Go global: инструкция по выходу стартапа на зарубежные рынки
Рассказываем про основные юридические тонкости организации и структурирования бизнеса за рубежом простым языком: от выбора компании, юристов и открытия счета в иностранном банке.
Меня зовут Рустам Рафиков, я управляющий партнер юридической компании Rafikov & Partners. Ранее мы писали про то, как всё устроено в Кремниевой долине глазами юриста, и у людей было все больше и больше вопросов. Впрочем, наши клиенты задают схожие вопросы, поэтому мы решили написать здесь все подробно.
Обычно, консультанты не делятся всем подробно, но мы решили рассказать о том, как устроена отрасль. Тем более опыт в этом есть.
Вот основное содержание этого полезного лонгрида:
- Зачем вашему проекту иностранная компания?
- Как выбрать юрисдикцию?
- Как открыть счет?
- Как выбрать юристов?
- Как платить налоги?
- Офшоры и иностранные компании запрещены? Обо мне узнает российская налоговая?
1. Зачем вашему проекту иностранная компания?
При ответе на данный вопрос есть две стороны: бизнес и регулирование.
Бизнес: продажи на зарубежном рынке или тестирование продукта (lean startup model), стратегические партнерства и создание совместных предприятий, привлечение инвестиций от зарубежных инвесторов.
Коллеги из Harvard Business Review рекомендовали перед решением выхода на глобальный рынок задать себе следующие вопросы: «Стратегия выхода на глобальный рынок принесет выгоду?», «У нас есть способности для глобализации?», Выгоды превысят расходы?»
Впрочем, не стоит забывать и про свои конкурентные преимущества и насыщенность нового рынка.
Регулирование: желание уйти от валютного контроля в РФ (отчетность, повышенные комиссии в банках для приема платежей в USD/EUR и т.д.), использование и уплата местного НДС, в стране реализации (например, если у вас счета с НДС в Европе), минимизация налогообложения (создание холдинговых структур), использование механизмов английского права (например, конвертируемый заём, SAFE, KISS, механизм траста для сокрытия собственников-выходцев из стран СНГ, создание совместного предприятия), а также удобство привлечения иностранного инвестора в определенной юрисдикции, использование иных преимуществ юрисдикции (в зависимости от цели проекта).
Итак, если вам нужно иностранное юридическое лицо, то вы можете: (а) открыть филиал в иностранном государстве, (б) компанию. Вариант с филиалом более затратен и требует прохождения т.н. процедуры аккредитации.
Например, в России только госпошлина за аккредитацию иностранного филиала составляет 120 тысяч рублей, и данные правила дублируются в других государствах на международно-правовом принципе взаимности. Если вы стартап, то вам все же подойдет иностранная компания в форме общества с ограниченной ответственностью (Limited) или акционерного общества (Corporation).
2. Как выбрать юрисдикцию?
Если у вас цель — привлечь инвестора, то рассматривайте благоприятные юрисдикции с применимым общим правом. Если это США, то там есть SAFE, по которому удобно работать венчурным фондам. Если это создание совместного предприятия, либо в вас инвестирует фонд, да то же юр. лицо какого-нибудь российского банка или венчурного фонда зарегистрированного на островах, вас попросят перейти в юрисдикцию с английском правом.
Аналогично, если у вас цель в запуске стартапа с легким вариантом передачи акций, возможностью реализации вестинговой кампании (без всех вот этих вот нотариусов и не нужных вам расходов). Если у вас есть задача замести следы, скрыть наследство, защититься от рейдерства или там ICO сделать, то смотрите на офшорные юрисдикции (т.н. «черный список» Минфина).
Если вы гражданин РФ (или даже СНГ, в некоторых случаях) и ваш партнер (акционер и директор) не гражданин какого-то определенного государства? где планируется открыть компанию, ну а вы пока не в списке HNWI (от англ. higly net-worth individual — очень богатый гражданин), то смотрите на возможность открытия расчетного счета в первую очередь. Подробнее см. в п.3.
