Может ли самозанятый с 1 сентября 2026 года продавать криптовалюту и USDT через p2p, заниматься майнингом и платить с этого налог на профессиональный доход (НПД)?
[Статья обновлена в 2026 г. с учетом нового закона о цифровых валютах, который действует с 1 сентября 2026 г., и нашей актуальной практики с клиентами на 2026 год]
Всех приветствую, друзья! Меня зовут Васильев Дмитрий, я адвокат.
С 2014 года я помогаю клиентам легализовать доходы от операций с криптовалютой - за это время настроили работу для более 1000 предпринимателей, ежегодно подаем 200+ деклараций. Консультирую по всем аспектам: трейдинг, зарплата в криптовалюте, стейкинг, майнинг, NFT, международное налоговое планирование, также помогаю с подбором юрисдикции для регистрации бизнеса.
Более подробная информация обо мне на моем сайте и в профиле Правовед.ру. Для индивидуального разбора и решения Ваших правовых задач обращайтесь ко мне лично в телеграм, whatsapp или max, либо оставляйте заявку на моем личном сайте. Буду рад помочь!
Сегодня мы разберем короткий вопрос - совместимость самозанятости и криптовалюты: можно ли платить НПД, если Вы самозанятый и криптовалюта приходит Вам в оплату или Вы ее просто продаете.
Новый закон о цифровых валютах (282-ФЗ), который действует с 1 сентября 2026 года, запрет на НПД для операций с криптовалютой не изменил. Поменялось другое - теперь можно законно принимать криптовалюту в оплату от иностранного заказчика. Что еще изменилось с 1 сентября, я подробно разбирал в статье Новый закон о криптовалюте 2026 (282-ФЗ): что меняется с 1 сентября и что будет с 1 июля 2027. Разбор адвоката.
Что разберем в статье (содержание соответствует вопросам статьи):
1. Может ли самозанятый в 2026 г заниматься криптовалютой и платить налоги с ее продажи?
Нет, не может.
С 1 января 2025 года самозанятым официально запрещено легализовывать доходы от операций с криптовалютой через режим налога на профессиональный доход. Криптовалюта и НПД теперь несовместимы по закону. Исключений для разовых сделок закон не делает: самозанятый не может продавать криптовалюту или торговать криптовалютой через НПД, даже если это одна продажа на небольшую сумму.
Запрет прямо установлен в Федеральном законе от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"» (пункт внесен в него законом от 29.11.2024 № 418-ФЗ и действует с 1 января 2025 года).
Статья 4 этого закона определяет, кто может быть плательщиком НПД. В части 2 перечислены те, кто не вправе применять этот режим. Пункт 9 добавлен специально для криптовалюты:
2. Не вправе применять специальный налоговый режим:
9) лица, осуществляющие майнинг цифровой валюты, а также реализацию (приобретение) цифровой валюты.
Формулировка закона охватывает абсолютно все операции с криптовалютой (в законе она называется цифровой валютой). Это значит, что через НПД и самозанятость нельзя легализовать доходы от продажи криптовалюты (USDT, биткоина и любых других монет), трейдинга, торговли криптовалютой, майнинга, стейкинга, инвестиций в DeFi, CEX, DEX и т.д.
Майнинг самозанятым и НПД: можно ли самозанятому заниматься майнингом?
Самозанятый не может заниматься майнингом: в пункте 9 части 2 статьи 4 закона 422-ФЗ майнинг цифровой валюты назван среди тех видов деятельности, к которым применять НПД нельзя.
При этом сам майнинг законен: гражданин без ИП может майнить, пока энергопотребление не превышает лимит, установленный Правительством (сейчас это 6 000 кВт·ч в месяц), а ИП - после включения в реестр лиц, осуществляющих майнинг, который ведет ФНС. Также нужно учитывать, что майнер каждый месяц, не позднее 20-го числа следующего месяца, сообщает в ФНС о полученной криптовалюте.
Как налоговая смотрит на майнинг, если у человека параллельно есть ИП на упрощенке по другому бизнесу, я подробно разбирал в статье [2026] Майнинг и УСН: физлицо майнило в пределах лимита 6000 кВт·ч и имело ИП по другому бизнесу, а налоговая снимает ИП с упрощенки и требует перейти на ОСНО - как защищаться?
Самозанятый и p2p: можно ли продавать крипту на p2p и пробивать чек в «Мой налог», когда рубли пришли на карту?
Технически пробить чек получится, но легальным доход от этого не станет. Продажа USDT на p2p с зачислением рублей на карту - та же реализация цифровой валюты, поэтому крипта и НПД не совмещаются здесь так же, как при продаже на бирже.
Помимо налогов, если покупатель заплатил Вам чужими деньгами и пострадавший пожаловался в банк или полицию, Ваши реквизиты могут попасть в базу Банка России по 161-ФЗ, а ограничения могут наступить сразу во всех банках.
Как отвечать банку на запросы по 115-ФЗ после таких продаж, я подробно разбирал в статье как ответить на запрос банка по 115-ФЗ при операциях с криптовалютой через p2p.
2. Может ли самозанятый получать зарплату или оплату за услуги в криптовалюте?
Нет, не может.
