Как Элизабет Виже-Лебрен эпатировала французское общество своей улыбкой

Ее автопортрет вызвал недоумение публики из-за полуоткрытого рта художницы.

Элизабет Виже-Лебрен. Автопортрет с дочерью, 1786
Элизабет Виже-Лебрен. Автопортрет с дочерью, 1786

Сегодня мы окунемся в удивительную историю женщины, которая бросила вызов обществу XVIII века своим талантом и смелостью — Элизабет Виже-Лебрен. Родившаяся в Париже в 1755 году, она уже в подростковом возрасте проявила себя как выдающаяся художница, благодаря урокам своего отца, портретиста Луи Виже. В то время немногие женщины могли мечтать о профессиональной карьере в искусстве, но Элизабет проложила себе путь к вершинам мастерства.

Её семейное происхождение и брак с торговцем произведениями искусства Жаном-Батистом-Пьером Лебреном в 1776 году открыли перед ней двери в мир богатых и влиятельных покровителей. Однако никто не поддерживал её так сильно, как королева Мария-Антуанетта, жена короля Людовика XVI. Когда Виже-Лебрен было всего 23 года, она впервые нарисовала королеву, что стало началом их долгого сотрудничества. Впоследствии она создала не менее 30 портретов Марии-Антуанетты, каждый из которых становился событием в художественном мире.

Благодаря протекции королевской четы, в 1783 году Элизабет была принята в Королевскую академию живописи и скульптуры — невероятное достижение для женщины того времени. Для женщин-художников ежегодно открывалось всего четыре места, а с момента основания академии в 1648 году до 1793 года только 15 женщин удостоились полного членства.

Работы первопроходцев всегда вызывают бурю эмоций, и творчество Элизабет Виже-Лебрен не стало исключением. В 1786 году ее автопортрет с дочерью Жанной буквально потряс респектабельную французскую публику. Причиной шока стала удивительная улыбка художницы. В эпоху, когда было принято изображать портреты с закрытым ртом, Виже-Лебрен осмелилась показать себя с полуоткрытыми губами — верх неприличия по меркам того времени.

Этот смелый шаг не остался незамеченным. Спустя три года, в 1789 году, Виже-Лебрен вновь нарушила устои, изобразив себя и свою дочь на другом портрете с легкой улыбкой. Реакция не заставила себя ждать. Влиятельный сплетник Mémoires secrets язвительно прокомментировал: «Жеманство, которое единодушно осуждают художники, любители искусства и люди со вкусом, и которому нет прецедента у древних, заключается в том, что, улыбаясь, [мадам Виже Лебрен] показывает свои зубы».

Эти слова отражают не только возмущение современников, но и смелость Виже-Лебрен в разрушении канонов своего времени. Ее работы стали символом вызова традициям и стремления к новому выражению в искусстве. Возможно, именно благодаря таким дерзким шагам она вошла в историю как одна из самых значимых художниц своего времени.

Так что же заставило Виже-Лебрен идти против течения? Возможно, это было желание выразить искренние эмоции и передать живость момента, что так редко встречалось в портретах того времени. В любом случае, ее смелость вдохновляет и сегодня, напоминая нам о важности быть верными своему творческому видению.

Элизабет Виже-Лебрен. Автопортрет художницы с дочерью. 1789
Элизабет Виже-Лебрен. Автопортрет художницы с дочерью. 1789

И это был далеко не первый случай, когда ее работы вызывали настоящий фурор. В 1783 году она создала портрет Марии-Антуанетты, который вызвал бурю возмущения в обществе. Королева была изображена в легком платье-сорочке — неформальном наряде, который совершенно не соответствовал ее высокому статусу. Представьте себе: королева Франции в свободном облегающем платье! Это было неслыханно! Под давлением общественного мнения Виже-Лебрен вынуждена была написать вторую версию портрета, где Мария-Антуанетта предстала уже в более официальном шелковом платье. Этот случай стал одним из самых обсуждаемых событий того времени и еще раз подтвердил репутацию Виже-Лебрен как новатора и провокатора в мире искусства.

Впоследствии Виже-Лебрен написала вторую версию, на которой королева была изображена в более официальном шелковом платье.

Элизабет Виже-Лебрен. Портрет Марии-Антуанетты в сорочке. 1783 — первая, "неформальная" версия
Элизабет Виже-Лебрен. Портрет Марии-Антуанетты в сорочке. 1783 — первая, "неформальная" версия
Элизабет Виже-Лебрен. Портрет Марии-Антуанетты с розой. 1783 — вторая, формальная версия
Элизабет Виже-Лебрен. Портрет Марии-Антуанетты с розой. 1783 — вторая, формальная версия

Художница Элизабет Виже-Лебрен не переставала экспериментировать на протяжении всей своей жизни, что часто заставляло ее переделывать уже завершенные работы. Даже во времена Французской революции, когда она была вынуждена бежать из Франции из-за своих связей с монархией, ее творческий дух не угасал.

Найдя убежище при русском дворе, Виже-Лебрен продолжала работать над своими картинами. Например, на одном из портретов дочерей императора Павла I ей пришлось дорисовать длинные рукава. Это изменение было сделано по просьбе Екатерины Великой, которая сочла первоначальную длину рукавов неприлично короткой.

Элизабет Виже-Лебрен. Портрет дочерей императора Павла I. 1796 - картина с "дорисованными рукавами"
Элизабет Виже-Лебрен. Портрет дочерей императора Павла I. 1796 - картина с "дорисованными рукавами"

Титры

Текст написан Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды.

Еще почитать:

Понравился текст? Поддержите меня лайком ❤

Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗

Начать дискуссию