Карьера
Phystech Park
1314

«Расскажите о себе от имени ваших наручных часов!». Зачем нужны нестандартные вопросы на собеседовании?

В закладки

Самая частая ошибка руководителей, которые ищут себе людей в команду, - это задавать банальные HR-вопросы: «По какой причине вы ушли с прошлого места работы?», «Почему вы хотите работать именно у нас?», «Расскажите, что вы умеете делать!» и так далее. Такие вопросы неэффективны, так как к ним обычно готовятся заранее и выдают отрепетированные ответы. Лучший способ узнать всю правду о человеке – удивить его неожиданными и небанальными вопросами, которые невозможно предугадать. Директор отдела маркетинга технопарка в сфере высоких технологий «Физтехпарк» Ульяна Макшанова, которая за свою карьеру руководителя провела около тысячи собеседований, поделилась примерами таких вопросов и объяснила, что именно за ними стоит.

Подготовьтесь заранее

Чтобы человек мог свободно говорить о себе, важно с первых минут создать атмосферу доверия. Лучше проводить интервью с глазу на глаз, в отдельном кабинете или переговорной комнате. Предложите кандидату на работу чай или кофе. Идеально, если общение больше будет напоминать дружескую беседу, чем собеседование. Вначале расскажите о компании и конкретной вакансии. Можно использовать обороты со словом «мы» - «нам предстоит в следующем месяце сделать то-то и то-то», «перед нами стоят такие задачи…». Такой прием очень хорошо убирает психологическое напряжение: человек невольно начинает считать себя частью команды и как бы «примеряет» на себя конкретные рабочие обязанности.

Далее предложите кандидату рассказать о своем опыте работы – это даст возможность оценить то, насколько хорошо он говорит и презентует себя. Только после этого можно переходить к списку нестандартных вопросов. Обязательно предупредите человека, что на такие вопросы нет правильных и неправильных ответов. Их цель – лучше понять стремления и возможности кандидата.

«Расскажите, как проходит ваш обычный рабочий день?» Очень частая ситуация на собеседовании, когда человек преувеличивает свои достижения на прошлом месте работы и приписывает себе результаты всей команды. Но когда вы просите его описать свой стандартный рабочий день, может выясниться много интересных подробностей. Например, что он львиную долю времени тратит на перекладывание бумажек, вместо того, чтобы совершать действия, которые приносят результат.

«Какая у вас суперсила?» Очень хороший вопрос для выявления самых сильных профессиональных качеств кандидата. Например, вы нанимаете на работу интернет-маркетолога, и он говорит, что очень круто умеет настраивать рекламу в соцсетях. Вы как руководитель сразу можете понять, применима ли эта суперсила в вашей компании, нужен ли вам именно этот навык на данном этапе развития бизнеса.

«Какими будут ваши первые 5 шагов на новом рабочем месте?» Для многих руководителей важно, чтобы сотрудники умели работать самостоятельно. Этот вопрос позволяет оценить способность кандидата к самостоятельной работе. Если он начинает твердо и уверенно описывать свои действия – поздравляем, вы нашли того, кто вам нужен. Если же человек начинает задавать множество дополнительных вопросов, или долго думать, то скорее всего он не сможет работать автономно и вам придется постоянно его направлять.

«Чему вы научились за прошедший месяц?» Как правило, при ответе на этот вопрос люди делятся на две категории. Первые с воодушевлением говорят о том, какие курсы они прошли, какие книги прочитали, могут рассказать реальные ситуации, которые заставили их что-то переосмыслить. Вторые – уходят от ответа, говорят общие фразы. Если ответ четкий, это сигнал того, что человек способен к самообучению и готов развиваться как профессионал.

«Расскажите о себе от имени ваших наручных часов» Этот вопрос часто ставит людей в тупик на собеседовании. Но вам важно отследить их реакцию – как они в принципе реагируют на такие вопросы? Если вы улавливаете раздражение, нежелание отвечать – это повод задуматься. Если человек готов быстро переключиться, что-то придумать на ходу – это показатель хороших креативных навыков.

«Расскажите о будущем, которое вас вдохновляет?» и «Расскажите о том, что вас вдохновляет?» Эти два вопроса нужно обязательно задавать вместе, но с разницей – в 10-15 минут. Они очень похожи – и именно в этом главный секрет: вам необходимо понять, как человек реагирует на просьбы руководства, которые могут ему самому показаться лишенными смысла. Кто-то спокойно повторяет информацию, и это очень хорошо. Кто-то – может начать злиться: «Я же вам уже ответил!», и в этом случае не исключены проблемы в дальнейшем.

«Ошибка – это хорошо или плохо? Почему? Расскажите о ваших ошибках» Функция этого вопроса - увидеть, как человек относится к ошибочным действиям, насколько он не боится рисковать. Ошибки неизбежны в процессе работы, важно, чтобы человек умел делать на их основе нужные выводы.

