Доктор на связи: особенности первичной и повторной онлайн-консультации

Оказание медицинской помощи в онлайне отличается от обычного приема. Мы уже рассказывали, на что стоит обратить внимание при подготовке к онлайн-консультации с пациентом, как максимально эффективно использовать возможности телемедицинской платформы и как общаться с пациентами в онлайне, для каких случаев может подойти текстовая консультация в чате. А сегодня разберемся, отличаются ли первичный и повторный дистанционные приемы.

Общие правила

Вне зависимости от того, общались ли вы ранее с пациентом или нет, во время медицинской онлайн консультации по закону запрещено ставить диагноз и назначать лечение. Это значительно ограничивает спектр профессиональных возможностей по оказанию медицинской помощи, ведь, казалось бы, для чего еще тогда проводится консультация? Но по опыту становится понятно, что не все приемы сводятся к определению факта заболевания и назначению конкретных лечебных процедур. Некоторые случаи требуют внимательной предварительной исследовательской работы, другие, наоборот, регулярного мониторинга.

Итак, что же можно делать врачу во время любой онлайн-консультации?

  • собирать жалобы пациента и анамнез
  • консультировать в отношении профилактических мероприятий
  • оценивать эффективность лечебно-диагностических мероприятий
  • вести медицинское наблюдение за состоянием здоровья пациента
  • корректировать ранее назначенное лечение, при условии установления лечащим врачом диагноза по данному заболеванию ранее на очном приеме
  • назначать дополнительные обследования: лабораторные, инструментальные и др.
  • расшифровывать анализы

В Москве врачам также доступна возможность выписывать электронные рецепты на препараты, также при условии ранее установленного диагноза на очном приеме.

Важно понимать, что данные возможности зафиксированы на конец 2023 года, и ситуация может измениться в самое ближайшее время. Этому в том числе способствует введение экспериментального правового режима с 1 августа для ряда медицинских организаций. Так,в числе тестовых инициатив врачи получили шанс опробовать постановку и коррекцию диагноза без предварительного очного приема и проведение ТМ-консультации вне помещения медорганизации. А пациенты получили право обращаться за телемедициной к любому специалисту, а не консультироваться заочно только у своего лечащего врача, поставившего диагноз. В программе на данный момент участвует около 30 медицинских учреждений, при этом помощь не оказывают несовершеннолетним и пациентам с инфекционными заболеваниями.

Тем не менее, даже сегодня список дозволенного во время онлайн-консультации выглядит достаточно объемным. Не удивительно, что за последние три года рынок телемедицины увеличился практически вдвое и она уже стала стандартом корпоративных программ ДМС (в той или иной мере возможность дистанционных консультаций сейчас присутствует в большинстве корпоративных пакетов), а во многих регионах включена и в систему ОМС.

Первичный и повторный прием

Определившись с общими правилами, давайте попробуем найти отличительные черты первичной и повторной онлайн-консультации. Мы уже рассказывали о том, как выстроить коммуникацию с пациентом во время дистанционного приема, на какие этапы можно условно поделить встречу. Очевидно, что в случае, если вы впервые видитесь с пациентом стоит чуть больше времени уделить знакомству: расскажите побольше о себе, о своем опыте и проблемах, которые помогаете решать, поскольку это поможет снять напряжение и сформировать более доверительные отношения. При повторном приеме эту часть можно заменить доброжелательным участием и внимательностью, то есть больше говорить о пациенте, его самочувствии и настроении.

На повторном приеме уже можно корректировать ранее назначенное лечение, а значит во время него можно уделить больше времени на обсуждение тактики и методов, прописанных ранее. Во время подготовки к повторному дистанционному у нас есть широкое поле для более глубокого погружения в случай: можно заранее отправить пациенту какие-то вопросы, “домашнюю работу” в виде упражнений, опросника или Дневника пациента, а также попросить его посмотреть какие-то материалы.

В целом же, любая дистанционная консультация:

  • идеально подойдет для профилактики, предоставления общих медицинских советов или рекомендаций по образу жизни,снятия тревожности. Например, в случае, если человек старается бросить курить,переживает из-за режима своего сна или детских капризов, хочет узнать больше о действии того или иного лекарства;
  • будет полезна в качестве подготовки к очной консультации: чтобы определиться, к какому специалисту обратиться, что взять с собой, какие действия выполнить перед процедурой;
  • может быть актуальна для получения второго мнения по случаю,

Не бойтесь консультировать онлайн, ведь несмотря на ограничения, телемедицинские консультации очень востребованы и приносят огромную пользу! А чтобы грамотно организовать их в Вашей клинике, пишите нам.

Начать дискуссию