Не нужно выбирать юрисдикцию по принципу «Швейцария — это отлично для крипто-проекта, т.к. там Виталик Бутерин зарегистрировал свою компанию и запустил Etherium» или «Я слышал, что налог на Британских Виргинских Островах 0%, в отличие от Гондураса, поэтому нам нужна компания там», ну или «Делавэр — это круто, так ведь все делают и налоги там ниже, вроде, но я не уверен».
Это малое, что я слышал за свою практику от клиентов, которые потом не знали как избавиться от своих компаний подешевле, а не за 9000 фунтов.
3. Как открыть счет в иностранном банке?
Почему так? Вот несколько причин:
1. Международная организация ФАТФ (Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег — Financial Action Task Force, FATF) составляет рекомендации по идентификации клиентов и борьбе с отмыванием денежных средств и финансированию терроризма.
Как результат, по скан-копиям сидя на диване счет уже не откроешь. Сегодня банки не только требуют идентифицировать вашу личность, но и подтвердить законность происхождения средств, т.е. у вас будут запрошены контракты с поставщиками, сведения об оборотах, сотрудниках и т.д. Дело не ограничится utility bill, поверьте.
Для справки: utility bill — счет за оплату коммунальных услуг; во многих странах подтверждает ваше местожительство, в отличие от популяризированного во времена сталинизма института прописки со штампом в паспорте.
2. ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития - Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) разрабатывает меры по борьбе с размыванием налогооблагаемой базой и сокрытием доходов (BEPS, Base Erosion and Profit Shifting).
Проще говоря, это когда российский бизнесмен создает ООО, акционером которой является компания на Кипре с номиналами и трастом (чтобы никто не догадался), а акционером кипрской компанией выступает какое-нибудь островное государство, типа БВО с 0% ставкой налога.
Российский бизнесмен распределяет прибыль с ООО акционерам, и в итоге все «приплывает» в налоговую гавань с 0%, где банк выдает корпоративную Visa Platinum и бизнесмен дальше живет в России, катается по миру и т.д.
(Дисклеймер: это не рекомендация, а схема налогового правонарушения не рекомендуемая к применению, т.к. ведет к нарушению российского законодательства.)
3. Федеральная резервная система США. И при чем тут американцы? Дело в том, что каждый уважающий себя банк работает с такой валютой как доллары США.
Чтобы работать с долларами, необходимо открыть корреспондентский счет в одном из нью-йоркских банков, а если так, то банку надо следовать и американскому законодательству, связанному с противодействием отмыванию денежных средств.
Громкие скандалы связаны с тем, что множество клиентов со стран СНГ открывали счета в Прибалтике без цели ведения деятельности, а лишь для каких-то транзакций, в том числе для отмывания, привел к миллионным штрафам от ФРС банк ABLV, который позже ликвидировался.
Для европейских банков аллергию к россиянам вызвала также молдавская схема вывода средств из России, ну и последняя изюминка со штрафом израильского банка Hapoalim на $37 млн, в котором, между прочим, много российских клиентов держали счета.
4. Международные санкции в отношении ряда граждан РФ и компаний. Никто не хочет попасть под еще более высокие риски, поэтому вопросы комплаенса по санкциям всегда один из первых.
При создании проекта убедитесь, что: (а) среди ваших акционеров нет лиц под санкциями, (б) что ваши акционеры не из среди PEP (political exposed person — публичные должностные лица). Проверить можно бесплатно по России и по Украине.
5. Борьба с транзитными компаниями без цели осуществления деятельности. После ряда офшорных утечек документов (например, Panama Papers или Bahamas, 2020) многие государства начали активную борьбу с офшорами, а банки стали опасаться принимать в клиенты однодневки и офшорные компании.
