OZON отказался вернуть деньги за сертификаты, которые случайно купил ребенок — и проиграл в суде на 1,26 млн рублей
Нужно ли возвращать деньги за подарочные сертификаты? Известный маркетплейс OZON был уверен, что нет. Но суд — решил иначе. И теперь маркетплейсу придется заплатить более миллиона рублей за ошибку, которую совершила школьница.
Прежде чем начать, приглашаю вас в мой ТГ-канал, где я ежедневно пишу о новинках законодательства, интересных делах, государстве, политике, экономике. Каждый вечер — дайджест важных новостей государственной и правовой сферы.
Что случилось?
В октябре 2024 года школьница взяла телефон своей матери — гражданки Б., чтобы посмотреть товары на известном маркетплейсе OZON.
Как именно дальше развивались события — доподлинно неизвестно, но в итоге девочка оформила с аккаунта мамы покупку трех подарочных сертификатов OZON на общую сумму 830 тысяч рублей.
Сразу после этого дочь во всем призналась матери. Б. обратилась в службу поддержки маркетплейса и объяснила ситуацию, попросив вернуть деньги. Однако ей отказали — сотрудник поддержки сослался на правила OZON, согласно которым сертификаты возврату не подлежат.
После этого Б. направила письменную претензию в адрес маркетплейса, но и это не помогло — снова отказ.
Тогда она обратилась в суд, требуя не только возврата денег, но и выплаты потребительского штрафа и компенсации морального вреда.
Что решил суд?
В суде представитель маркетплейса настаивал: при оформлении заказа покупатель соглашается с условиями оферты.
А по правилам OZON подарочные сертификаты отнесены к товарам, которые не подлежат возврату или обмену — соответствующее предупреждение размещено на странице товара (к слову, оно там до сих пор).
При этом обстоятельства покупки не имеют значения, поскольку она сделана с аккаунта покупателя — следовательно, ответственность лежит на нем, независимо от того, кто именно оформил заказ.
Но суд с таким подходом не согласился. Он указал: приобретение подарочных сертификатов по сути является авансом за будущие покупки и предоставляет лишь право на покупку товара в пределах номинала. По закону, если покупатель впоследствии отказывается от покупки, продавец не может просто оставить аванс себе — деньги надо вернуть.
Поскольку маркетплейс отказался возвращать средства добровольно, суд признал полученные деньги неосновательным обогащением и обязал вернуть их гражданке Б.
Также в ее пользу были взысканы потребительский штраф — 420 тысяч рублей, и компенсация морального вреда — 10 тысяч. Итого — 1,26 млн рублей. А ведь OZON мог бы просто вернуть деньги еще на стадии досудебной претензии (Решение Березниковского городского суда Пермского края по делу N 2-352/2025).
Хотя это пока только решение первой инстанции, шансы на его успешное оспаривание у маркетплейса невелики — позиция суда полностью соответствует и разъяснениям Роспотребнадзора, и практике Верховного суда по аналогичным делам.
Приглашаю вас в мой ТГ-канал, где я ежедневно пишу о новинках законодательства, интересных делах, государстве, политике, экономике. Каждый вечер — дайджест важных новостей государственной и правовой сферы.
Представьте: вы арендуете ячейку для хранения крупной суммы денег. Но однажды обнаруживаете, что ячейка пуста, а виновных не найти. Именно в такой ситуации оказалась наша героиня, которая потеряла 22 млн рублей, хранившихся в ячейке. Банк отказался возмещать убытки, ссылаясь на условия договора, а суды долго отказывали в иске.
Я много раз писал об интересных делах, когда из-за ошибок с ценами покупателям удавалось заключать сверхвыгодные сделки. Но этот герой переплюнул всех — не только отхватил пять айфонов по цене в 15 тысяч раз ниже их реальной стоимости, но и добился в суде, чтобы продавец отдал смартфоны. Разбираемся в деталях.
Администрация Дональда Трампа сделала ход, которого от нее давно ждали, но все равно удивились: впервые наказала Китай за покупку нефти, попавшей под американские санкции.
Представьте, что вы никогда не брали кредит, но внезапно получаете судебный приказ о взыскании долга. Именно в такой ситуации оказалась наша героиня — мошенники оформили на нее кредит, а банк, не проявив должной осмотрительности, потребовал вернуть деньги. Дело дошло до суда, и, несмотря на очевидные признаки преступления, правду удалось доказать т…
Если у вас украли карты и телефон с онлайн-банком, вы должны сразу же сообщить об этом в банк. Но что делать, если банк сам отказывает в помощи, ссылаясь на невозможность идентифицировать клиента. И как быть, если в результате промедления банка были украдены деньги и оформлен мошеннический кредит? Кто будет за это отвечать?
Иногда на маркетплейсах появляются предложения, которые кажутся слишком хорошими, чтобы быть правдой. Но что, если покупатель уже оформил такой заказ, оплатил товар и получил подтверждение, а продавец затем отменил сделку, сославшись на отсутствие товара? Разбираем очередную историю из этой категории.
Как создать франшизу в социальном бизнесе и не пожалеть об этом
Иногда судебные приставы настолько рьяно исполняют свои обязанности, что забывают о законе. Так и произошло в этой истории: у матери двоих детей забрали и продали на торгах ее единственное жилье. Разбираемся, как так вышло и кто в итоге остался без квартиры, а кто – без денег.
Продавцы маркетплейсов часто сталкиваются с необоснованными списаниями денежных средств, будь то завышенные тарифы на логистику, штрафы или дополнительные сборы. Однако не все знают, что с этим можно успешно бороться в суде. Разберем реальный случай, в котором продавец смог вернуть свои деньги, а также компенсировать судебные расходы.
Однажды я уже писал о похожей истории — тогда мужчине удалось купить 5 айфонов по цене всего 3 рубля. В этот раз покупателю повезло еще больше — он успел заказать 20 айфонов, заплатив за каждый всего 30 рублей. Но обо всем по порядку.
В этот раз речь пойдет не про сломанный товар, не про невозвращение денег и даже не про обман с ценами. В этой истории покупатель прошел три инстанции, чтобы заставить известный маркетплейс вернуть списанные баллы по программе лояльности. И в итоге добился своего, но лишь отчасти.
Иногда покупатели возвращают товар, а продавцы — деньги. Но что, если возврат происходит спустя срок, который, по мнению продавца, уже истек, а все заказы были вообще сделаны ради наживы? История нашей героини — как раз о таком споре: маркетплейс отказал в возврате, обвинил покупательницу в злоупотреблении правами и даже заблокировал ее аккаунт.
Хаха, @Ozon что там у нас насчет "согласились, когда соглашались"?) "загвоздка"?)
Хахах, блин, как так можно тупить и не вшивать уже в инструкции сотрудникам, что сертификаты возвратные. И кстати иногда некоторые товары они открываются оформлять на возврат, что тоже незаконно