопросов. Обязательно предупредите человека, что на такие вопросы нет правильных и неправильных ответов. Их цель – лучше понять стремления и возможности кандидата.

«Расскажите, как проходит ваш обычный рабочий день?» Очень частая ситуация на собеседовании, когда человек преувеличивает свои достижения на прошлом месте работы и приписывает себе результаты всей команды. Но когда вы просите его описать свой стандартный рабочий день, может выясниться много интересных подробностей. Например, что он львиную долю времени тратит на перекладывание бумажек, вместо того, чтобы совершать действия, которые приносят результат.

«Какая у вас суперсила?» Очень хороший вопрос для выявления самых сильных профессиональных качеств кандидата. Например, вы нанимаете на работу интернет-маркетолога, и он говорит, что очень круто умеет настраивать рекламу в соцсетях. Вы как руководитель сразу можете понять, применима ли эта суперсила в вашей компании, нужен ли вам именно этот навык на данном этапе развития бизнеса.

«Какими будут ваши первые 5 шагов на новом рабочем месте?» Для многих руководителей важно, чтобы сотрудники умели работать самостоятельно. Этот вопрос позволяет оценить способность кандидата к самостоятельной работе. Если он начинает твердо и уверенно описывать свои действия – поздравляем, вы нашли того, кто вам нужен. Если же человек начинает задавать множество дополнительных вопросов, или долго думать, то скорее всего он не сможет работать автономно и вам придется постоянно его направлять.

«Чему вы научились за прошедший месяц?» Как правило, при ответе на этот вопрос люди делятся на две категории. Первые с воодушевлением говорят о том, какие курсы они прошли, какие книги прочитали, могут рассказать реальные ситуации, которые заставили их что-то переосмыслить. Вторые – уходят от ответа, говорят общие фразы. Если ответ четкий, это сигнал того, что человек способен к самообучению и готов развиваться как профессионал.

«Расскажите о себе от имени ваших наручных часов» Этот вопрос часто ставит людей в тупик на собеседовании. Но вам важно отследить их реакцию – как они в принципе реагируют на такие вопросы? Если вы улавливаете раздражение, нежелание отвечать – это повод задуматься. Если человек готов быстро переключиться, что-то придумать на ходу – это показатель хороших креативных навыков.

«Расскажите о будущем, которое вас вдохновляет?» и «Расскажите о том, что вас вдохновляет?» Эти два вопроса нужно обязательно задавать вместе, но с разницей – в 10-15 минут. Они очень похожи – и именно в этом главный секрет: вам необходимо понять, как человек реагирует на просьбы руководства, которые могут ему самому показаться лишенными смысла. Кто-то спокойно повторяет информацию, и это очень хорошо. Кто-то – может начать злиться: «Я же вам уже ответил!», и в этом случае не исключены проблемы в дальнейшем.

«Ошибка – это хорошо или плохо? Почему? Расскажите о ваших ошибках» Функция этого вопроса - увидеть, как человек относится к ошибочным действиям, насколько он не боится рисковать. Ошибки неизбежны в процессе работы, важно, чтобы человек умел делать на их основе нужные выводы.

«Напишите четверостишие о себе за 10 минут» Эту просьбу лучше оставлять на самый конец собеседования. Для многих людей рассказать о себе стихами, еще и за довольно ограниченный промежуток времени – это серьезный стресс. Пока он пишет, вы наблюдаете за его реакцией, и делаете для себя выводы – как этот человек поведет себя в стрессовой ситуации. Потому что в работе такие моменты есть всегда, и вам в вашей команде нужны люди, которые хорошо владеют собой и достаточно стрессоустойчивы, чтобы продолжить действовать эффективно даже в сложной ситуации.

88
37 комментариев

Комментарий недоступен

13
Ответить

Тоже стал так делать. когда уже понятно что контора говно и можно жечь мосты. (Может контора и не говно, но как говорится встречают по эйчару). Какими ещё вопросами вы их грузите, хочу взять на вооружение?

1
Ответить

"куда пропал предыдущий работник по этой вакансии." - "Он уволился/Он увольняется/Она утонула". Максимум, что ответят.

1
Ответить

Ну и вопросы, днище какое-то...
А по поводу проф.навыков и компетенций уже не принято спрашивать?

11
Ответить

Как раз таки именно в процессе ответа на такие вопросы хорошо раскрываются и навыки и компетенции. Намного лучше, чем если спросить про это "в лоб"

2
Ответить

Ещё одно подтверждение тому что в хрюши нельзя брать гуманитариев, особенно всяких психологов. Целый час бред несут про "кем вы видете себя через 5 лет" и "продайте ручку".

Набирают таких же гуманитариев ебанатов, а потом проекты загибаются, зато сцуко он может продать ручку.

Как я ненавижу этих сцук, хочется чайником их по морде ёбнуть на собеседовании.

10
Ответить

«Расскажите о себе от имени ваших наручных часов»: тик-так, тик-так...
Бред про суперсилу, как я вижу из рассказа в рассказ кочует, прямо тенденция какая-то.

9
Ответить