Про "Остров мёртвых" Арнольда Бёклина
Созданная швейцарским художником Арнольдом Бёклином, эта таинственная работа до сих пор хранит несколько секретов.
"Остров мёртвых" Бёклина в конце XIX - начале XX века был одной из самых известных картин во всей Европе. В своем романе "Отчаяние", написанном в 1934 году, русско-американский писатель Владимир Набоков отметил, что репродукцию картины можно было "найти в каждом берлинском доме", так как гравюры с этой работы широко тиражировались и пользовались спросом. Во многом это произошло благодаря усилиям арт-дилера художника Фрица Гурлитта, который на рубеже веков заказал огромные тиражи репродукций высокого качества.
Бёклин (1827-1901) — швейцарский художник-символист, на творчество которого оказали сильное влияние романтизм и творчество английских прерафаэлитов, а также мифология и античность. При жизни он добился значительного успеха и признания. Однако после его смерти его наследие пострадало — во многом из-за развивавшейся в то время тенденции к модернизму. Его фигуративные, повествовательные картины, полные мистики и фантазии, противоречили растущему предпочтению абстракции. Как отметил художественный критик Клемент Гринберг в эссе 1947 года, его творчество было "одним из самых совершенных выражений всего того, что сейчас нам не нравится во второй половине XIX века".
Больше интересных материалов— в нашем телеграме
Изначально "Остров мёртвых" был заказан одной из его покровительниц, Мари Берна, которая, увидев в мастерской Бёклина частично законченное полотно, предложила сделать из него мемориал в память о своем покойном муже. На картине изображен небольшой тенистый остров, усеянный кипарисами, с каменной морской стеной, входами и валами, встроенными в возвышающиеся скалы. С воды к острову приближается небольшая лодка с лодочником, а также гроб и фигура, окутанная белой пеленой, причем эта последняя деталь была добавлена по просьбе Берны. Лодка и фигура у ее руля вызывают сравнения с Хароном, паромщиком из греческой мифологии, который перевозил души умерших через реку Стикс в Аид. Это спокойная и строгая композиция, которая, кажется, задает столько же вопросов, сколько и дает ответов.
Возвышенность и жуть картины усиливаются тем, что она не является прямым изображением какого-либо реального места, хотя принято считать, что ее вдохновил островок Понтикониси близ Корфу, Греция. А сам Бёклин никогда не давал никаких объяснений этой работе или ее смыслу, кроме того, что это картина из мира грез. Даже в самом названии картины нет ни малейшего намека на Бёклина или его воображение, поскольку на самом деле она была названа "Остров мёртвых" дилером Гурлиттом, который взял это название из фразы, использованной в письме ее первоначальной заказчицы Берна.
Ниже представлены три интересных факта про эту картину!
Бёклин создал пять с половиной авторских версий "Острова мёртвых"
Как бы ни преследовала эта картина зрителей, она, похоже, в какой-то степени преследовала и Бёклина. Первая картина, которую он написал, та, которую его покровительница Берна увидела мельком, когда она была лишь частично завершена, была написана для мецената по имени Александр Гюнтер. Но в конечном итоге Бёклин оставил эту работу для себя. За меньшей версией, выполненной впоследствии на деревянной панели для Берны и хранящейся сейчас в коллекции Музея Метрополитен в Нью-Йорке, в 1883 году последовала другая версия, которая разительно отличается от своих предшественниц.
Хотя на ней также изображены островок и лодка с фигурами, цветовая палитра гораздо ярче и светлее, вместо того чтобы окутывать большую часть композиции тенью, она наполнена рассеянным светом. Склоны скал и небо освещены бледными оттенками розового и фиолетового, а архитектура внутри природного массива изменена - не в последнюю очередь за счет включения собственных инициалов художника над одним из входов. Выполненная по просьбе Гурлитта, она демонстрирует попытку создать ту же сцену, но без того же ощущения зловещности и завершенности.
Четвертая версия была создана в 1884 году — возможно, в знак признания успеха картины или ее востребованности на рынке, — но была уничтожена во время Второй мировой войны, и от нее осталась лишь черно-белая фотография. В 1886 году Музей изобразительных искусств в Лейпциге заказал пятую версию "Острова мёртвых", где она висит и по сей день, а шестая и последняя версия картины была завершена с помощью сына Беклина Карло в 1901 году, и в настоящее время находится в коллекции Государственного Эрмитажа. Любопытно, что на эрмитажной версии две подписи, из чего можно сделать вывод, что Карло был основным исполнителем.
“Остров…” — источник вдохновения и поклонения многих известных деятелей
Несмотря на относительную безвестность сегодня, нельзя недооценивать, насколько широко был известен и ценим "Остров мёртвых" в первой половине XX века, в том числе среди важных исторических фигур. Известно, что у основателя Коммунистической партии России Владимира Ленина, изобретателя психоанализа Зигмунда Фрейда и бывшего военного министра Франции Жоржа Клемансо на стенах их офисов или кабинетов висели гравюры этой картины. А третью версию картины 1883 года, выполненную по заказу Гурлитта, приобрел не кто иной, как Адольф Гитлер (в настоящее время она находится в коллекции Государственного музея Берлина).
Она также служила источником вдохновения для других художников и творческих личностей. В 1909 году Сергей Рахманинов написал симфоническую поэму "Остров мёртвых". Он увидел монохромную репродукцию одноименной картины Беклина во время участия в "Русском салоне" (предшественнике "Русских сезонов"), организованном искусствоведом Сергеем Дягилевым в Париже в 1907 году. Вдохновленный композицией, Рахманинов ждал несколько лет, прежде чем создать свой собственный "Остров мёртвых", чтобы увидеть изображение в цвете, что ему удалось сделать в Лейпциге, отмечая, что, возможно, не сочинил бы его вообще, если бы не сделал этого.
В 1945 году на экраны вышел фильм "Остров мёртвых" с Борисом Карлоффом из "Франкенштейна" (1931), сценарий которого был вдохновлен работами Бёклина, а картина была показана за заглавными титрами. В 1970-х годах, швейцарский художник Х. Р. Гигер, наиболее известный своими визуальными эффектами в фильме "Чужой" (1979), написал картину "Оммаж Беклину" (1977), основанную на оригинальной композиции, но с ярко выраженным гигеровским биомеханическим вкусом и эстетикой.
Бёклин создал антитезу — “Остров жизни”
В то время как "Остров мёртвых" захватил Европу в свое время, художник создал аналог этой картины, который остался еще менее известным. Картина под названием "Остров жизни" была создана в 1888 году, в тот же год, что и окончательная версия "Острова мёртвых", что, возможно, свидетельствует о каком-то художественном завершении или откровении. По словам художника, это "антипод" "Острова мёртвых": вместо того чтобы использовать приглушенную цветовую палитру и изображать мрачные сцены, "Остров жизни" полон света, цвета и активности. Разнообразные деревья, которые не встретишь вместе в природе, от пальм до цветущих вишен, расцветают по всей территории, сосредоточившись вокруг небольшого луга, полного красочно одетых отдыхающих. А на переднем плане по воде прогуливаются лебеди и фигуры (возможно, тритон и наяда?). В отличие от предшественника, Бёклин создал только одну версию этой композиции, и в настоящее время она хранится в Музее искусств Базеля, родного города художника, где также находится одна из версий "Острова мёртвых" 1880 года.
Титры
Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»
Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды.
Еще почитать:
Понравился текст? Поддержите меня лайком ❤
Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