Константин Юон: художник эпохи перемен

Константин Юон (1875-1958) — российский и советский художник, чьё творчество на протяжениие более пяти десятилетий охватывает множество стилистических направлений. Его работы являются уникального примером сочетания импрессионизма, реализма и лиризма. Судьба всегда благоволила ему: он прожил долгую жизнь, имел счастливый брак, был окружен любовью и никогда не знал нужды. Успех пришел к нему рано и остался верным спутником на протяжении всей жизни. Конечно, не обошлось без трудностей. Размолвка с отцом из-за женитьбы на крестьянке длилась несколько лет, а также ранняя смерть одного из сыновей оставила глубокий след в его сердце.

Константин Юон родился 12 октября 1875 года в Москве в семье со смешанными корнями: отец был швейцарско-русского происхождения и работал в страховом обществе, а мать происходила из немецкой семьи. Первые пять лет своей жизни Константин провел в уютном двухэтажном доме на 4-й Мещанской улице, окруженном садом с вязами, клумбами и скамейками. Мать Константина увлекалась искусством, что, возможно, повлияло на творческое развитие детей.

Константин Юон. Автопортрет. 1912
Константин Юон. Автопортрет. 1912

Уже в юности его талант был очевиден. В 1892 году Юон поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где учился у таких мастеров, как К. А. Савицкий, Н. А. Касаткин, А. Е. Архипов и В. А. Серов. Его работы сразу привлекли внимание на ученических выставках — публика охотно раскупала их, что позволило ему путешествовать по России и Европе.

Константин Юон. Лодки у берега. Псков. 1904
Константин Юон. Лодки у берега. Псков. 1904

С 1896 до конца 1900 года он жил в Париже, где работал в частных мастерских и создавал гравюры с пейзажей Камиля Писсарро и других импрессионистов, стараясь воспроизвести их в собственном стиле.

Константин Юон приобрел известность прежде всего благодаря своим пейзажам и городским видам. Как пейзажист он был популярен как среди московской, так и петербургской публики. Однако в течение своей жизни Юон также обращался к исторической живописи и портретному жанру.

Константин Юон. Голубой куст. 1908
Константин Юон. Голубой куст. 1908

Вскоре после окончания училища Юон начал преподавать и посвятил этому занятию всю свою жизнь. Среди его учеников были такие выдающиеся личности, как В. И. Мухина и скульптор-анималист В. А. Ватагин. Они высоко ценили его наставничество и вклад в их развитие.

Начав с импрессионистических пейзажей под влиянием Камиля Писсарро и Парижа, Юон в своих ранних работах нередко тяготел к стилю модерн и символизму. Это особенно заметно в его композиционных приемах и работе с формой. В акварелях 1900-1910-х годов влияние импрессионизма проявляется в изображении ночных и вечерних городских сцен, как у его учителя Коровина.

У меня был такой рабочий метод: выносить на натуру холст, а потом дома продолжать работать в ожидании нового, подходящего момента в природе. Я по часам всегда знал, в какой момент придет нужное мне солнечное освещение, и приходил за час до этого момента, а когда этот момент наступал, я клал кисть и лишь наблюдал взаимосвязь всех частей картины, ее существо.
Константин Юон
Константин Юон. Комсомолки. Подмосковный молодняк. 1926
Константин Юон. Комсомолки. Подмосковный молодняк. 1926

После революции Юон переключился на создание больших композиционных полотен. Исторические памятники, городские пейзажи и природа, которые раньше были центральными элементами его работ, теперь становятся фоном или местом действия. Эта смена роли привела к изменению стиля: вместо импрессионистических оттенков появились более реалистичные детали. В это время он также создал множество портретов. После революции почести сами находили его: высокие награды, звания и руководящие должности стали частью его жизни. Его картины всегда были желанны на выставках различного уровня.

Константин Юон. Новая планета. 1921
Константин Юон. Новая планета. 1921

Лиризм в картинах Юона усиливался благодаря его интересу к русской истории и провинциальным мотивам. Вдохновленный культурой Древней Руси, традиционными ремеслами и художественными традициями, он постепенно приблизился к стилю палехских лаков. Помимо масла и холста, Юон начал использовать темперу и картон, традиционные техники древнерусских мастеров.

Константин Юон. Парад на Красной площади. 1942
Константин Юон. Парад на Красной площади. 1942

К 1940-м годам Юон активно работал в стиле соцреализма. В 1951 году, в возрасте 76 лет, он вступил в КПСС. Несмотря на изменения в стиле и постоянные творческие поиски, его произведения всегда оставались графичными и декоративными, яркими и красочными, с узнаваемыми чертами импрессионизма и реализма, а также с уникальным лиризмом, присущим только ему.

Купил я у художника Константина Федоровича Юона семь эскизов к декорациям «Бориса Годунова», которые написаны нынче для Парижа, и каждый день любуюсь не налюбуюсь на них — превосходные вещи… Заплатил ему полторы тысячи рублей, а удовольствия имею на полтораста. Экая прелесть, ей-богу, — талантливый парень, черт его заласкай!
Федор Шаляпин, из письма Максиму Горькому

Юон также известен как талантливый театральный художник. В конце 1900-х — начале 1910-х годов он оформлял оперные постановки русских сезонов Сергея Дягилева в Париже. После революции он создавал декорации для спектаклей Московского Художественного театра и Малого театра. В 1945-1947 годах Юон был официальным художником Малого театра.

Константин Юон. Конец зимы. Полдень. 1929
Константин Юон. Конец зимы. Полдень. 1929

Художник активно участвовал в выставках Московского товарищества художников (1899, 1902), Товарищества передвижных художественных выставок (1900) и «Мира искусства» (1901, 1906). С 1903 года он был постоянным экспонентом Союза русских художников и с 1904 года входил в его Комитет. Он состоял членом многих художественных объединений, таких как Московское товарищество художников, «Мир искусства», Союз русских художников, Общество «Свободная эстетика» и Ассоциация художников революционной России (АХРР).

Константин Юон. Весенний солнечный день. 1910
Константин Юон. Весенний солнечный день. 1910

В советское время К. Ф. Юон занимал важные должности в художественном сообществе: он был директором Института истории и теории изобразительных искусств Академии художеств СССР (1948-1950) и первым секретарём Союза художников СССР (1956-1958). За свои заслуги он был удостоен Сталинской премии (1943) и ордена Ленина.

Больше уникальных материалов - в телеграме (Не)критично

Константин Юон оставил значительный след в истории российского искусства не только благодаря своим картинам, но и через своих учеников. Хотя он малоизвестен широкой публике, его многогранное творчество и активное участие в культурной жизни страны делают его одной из ключевых фигур своего времени.

Титры

Текст написан Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды.

Еще почитать:

Начать дискуссию