Итог: если у вас российский паспорт, замечательный проект и компания без substance (присутствия в юрисдикции с контрактами, офисом и сотрудниками), то открыть счет за рубежом можно следующими способами:
(а) Внести депозит в какой-нибудь швейцарский банк, и тогда вас будут готовы принять, при условии что вы не связаны с политикой и отмыванием (минус: депозит обычно от €300–500 тысяч на 2–3 года, и это не шутка).
(б) Открыть компанию и счет в лояльных к российским клиентам банках, например Кипр, США, страны, не входящие в ОЭСР, или просто создать substance (офис, контракты, персонал и т.д).
(в) Открыть счет в платежной системе типа «Яндекс.Деньги», Paysera и так далее. Про Revolut молчу, т.к. 99% вас не примут на обслуживание после скандала с комплаенсом. Говорю исходя из опыта сопровождения клиентских проектов. Минус платежной системы — ваша репутация, доверие партнеров и повышенный комплаенс.
Это реальность, но многие её не могут принять. Я тоже помню времена, когда мы открывали клиентам счета по телефону, и лишь иногда по скайпу; ни о какой личной явке и речи не было, не говоря уже о всяких substance.
Еще латвийский банк Rietumu осуществлял деятельность арендуя офис в Москве и принимал документы от клиентов. Времена изменились. И если вам обещают открыть компанию, спросите про счет, а если и счет обещают — два раза переспросите.
Вот печальный пример автора vc.ru:
Вообще, проблема Сингапура как юрисдикции в том, что там необходимо иметь директора-резидента Сингапура (также и в ОАЭ, например). Обычно это вообще человек не близкий к бизнесу. Раньше в офшорках такие функции исполняли уборщицы офисов (не верите? Посмотрите хорошее кино «Прачечная». Узнаете, как устроен мир).
Таких людей называют номиналами. А в России это вообще уголовная ответственность (ст. 173.1, 173.2 УК РФ). И я уже не говорю про side-effect связанный со стоимостью такой услуги — от $5000–$8000 в год за услуги номинала в Сингапуре, который вам вообще не понятно зачем нужен.
4. Как выбрать юристов?
Есть два типа консультантов в этой сфере: (а) кто продает компанию, (б) кто помогает со структурой и дальнейшим сопровождением.
Первый тип услуг технического характера и направлен на простую продажу вам компании «как есть», т.е. вот цена, вот вам компания, вот документы. Что будет дальше никого не интересует, за какие-то действия потребуют дополнительную оплату. За ликвидацию или переход компании к другому секретарю (агенту) — сумму больше, чем за регистрацию.
Что будет если пользоваться первым типом услуг или без понимания целей создания компании? Большие траты, расходы и позже отчаянная попытка как-то избавится от компании без платежей и штрафов. Обычно это практически невозможно. Вот еще печальный опыт пользователя vc.ru:
Второй тип услуг более профессиональный, чем собственно и занимается автор статьи. Разработка структуры налогообложения вопрос не из простых и легких по трудозатратам.
Обычно это оптимизация платежей, налогообложения, ну или оптимизация процесса работы (например, мы сопровождали проект — логистическую компанию для перевозок в ЕС и предложили создать офис в ЕС, получить польские номера на фуры и работать без разрешений, валютного контроля и простоя на границе с Белоруссией).
Иногда сюда включаются вопросы защиты активов от рейдерства посредством создания траста, наследственных фондов. Ну или самое частое — привлечение инвестиций, венчурные сделки, сделки M&A с учетом юрисдикции, применимого права.
5. Как платить налоги?
Налоги придется платить в любом случае. Даже если у вас компания на островах с 0% корпоративного дохода, то при распределении прибыли (дивидендов) как физлиц, вам придется заплатить 13% НДФЛ. Но если у вас стартап и холдинговая компания, возможно, есть смысл посмотреть на низконалоговые юрисдикции.
При выборе компании нужно смотреть на наличие соглашений об избежании двойного налогообложения (для вашего удобства — действующие соглашения с РФ по ссылке). Это такие межгосударственные соглашения о том, что граждане будут облагаться налогом только один раз в одной стране, а не в двух странах одновременно. Иногда соглашения предусматривают льготные режимы для компаний.
Система бухгалтерского учета также разная, в США это GAAP, во многих странах — МСФО (международный стандарт фин. отчетности, IFRS), либо свои, как в России, — РСБУ (российский стандарт бухучета). Соответственно, закладывайте расходы на бухгалтеров (аудиторов) раз в год.
Смотрите на налоговые ставки и льготы. Например, почему-то многие убеждены, что в Делавере низкая налоговая ставка. Нет — выше чем в ООО на упрощенке: 8,7% (ставка штата) против 0% в Техасе и 6% в российской ООО + еще федеральная ставка по прогрессивной шкале.
Некоторые юрисдикции предлагают 0%, если вы получаете доход от международной деятельности или вообще не являетесь налоговым резидентом в стране регистрации компании. Ну и не забывайте про бухгалтерию: доход = выручка – затраты. Если затраты превышают выручку, то и нет налогооблагаемой базы.
6. Офшоры и иностранные компании запрещены? Обо мне узнает российская налоговая?
Российская налоговая политика направлена на борьбу с офшорами и агрессивное налоговое планирование. Как результат, мы видим ряд громких судебных дел о доначислении налогов при различных схемах c офшорами (например, дело Dirol).
Владение офшорной или иностранной компанией не запрещено. Законодательство борется с т.н. пассивными компаниями, когда конечная прибыль не реинвестируется, хранится на счетах и не облагается налогом либо облагается по меньшей ставке, чем в России.
Если по порядку, то вам нужно:
- в течение 3-х месяцев с момента, как вы стали владельцем 10% доли в иностранной компании или трасте, — подать уведомление в налоговую;
- ежегодно подавать декларацию о КИК (контролируемая иностранная компания);
- если у вас есть личные банковские счета, уведомить о них и ежегодно подавать отчет.
Чтобы не нагружать статью деталями обо всех этих уведомлениях, посмотрите руководство со всей информацией и ссылками на законодательство.
Как обо мне узнают в ФНС?
Законодательство о контролируемых компаниях заимствовано из американского. Помню, как на лекции профессора по налоговому праву США, когда рассказывали про КИКи в штатах и все эти декларации, я смотрел очень удивленно.
Профессор Джорджтаунского университета заметил мой взгляд, подошел и сказал: «Ага, ты наверняка думаешь: “Да как они обо мне узнают?” Ты же с России». Было смешно, ведь тогда о КИКах в России никто не слышал. Но все изменилось.
Благодаря международным соглашениям об автоматическом обмене информации (CRS) страны автоматически обмениваются налоговой информацией. Поэтому рекомендация здесь — лучше подавать всю отчетность.
Если ваши консультанты говорят, что о вас никто не спрашивает и о вас никто не узнает, посмотрите на количество стран, присоединившихся с автоматическому обмену.
Надеюсь, что советы были полезными. Если вы думаете, что все кончено и открыть иностранную компанию или счет — глупая затея, значит что-то пошло не так. Цель статьи — отразить реалии, показать, как избежать возможных проблем и ошибок.
Если все делать правильно, с умом, то все получится. Впрочем, предпринимательство — это всегда о трудностях и о сладком вкусе победы.
И да, — мы помогаем стартапам и бизнесу выйти на международный рынок, оформляем инвестиционную документацию, ведем переговоры с инвесторами, открываем компании и еще много чего. Если нужна помощь — вы знаете где искать меня и нашу команду профессионалов ЮК «Рафиков и Партнеры».
Если полезно — ставьте лайк, задавайте вопросы, буду рассказывать еще. Обещаю.