«Напишите четверостишие о себе за 10 минут» Эту просьбу лучше оставлять на самый конец собеседования. Для многих людей рассказать о себе стихами, еще и за довольно ограниченный промежуток времени – это серьезный стресс. Пока он пишет, вы наблюдаете за его реакцией, и делаете для себя выводы – как этот человек поведет себя в стрессовой ситуации. Потому что в работе такие моменты есть всегда, и вам в вашей команде нужны люди, которые хорошо владеют собой и достаточно стрессоустойчивы, чтобы продолжить действовать эффективно даже в сложной ситуации.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Phystech Park", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 37, "likes": 2, "favorites": 54, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 90809, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 01 Nov 2019 15:38:42 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 90809, "author_id": 372346, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/90809\/get","add":"\/comments\/90809\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/90809"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199121, "last_count_and_date": null }
37 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
13

Какое же счастье, что я к вам на собеседование не попал ;)
Обычно, когда меня начинают прессовать тупыми вопросами, я включаю обратку с целью максимально опустить hr.
Где-то внутри уже появляется мысль, что нехрен здесь работать, но поглумиться очень хочется.

Короче, главное здесь - перехватить инициативу и задавать миллион вопросов. Таких же тупых.
Один из моих любимых вопросов - куда пропал предыдущий работник по этой вакансии. Гг.

Ответить
1

Тоже стал так делать. когда уже понятно что контора говно и можно жечь мосты. (Может контора и не говно, но как говорится встречают по эйчару). Какими ещё вопросами вы их грузите, хочу взять на вооружение?

Ответить
0

Если честно, на собеседования я уже лет шесть не хожу. Поэтому, навык подрастерял.

Ответить
1

"куда пропал предыдущий работник по этой вакансии." - "Он уволился/Он увольняется/Она утонула". Максимум, что ответят.

Ответить
0

;) а по какой причине? если у вас так хорошо, почему люди увольняются?

Ответить
11

Ну и вопросы, днище какое-то...
А по поводу проф.навыков и компетенций уже не принято спрашивать?

Ответить
–6

Как раз таки именно в процессе ответа на такие вопросы хорошо раскрываются и навыки и компетенции. Намного лучше, чем если спросить про это "в лоб"

Ответить
9

Чушь. Вот после таких статей в головах руководителей каша и через пару лет целые направления в компаниях идут по бороде, потому что вместо профессионалов набрали "креативных" и "умеющих ответить на неожиданный вопрос".

Ответить
–6

можете привести пример конкретной компании, которая пошла "по бороде", потому что набрала "креативных" сотрудников? с доказательствами, что это произошло именно из-за ошибок в подборе кадров. Будем благодарны, так как это расширит нашу картину мира) 

Ответить
4

Могу. Только давайте начнем с того, что не будем искажать слова. Не "пример конкретной компании, которая пошла по бороде", а "целые направления в компаниях идут по бороде". Вся компания не идет почти никогда, до управления корневыми процессами такие люди не доходят. А вот направления работы в компании заваливаются на ура. С яркими примерами именно того, что вы пропагандируете сталкивался дважды за последние годы:

1) Вебмеханик. Набрали и подняли до руководителя контекста "креативных и вовлеченных". Направление запороли за полгода, потом вытягивали полтора.
2) Joybyjoy. Здесь вообще клиника, такой подход применил руководитель к найму разработчика. В итоге мобильную версию делали 10 месяцев и не сделали. Новый бэкенд делали больше полутора лет и не сделали.

Ответить
10

Ещё одно подтверждение тому что в хрюши нельзя брать гуманитариев, особенно всяких психологов. Целый час бред несут про "кем вы видете себя через 5 лет" и "продайте ручку".

Набирают таких же гуманитариев ебанатов, а потом проекты загибаются, зато сцуко он может продать ручку.

Как я ненавижу этих сцук, хочется чайником их по морде ёбнуть на собеседовании.

Ответить
9

«Расскажите о себе от имени ваших наручных часов»: тик-так, тик-так...
Бред про суперсилу, как я вижу из рассказа в рассказ кочует, прямо тенденция какая-то.

Ответить
–9

Бредом можно назвать то. чего не существует в действительности. Это реальный вопрос, который можно использовать на собеседовании и выявить при этом важные компетенции человека, понять, что он действительно умеет очень хорошо. 

Ответить
9

Дык в реальности нет никаких "суперсил".  Все супер-проекты рутинно день за днём, месяц за месяцем делают обычные люди. В основном говнокодеры-середнячки.

Это, кстати, вопрос не о том, что он действительно делает хорошо, а о том, что он думает, что он действительно делает хорошо.

Ответить
–2

Вы абсолютно правы насчет "думает, что он действительно делает хорошо". Все сказанное, безусловно, надо проверять и сопоставлять с реальным опытом. Но в любом случае для грамотного руководителя такой ответ дает много ценной информации - насколько адекватно человек умеет себя оценивать, насколько умеет выбирать главное, и презентовать свои навыки с точки зрения потребностей конкретной компании. 

