Мои наблюдения из закулисья арт-мира: терминологический фронт

Поделюсь одним диковинным дисбалансом, который не дает покоя моему взору. Речь о страсти к наименованиям – или, точнее, о ее избирательном распределении в разных уголках художественной вселенной.

Мои наблюдения из закулисья арт-мира: терминологический фронт

Проблема

На одном фланге: священные залы музеев и академические институции. Здесь царит почтенная неторопливость. Сотрудники этих храмов муз – люди основательные. Они предпочитают копать вглубь, а не вширь. Зачем спешно внедрять какой-нибудь новомодный «трансмедиальный пост-концептуализм», когда с классическим «барокко» или даже «постимпрессионизмом» еще столько неразобранных нюансов? 🤷‍♀ Тут бы до конца разобраться, откуда ноги растут у «романтизма» и куда подевался третий манифест футуризма. Неторопливое изучение архива, вдумчивое переосмысление канона – вот их стихия. Новый термин? Пожалуй, подождем лет 50, пока он не обтешется временем и критикой (Ирония здесь, конечно, в том, что само слово «академия» подразумевает движение знания вперед, но темпы... ).

На другом фланге: бурлящий, сверкающий, нервный рынок коммерческого современного искусства. Тут царит иная энергетика – энергетика немедленной идентичности. Кажется, каждый второй художник (особенно дебютант с амбициями космического масштаба) ощущает священный долг: не просто творить, а непременно основать свой собственный «-изм»! Желательно – единственный, уникальный, неповторимый, как отпечаток пальца на мокром холсте. Будто манифест, бренд и пропуск в историю одним махом!

И вот тут начинается самое занятное. Открываешь пресс-релиз, каталог или страничку галереи – и глаза начинают слегка дергаться. «Психосомноморфомодернизм»? (Браво некоей художнице N, чье творение терминологии я, увы, не запомнила дословно, но дух уловлен верно!). Или, скажем, «био-техно-трансцендентализм», «квантовый нео-наив», «дигито-эмоциональный синкретизм»… Фантазия авторов поистине безгранична! Каждый стремится обозначить свою уникальность не просто работами, а ярлыком, который должен греметь, как колокол, и сразу ставить творца в один ряд с... ну, скажем так, с теми, чьи «-измы» уже в учебниках. Абсурд? Порой. Очаровательно? Безусловно. Вызывает ли это нервную улыбку (или легкий тик) у профессионалов? О, да! 😄

Мои наблюдения из закулисья арт-мира: терминологический фронт

В чем же корень этой дихотомии?

  1. Музей/Академия: консервация и осмысление. Их задача – хранить, систематизировать, изучать уже сложившееся. Новый термин – это риск, это необходимость перекраивать систему. Зачем торопиться? Со старыми-то еще столько работы! (И в этом есть своя мудрая ирония).
  2. Рынок: дифференциация и продажа. На перенасыщенном поле нужно немедленно выделиться. Свой «-изм» – это маркетинговая стратегия высшего пилотажа. Это сигнал коллекционеру: «Смотри! Я не просто еще один абстракционист, я – основатель! Купи меня сейчас, пока термин не стал общеупотребимым!». Здесь скорость и эксклюзивность – валюта.

Историческая справка для контекста: вспомним, что многие великие «-измы» рождались не в тиши кабинетов, а часто из насмешки критиков («импрессионисты» – от «впечатления», сказанного с издевкой) или из манифестов самих художников, жаждавших порвать с прошлым (футуристы, сюрреалисты). Родченко, Малевич, Кандинский – они не стеснялись теоретизировать и давать имена. Но ключевое отличие: их термины рождались вслед за мощнейшими художественными практиками, менявшими сам ландшафт искусства. Они были результатом, а не авансом.

Итог наблюдения: пока музейные хранители мудро копаются в пластах уже признанных «-измов», на арт-рынке вовсю цветет терминологическая лотерея. Искренняя вера художника в необходимость собственного уникального «-изма» – это трогательно, амбициозно и... порой комично. Но кто знает? Может, через сто лет какой-нибудь «психосомноморфомодернизм» будет изучаться в академиях с тем же благоговением, с каким мы сейчас разбираемся в нюансах кубизма? А пока – давайте ценить и легкое безумие новаторов, и основательность хранителей. Арт-мир без этих двух полюсов был бы куда скучнее. И куда беднее на поводы для нашей с вами улыбки😉

Мои наблюдения из закулисья арт-мира: терминологический фронт

Титры

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, лектором, основательницей проекта «(Не)критично».

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал «(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.

Еще почитать:

Начать дискуссию