Мудрёно. Вопрос вот такой. Есть российское ООО с абсолютно чистой историей, на котором некий ИТ-стартап, который немного поработал в России (некий продукт, несколько сотрудников, инвестор, учредители) и хочет теперь выйти со своим продуктом в США (зарегистрировать контору, адаптировать продукт, найти инвестора). Сколько надо времени и денег, чтобы осуществить регистрацию фирмы правильно с юридической точки зрения?
Все зависит от выбранной юрисдикции, активов, кто у вас акционеры?
Напишите в личное сообщение, для вашего комфорта.
Да примерно, порядок затрат оценить.
Было бы еще отлично озвучить пороговые значения оборотов ( по вашему опыту ), с которых стоит заниматься открытием в иностранных юрисдикциях.
По ощущениям - от 100к у.е оборота сейчас, все что меньше - просто потерянное время и деньги что в Швейцарии что в Сингапуре.
Вы назвали самые дорогие по обслуживанию юрисдикции. В Швейцарии континентальная система права т.е. как в России и каждое действие через нотариуса, что ведет к дополнительным расходам. Нотариусы там не дешевые. В Сингапуре расходы на номинального директора. Если выбрать другую юрисдикцию, тот же Кипр или Делавер, то будет проще и не нужны обороты по 100 тыс.
Боюсь что ни Кипр ни Делавер не внушают доверия западным партнерам. Т.е сделать компанию-пустышку для обслуживания любимой яхты и виллы может и можно и не вызовет особых вопросов и претензий, но никакие нормальные B2B отношения с такой компанией не прокатят. Уж молчу про B2C.
Нормальные это когда KYC officer не задает вопросы и не просит пачку документов на каждую сделку, например.
Не будут внушать доверия (а) юрисдикции из т.н. черных списков - офшоры, (б) наличие номинальных директоров, (в) отсутствие банковского счета или сомнительный банк.
в остальном, не вижу проблемы, правда.
Если быть откровенной нет юрисдикций которые требуют огромных оборотом. Юрисдикции этого не требуют, обороты требуют банки. Что касается подбора юрисдикции, то здесь все индивидуально и нужно обращать внимание на деятельность бизнеса, партнеров, налоговое планирование и т.д. Я бы хотела отметить что в Сингапуре с требованием местного директора, который несет полную криминальную и административную ответственность за компанию, нет требований к обязательному аудиту фин отчетности компании, в тоже самое время в Гонконге, где нет требований к местному директору, есть обязательный аудит и очень часто стоимость местного директора в одной юрисдикции и затраты на аудитора в другой могут перекрывать друг друга. Если вы хотите регистрировать и заниматься иностранным бизнесом, то изначально проконсультируйтесь со специалистами по вопросам налогового и корпоративного планирования. Лично мне достаточно всего несколько вопросом и пару минут разговора для того, чтобы понять что подойдет клиенту и что будет работать.
В clerky можно зарегить С корп, с акциями, которые сразу не распределены, а вестятся среди участников по времени. Нужно ли уведомлять налоговую, в первый год, когда обычно клифф и по сути акции никому не принадлежат?
Приветствую,
Нас интересует вопрос по расчету налогов для компании нерезидента США
Кейс такой:
1. Мы инкорпорированы в штате Делавер (на то есть объективные причины)
2. Мы уведомляем Налоговую в РФ как полагается (в РФ нет юр. лица)
3. Наша компания ведет деятельность по продаже цифровых услуг
Если на пальцах и очень коротко, какие налоги сюда могут набегать (налог штата, или упраздненный Трампом федеральный налог + будет ли двойное налогообложение? мы уже запутались)
Сейчас мы на этапе понимания картины в целом, чтобы дальше обратиться к специалисту, но нам нужно иметь представление, хотя бы взвешенно с небольшим примером, чтобы понимать, как двигаться дальше
Буду рад комментарию с примером, максимально приближенным к нашему кейсу,
Спасибо!