Ответить
0

Вот именно. Не боги горшки обжигают. Проект делает команда, а не один немытый гик в гараже, это только в аниме так показывают. Вобще любая фраза о "суперспособностях" или "супергероях" это маркер того, что придется выполнять много работы в сжатые сроки с неоплачиваемыми переработками. Можно сказать, что это и есть суперспособность, как паучье чутье, оно срабатывает на фразы "нам нужны супергерои", "нам  нужен ниндзя" или еще я слышал "мы высаживаем на проект супер-десант".

Ответить
1

Да, нам нужен супергерой, делающий x2 работы за x0.9 оклада предыдущего супергероя, который повесился от переработок.

Ответить
7

После таких вопросов я бы сразу сбежал. Какая такая суперсила, какие наручные часы? Это у психотерапевта можно отвечать на подобные вопросы, но не в компании которая покупает моё время.

Ответить
6

Услышав такие идиотские вопросы, человек который себя уважает просто встанет и уйдёт. Останутся и будут искать ответы на такой маразм только те, кому терять нечего. Лично мне такие сотрудники не нужны, как и HR- псих который такие вопросы задает.

Ответить
3

А на табуретку нужно вставать, когда четверостишие будешь зачитывать? 

Ответить
1

И громко! И с выражением! А то Дедушка Мороз подарок не отдаст. Ну или на работу не возьмут :)

Ответить
0

да ну что вы так мало берете - паспорт отнимут и из офиса не выпустят))))) 

Ответить
3

Помню как собеседовался и мы водили хороводы. Было одновременно и смешно и стремно))

Ответить
–3

Если вас приняли в итоге на работу, то все замечательно) 

Ответить
2

"банальные HR-вопросы: «По какой причине вы ушли с прошлого места работы?»" - На этот вопрос есть по крайней мере два ответа. Один - тот, что записан в "трудовой". Второй - по версии кандидата. А отдел кадров? - Третья версия, как минимум.

Ответить
–1

Абсолютно верно! Вот поэтому и нужно уходить от стандартов) 

Ответить
2

Главное, соблюдать баланс между креативной, информативной и стрессовой частями интервью. К сожалению, HR-ам это редко удается, и многие ведут себя так, будто только что "дорвались" до креатива или возможности давления на людей.

Ответить
2

когда я читаю такие статьи, я три миллиона тысяч раз благодарен своим родителям, что в странные годы на излёте СССР они таки потратили кучу денег, которым в нашей небогатой инженерно-педагогической семье всегда можно было найти лучшее применение, всё-таки купили мне у уезжающих на ПМЖ в Израиль знакомых тот старенький Apple IIc... Благодаря этой чудесной машине я заинтересовался программированием, стал программистом, получил неожиданно востребованную в наши годы профессию, и могу теперь встать и спокойно и открытым текстом послать нахер вот этих креативных умников, которые предлагают рассказывать о себе с точки зрения наручных часов, или изображать страуса, танцуя при этом сиртаки.

папа, мама, спасибо, я очень люблю вас.

Ответить
–8

У всех такие примитивные комментарии. Сразу видно ограниченное мышление людей...
Спасибо Вам за кейсы! Нужно,полезно,можно слепить что то своё эксклюзивное

Ответить
5

Не, ну у вас то коммент просто огонь 🔥 по сравнению с другими. Если вы готовы к унижению, это совсем не значит, что вы хороший сотрудник, ну или руководитель.

Ответить
4

Очередная хрюнда-психологиня хэз бин детектед.

Ответить
0

можете задавать хрень, но я просто встану и уйду.
Никакого высмеивания как в других комментах - ничего.
Но мне такие компании неинтересны.

Хотя вру - буду терпеть если голодный. Вам нужны голодные, в отчаянии?

Ответить
0

Если вы набираете уборщиков в KFC - можете их хоть по ролям телефонный справочник читать заставлять. Там люди ровно смотрят на такие "кейсы", так же как на никакие условия работы и оплаты труда.
А вменяемый специалист, которого итак искали хер знает сколько времени встанет и уйдет, послав ваш эксклюзивный креатив вместе с компанией.

Ответить
0

Четверостишие? В ИТ сфере, к примеру. Серьезно?
Нет, я сейчас прочитал какое-то несерьезное произведение от волшебника. Ну или, как минимум, такой найм не может существовать в хоть сколько-нибудь серьезной компании, нацеленной на результат.

Ответить
2

конечно, гонишься сначала за программистом, выслеживаешь его. А как он на собес приходит сразу - а кем вы были в прошлой жизни? а нука сочини стишок. 

Ответить
1

Первая мысль на вопрос про часы спросить:, у вас тут что, театр? Пишущую машинку не надо изобразить? 

Ответить
1

Вот так надо проводить собеседование:
https://www.youtube.com/watch?v=GJW-rEpf2kI

Ответить

Комментарий удален

{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }