Правовой статус криптовалюты в России: важное

Правовой статус криптовалюты в России: важное

Криптовалюту одни считают золотой жилой и вполне легальным инструментом, другие – средством теневой экономики на грани закона. В России маятник регулирования качается от полного запрета цифровой валюты до ее легализации. Как регулируется крипта, какие свежие изменения есть в данной сфере, рассмотрим ниже.

Как закон и практика определяют крипту

Правовой статус криптовалюты в РФ до конца не урегулирован, хотя и существует закон о цифровой валюте (ФЗ от 31.07.2020 N 259-ФЗ). Вопрос о соотношении категории цифровой валюты и криптовалюты весьма спорен, однако сегодня принято ориентироваться на их тождественность. По крайней мере, Центробанк считает крипту цифровой валютой (раздел 1.1 «Доклада для общественных консультаций от 20.01.2022. Криптовалюты: тренды, риски, меры.», утвержденного Банком России). Особенности крипты: у нее нет единого эмитента и единого центра, который нес бы обязательства по ней.

Для юриспруденции важно определение так называемой правовой природы для того, чтобы предпринимать дальнейшие шаги по регулированию. В гражданском праве есть объекты гражданских прав (то, что охраняет ГК). Их в широком смысле можно разделить на вещи (имеют материальную оболочку) и иное имущество, согласно статье 128 ГК. К первой категории крипту причислить сложно. Остается иное имущество.

На практике с 2018 года суды признают криптовалюту иным имуществом. Первый такой кейс – дело Царькова (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2018 N 09АП-16416/2018 по делу N А40-124668/2017). Крипта была признана иным имуществом и включена в имущественную массу. Здесь нужно сделать оговорку, что такой квалификации для определенных категорий споров достаточно. В закон о банкротстве в 2020 году даже были внесены изменения, которые определили крипту как имущество в целях закона о банкротстве. Такой же подход применяется и в наследственных делах. Здесь, по сути, главное – это решить, включать ли крипту в имущественную массу, чтобы потом разделить ее между теми, кто имеет право.

Сложнее обстоят дела, к примеру, в сфере налогового права. Для него имущество и имущественные права являются разными сущностями (которые по статье 128 ГК можно отнести к иному имуществу). Соответственно, и налогообложение разное. Например, льготы для категории имущества не распространяются на имущественные права. То есть эти категории важно разделять не только студенту юрфака для сдачи экзамена, но и тем, кто так или иначе связан с криптовалютой.

Позиция Минфина следующая: отдельного налогового регулирования крипты нет, поэтому налогообложение доходов от крипты общее (облагается НДФЛ). Получить налоговый вычет на доходы от цифровой валюты нельзя, но можно уменьшить их на сумму расходов по приобретению криптовалюты (письмо Минфина России от 10.02.2022 N 03-04-05/9243). Минфин подчеркивает, что пока не будет отдельного регулирование оборота крипты, это останется так. То есть регулятор в целом не исключает законодательных изменений.

Что можно и нельзя делать с криптой в РФ

Итак, цифровая валюта имеет свое место в правовом поле, хотя и весьма особенное. Она вроде бы и валюта, и нет; вроде бы имущество, а вроде и право на имущество. В России вообще нужно быть осторожным с определением чего угодно как некие деньги, поскольку денежная единица в РФ одна – это рубль. Выпуск иных денежных единиц и суррогатов запрещен (ст. 27 Закона о ЦБ РФ).

По текущему регулированию криптовалюта относится к цифровой валюте. Что с ней можно делать:

  • · Инвестировать в нее;

  • · Использовать как средство платежа, которое не является денежной единицей*;


  • · Совершать операции с криптовалютой как имуществом (владеть, продавать, обменивать и использовать как залог).

*Важно знать, что указывать стоимость товара или услуги в биткоинах строго запрещено (ч.7 ст. 14 № 259-ФЗ). Крипта с точки зрения закона считается имуществом, поэтому важно правильно выбрать форму договора. Купля-продажа здесь не подойдет, так как товар по такому договору приобретается именно за деньги. Как вариант – заключение договора мены или займа.

Нужно учитывать, что для судебной защиты цифровой валюты в РФ закон требует предварительно задекларировать ее (ч.7 ст. 14 № 259-ФЗ). При этом никакого нормативного порядка отчетности по владению криптой пока не введено. Это оставляет множество вопросов, начиная с «а как, это собственно, сделать».

