Искусство манипуляций: как их использовать на работе себе на пользу
Сегодня я решила поднять неудобную для некоторых тему, о которой редко говорят в профессиональных кругах: использование манипуляций для развития карьеры. Термин 'манипуляция' часто звучит негативно, как что-то, что нужно всячески избегать. Но вот вам взгляд с другой стороны: в конкурентном корпоративном мире иногда нужно играть умно, чтобы получить желаемое. Я расскажу, как тонко использовать силу убеждения и направлять ситуации в нужное вам русло, как влиять на других тонко и экологично.
Раньше я думала, что "манипуляции" - это грязное слово...
... пока мой друг не рассказал мне одну историю, как он лечил зубы.
История такая:
Мой друг ел слишком много сладкого, к стоматологу ходил редко. Понимал, что нужно ходить, но боялся, что “найдут что-то” поэтому постоянно откладывал проверку зубов.
Через два года ему пришлось уже пойти и выяснилось, что его зубы были в очень плохом состоянии. И назначили длительное и болезненное лечение. .
И вот, когда он уже все вылечил, то сказал:
"Было бы хорошо, если бы мой врач год назад "продать мне", что мне нужно пройти лечение. Тогда бы я так не мучился с этим."
Конечно, стоматолог тут ни при чем.
Но если бы стоматолог решил применить “силу убеждения”, он бы, действительно, сделал жизнь своего пациента намного лучше.
Возвращаясь к сегодняшней теме, хочу, чтобы поняли: Манипуляции и убеждения - это неплохо. Иногда, это единственный инструмент, который нам помогает получить хорошие результаты - для себя и других.
Вот несколько способов экологично (!) убеждать людей в рабочих ситуациях:
💼 Выгляди занятым, как Бенджамин
Когда Бенджамин Франклин начинал свой печатный бизнес, он выходил на улицу в самое загруженное время дня с большим количеством напечатанных материалов в руках.
Почему? Потому что он выглядел очень занятым!
В работе, когда кто-то просит вас что-то сделать, отвечайте: "Конечно, у меня есть свободное время во вторник. Я сделаю это к четвергу."
Это самый простой прием. Что он вам дает:
- Как и Франклин, он показывает (или производит впечатление), что вы очень заняты. Люди будут ценить ваше время больше.
- Это даст вам возможность выполнять свои задачи вовремя и, как следствие, создаст вам репутацию надежного человека, ведь большинство людей редко выполняют задачи в свои же сроки.
💡 Дайте им возможность думать, что это их идея
Вы когда-нибудь слышали выражение: "Вы можете достичь в жизни чего угодно, если вам все равно, чьей заслугой это будет считаться"?
И это 100% так! Все обожают свои идеи, но неохотно слушают чужие. Так дайте им возможность думать, что ваша идея - это их идея.
Чтобы сделать это, набросайте, так называемых, “крошек идеи”, задавайте тонкие и точные вопросы, которые приведут нужного вам человека к вашей идее. Не нужно озвучивать саму идею прямо, дайте им все данные и вводные, которые им нужны, чтобы самим прийти к этой идее.
Например, вы хотите организовать совместный проект с другой командой в вашей компании. Но знаете, что ваш босс, скорее всего, откажется, так как хочет, чтобы вы работали исключительно над проектами своего отдела. Вместо того, чтобы прямо сказать своему боссу: "Я хочу работать с командой Х", набросайте крошек:
"А какой подход у Команды Х к [общей проблеме или задаче]? Может у них есть какие-то интересные идеи?"
"Интересно, сталкивалась ли команда Х с подобными задачами. Вы, случайно, не знаете?"
Используйте метод “тонкой нарезки”
Этот прием будет "пострашнее".
Пару лет назад я посмотрела фильм 'Толчок' - социальный эксперимент, разработанный иллюзионистом Дерреном Брауном, который искал ответ на вопрос:
"Может ли человек психологически принудить к убийству другого и подтолкнуть его к прыжку с крыши?"
Знаете, какой был ответ? - Да.
(Герой в эксперименте, конечно, на самом деле не умер. Его поймали скрытой сеткой безопасности.)
Как Деррен заставлял их это сделать?
Начинал он с того, чтобы просил наклеить стикер “Подходит для вегетарианцев” на мясную колбасу. Как только они соглашались на это, дальше он просто увеличивал давление на них и повышал ставки в своих просьбах.
Это злостно, я не спорю. Но после этого эксперимента я задумалась...можно ли использовать тот же психологический трюк, но в благих целях в рабочей сфере?
И оказалось тоже можно. Вот как использовать прием “скромных запросов”для карьерного роста:
- Сначала попросите о чем-то очень незначительном: "Я видел онлайн-курс, который, я думаю, будет полезен для моей роли. Можно ли буду 1 час в неделю им заниматься?"
- Постепенно увеличивайте размер просьб: "Этот курс бы и правда очень полезным. Можем ли мы выделить бюджет на мое участие в следуюшей конференции по этой теме?"
Суть в том, что вам нужно подряд “сложить” между собой все “да”. Как только люди сказали вам “да” один раз, им легче сказать вам “да” снова.
Попросите очень много, потом просто много, а потом столько сколько вам нужно
Это тактика противоположная предыдущей. Возможно, вы ей уже использовали в переговорах о повышении зарплаты.
Попросите что-нибудь очень большое: "Михаил Иванович, можно я буду работать удаленно из дома в весь следующий квартал?" (Конечно, вам скажут нет)
Потом попросите что-нибудь поменьше: "А как тогда насчет того, чтобы работать неполный рабочий день? Может быть, по четвергам и пятницам, когда у нас нет личных встреч?" (На это вы тоже, скорее всего, получите нет)
Теперь можно просить то, что вам нужно. "Я понимаю. У меня тогда есть такое предложение. Я был бы более продуктивным, работая из дома, чем торчать здесь по пятницам, когда наши клиенты не в офисе. Могу я уходить домой после обеда и присоединяться к вам онлайн, если будут встречи?"
Это работает, потому что никто не любит говорить 'Нет' слишком много раз. А еще эта тактика позволяет другому человеку думать, что они выиграли у вас. Если бы вы сразу попросили то, что вам на самом деле нужно, то скорее всего сразу бы получили нет.
На сегодня с “перченными советами” у меня все.
Делитесь в комментариях, какими подходами пользовались вы (и не говорите, что ничего такого никогда не использовали). Интересно узнать ваше мнение на счет того, бывают ли манипуляции “экологичными”.