От иностранного заказчика получать оплату в криптовалюте с 1 сентября 2026 года можно, но платить НПД с продажи полученной криптовалюты нельзя.
Также здесь все еще зависит от того, кто Вам платит.
С 1 сентября 2026 года закон о цифровых валютах прямо разрешил оплату криптовалютой по внешнеторговому договору с иностранным заказчиком, причем и физлицу, и ИП (п. 1 ч. 7 ст. 1 закона № 282-ФЗ), поэтому самозанятый вправе получить USDT за свою работу от иностранной компании. А вот от российского заказчика принимать оплату криптовалютой по-прежнему нельзя (ч. 6 ст. 1 закона № 282-ФЗ): этот запрет был и раньше, но теперь к нему добавился риск штрафа 20-40% от суммы расчета.
Проблема возникает на следующем шаге: чтобы получить рубли, USDT придется продать. Продажа криптовалюты - это реализация цифровой валюты, а к ней НПД не применяется (п. 9 ч. 2 ст. 4 закона 422-ФЗ), даже если сами USDT пришли Вам как оплата за разработку или дизайн.
Более подробно этот вопрос разбирали в статье Как законно получать зарплату в криптовалюте от иностранного работодателя.
3. Что будет, если я нарушу запрет и все таки буду получать доход в криптовалюте как самозанятый и декларировать доход, оплачивая налог на профессиональный доход?
На практике да, многие, особенно фрилансеры, которые получают оплату за услуги в криптовалюте и привыкли работать через самозанятость, все равно платят налог с продажи криптовалюты как самозанятый, исходя из того, что их реальная деятельность - не криптовалюта, а именно оказание услуг, например, услуг по разработке программного обеспечения.
Но все же это обход запрета и если ФНС это обнаружит, то Вас ждет доначисление налога.
Что конкретно доначислит ФНС? Она доначислит Вам НДФЛ по ставке 13-15%: в 2026 году это 13% с дохода до 2,4 млн руб. в год и 15% с суммы сверх этого. Если Вы платили налог по ставке 4%, то соответственно Вам доначислят разницу в 9-11%. При этом Минфин внес законопроект о переводе таких доходов с 2027 года на общую шкалу НДФЛ 13-22%, но пока это только проект, а не закон.
4. Самозанятый или ИП для криптовалюты: какие тогда есть варианты оплаты налога с дохода от продажи криптовалюты?
Основные варианты - как ИП или как физлицо с подачей декларации 3 НДФЛ. При этом, если Вы выбираете вариант с 3-НДФЛ, то по основной деятельности (услугам или работам) можно оставаться самозанятым, а продажа криптовалюты будет отражаться в декларации отдельно.
Эти вопросы мы разобрали подробно отдельно, поэтому кому нужно - просто оставлю ссылки на статьи:
Отдельно про криптокошелек: уведомлять налоговую о нем сейчас не нужно, но со 2 мая 2027 года появятся отчеты в ФНС об операциях через кошельки, которые не администрирует российский цифровой депозитарий: под них попадают как собственные кошельки, так и аккаунты на биржах. Подробно этот вопрос я разбирал в статье [2026] Уведомление о криптокошельке и отчет в ФНС: надо ли сообщать сегодня и что изменится со 2 мая 2027 года.
Иная полезная информация по теме криптовалют:
Обращаю Ваше внимание, что в настоящий момент действует специальное предложение для тех, кто получает доход от криптовалюты (от своих проектов, которые генерируют доход в крипте / инвестиции, зарплата в крипте, майнинг, NFT и т.д.), а именно написав напрямую, Вы можете получить индивидуальный разбор своей ситуации и помощь в легализации доходов.
Я готов помочь КАЖДОМУ:
1. Настроить законную схему совершения операций и оплаты налогов с криптовалюты, а именно помочь с поиском оптимального решения в отношении будущих доходов и с минимизацией рисков за прошлые периоды, когда налоги не оплачивались (полностью сопровождение всего процесса, от выбора системы налогообложения и банка, до получения первых платежей и уплаты первых налогов).
2. С оценкой рисков выявления факта неоплаты налогов в отношении уже полученных Вами ранее доходов от криптовалюты (в Вашем конкретном случае), возможных последствий и ответственности. Мы совместно выработаем план по устранению всех нарушений и минимизации рисков.
3. Сформировать позицию и подготовить грамотные пояснения банку в ответ на 115-ФЗ.
4. По любым иным вопросам в рамках моей специализации.
Для получения консультаций и полной настройки легальной модели Вашей работы с криптовалютой, Вам нужно написать мне сообщение с кратким описанием своей ситуации на:
Телеграм @Dmitriy_vasilev7,
WhatsApp 8-960-767-64-03,
Max - ссылка.
juristvasiliev@yandex.ru.
и мы в индивидуальном порядке разберем и обязательно решим Ваш вопрос.
Обращайтесь ко мне лично, буду рад помочь!
С Уважением, адвокат Васильев Дмитрий (№ 1510 в реестре адвокатов, адвокатское удостоверение № 1911, выдано 29.10.2015 г. адвокатской палатой Красноярского края).
Юрист №1 в рейтинге юристов России по версии крупнейшего правового сервиса РФ Правовед.Ру - https://pravoved.ru/lawyer/362127/.