Также в суде может встать вопрос с определением владельца криптокошелька.

Так, до Верховного Суда дошло дело о возврате крипты. Истец перевел ответчику криптовалюту в размере 313 172,60 доллара США в качестве займа ответчику, однако последний отказался ее возвращать. Истец настаивал на неосновательном обогащении ответчика, ведь как такового договора займа заключено не было. Суд первой инстанции отказал истцу в связи с недостаточностью доказательств, а апелляционный суд удовлетворил требования. Верховный Суд в итоге отменил такое решение, так как суд не проверил: а) наличие договорных отношений между сторонами; б) принадлежность криптокошелька ответчику. ВС отправил дело на новое рассмотрение (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16.04.2024 N 69-КГ24-3-К7).

Горячие тенденции регулирования

Действительно, может быть непросто доказать, кто именно владеет цифровой валютой, ведь в криптокошелек не «залезешь» и не проверишь. Итак, с регулированием крипты и связанной с ней деятельностью остается много неразрешенных вопросов.

Рассмотрим последние новости, связанные с цифровой валютой.

Сообщается, что планируется разработать единую платформу, при помощи которой государство в рамках уголовных дел сможет распоряжаться конфискованной криптовалютой. Как технически это будет реализовано, пока неясно. Особенно учитывая особые свойства крипты и то, что большинство криптобирж - иностранные.

Законопроект о регулировании майнинга крипты был внесен еще в 2022 году. В апреле 2024 в него были внесены изменения, запрещающие организацию* обращения криптовалюты в России, кроме трех направлений деятельности. При отчуждении крипты будет запрещено использовать объекты российской информационной инфраструктуры.

Предлагается легализовать следующие виды деятельности (как исключение из общего запрета):

  • майнинг цифровых валют;
  • майнинговые пулы (объединение мощностей нескольких вычислительных устройств, принадлежащих разным владельцам);

  • тестовые проекты ЦБ в рамках экспериментального правового режима (ЭПР).

* То есть будут запрещены российские биржи и обменники вне зоны действия ЭПР.

Требования к майнингу:

  • юрлица и ИП должны включаться в реестр лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты;
  • физлица могут майнить без включения в реестр при условии соблюдения пределов использования электроэнергии (уст. Правительством РФ);

  • сдача отчетности по операциям;

  • на отдельных территориях Правительством РФ майнинг может быть запрещен (связано с объемом потребляемой электроэнергии);


  • запрет совмещения майнинга с электроэнергетикой;

  • запрет рекламы и продвижения цифровой валюты.

Обсуждать и оценивать проект можно долго. Например, с последним запретом компаниям может быть несладко. Вроде регистрируешься в реестре, делаешь все законно и платишь налоги, а заявить о себе будет довольно трудно.

Такая громкая формулировка, по сути, означает, что майнингу хотят присвоить ОКВЭД наравне с другими видами деятельности. При этом еще не решено, понадобится ли отдельный ОКВЭД или его можно будет «впихнуть» в рамки существующих. Плюс до таких мер, по мнению регулятора, предварительно требуется принять тот самый закон о регулировании майнинга.

Проблема состоит в том, что комплексного регулирования майнинга пока нет. Есть отдельные положения N 259-ФЗ о выпуске цифровой валюты, однако этого недостаточно. Определение в законе N 259-ФЗ включает только выпуск цифровой валюты для привлечения инвестиций в капитал, но не для целей использования ее в качестве средства платежа. Очевидно, что требуется дополнительное регулирование (это даже в законе прописано – в ч. 4 ст. 14 №259-ФЗ). Были попытки, которые пока так и остались проектами. Вопрос решается.

Итого

Мы видим тенденцию к частичной легализации оборота цифровой валюты (с рядом оговорок) и к расширению государственного контроля за ним. Центральный банк в целом не в восторге от крипты в российском обороте, но признает потребности времени и необходимость проработки вопроса. С законом о майнинге и оборотом цифровой валюты в РФ еще все неточно и непонятно. Законопроект застрял на этапе первого чтения и дальше пока не продвинулся. Кажется, сильных послаблений в регулировании криптосферы ждать не стоит (скорее наоборот), однако крайняя редакция законопроекта наверняка не финальная. Остается держать руку на пульсе, а крипту «семь раз отмерять, один – отрезать».

33
Начать дискуссию